Схимонах Иларион. На горах Кавказа
к оглавлению
Еще о молитве вообще
Конечно, мы называем и почитаем подвигом молитву, которая собственно должна быть нашим отдохновением, покоем, наслаждением и радостию.
Когда мы сидим за столом и вкушаем пищу, этого не называем подвигом, а молитва это пища души, это дыхание духа есть для нас подвиг. Но пусть она подвиг, тем не менее она совершенно необходима в деле спасения, весь успех в сем деле зависит от молитвы и без молитвы нет спасения душе. Без нее духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает, как рыба без воды. И как быть иначе?
Духовная жизнь наша питается и поддерживается единственно Духом Святым, а сами в себе начала сей жизни мы не имеем, как не имеем начала и телесной жизни, но чрез пищу заимствуем ее извне. Как же привлекается жизнь духа от Духа Святого? Так же как и телесная от пищи; простиранием рук, отверстием уст молитвою: отверзох уста и привлекох Духа.
[Из своего собственного сборника, в который вписывались мысли, при чтении многих разных книг, без указания авторов, так как тогда не имелось в виду, что сии мысли, со временем, будут печататься.]
Если же человек по силам своим употребит возможные для этого труды и будет молить Господа о даровании ему сего безценного дара, то действительно бывает обладателем небесного блага. Тогда бывает с ним то, как пишется у святого пророка Исаии про Сион: и будут врата твои, Сионе, открыты день и ночь и не затворятся во веки то есть молитва, внедрившись в сердце и сорастворившись с сознанием и духом нашим, не престанет во веки. И се
есть несомненный залог небесного блаженства; высшая степень которого, как гласит
Божественное Писание, состоит именно в преискреннем соединении с Триипостасным
Существом: в зрении всемогущего Бога, в Его присносущной славе, доступной
возможности разумной твари.
А начатки сего блаженства полагаются здесь именно в нашем молитвенном ко Господу Богу служении, которое в начале своего к нему навыкновения, не общает таких неизобразимо высоких плодов. Но по мере внедрения молитвы в сердце, постепенно начинает разгораться в нем Божественный свет, претворяя его естественную дебелость в духовное качество.
В молитве действуется тайна единения Христа с верующими. Здесь тайна примирения человека с Богом, предвкушается блаженство лицезрения Бога лицом к лицу (1 Кор.13,12). Когда настанет непосредственное видение, то и вера прекратится (2 Кор.5,7), блаженство утоления жажды правды (Мф.5,6), блаженство от пребывания в Боге и Бога в
сокровенном единении (Ин.17,21-23).
«Молитва есть самым делом восхождение к Богу в сердце нашем. Она есть во истину течение жизни нашей в живот вечный. Кто не имеет молитвы, тот бездыханен по духу и мертв духовно подобно тому, как не имеет нужды в дыхании воздухом и тот, кто мертв телесно. Молитва есть ключ от сокровищ всех благ небесных. Нет такой вещи, которой молитвою нельзя было бы получить, только бы просимое было благо и испрашиваемо, как должно. Сила молитвы непостижима для ума человеческого. Молящемуся вся возможно. История Церкви Ветхого и Нового Завета представляет нам чудеса молитвы. Господь и без прошений наших знает наши потребности и нужды и готов исполнять их, по безконечному Своему милосердию, но, как правосудный, положил, чтобы мы чрез прошения получали от Него помощь. Просите , сказал Он, и дастся вам (Мф.7,7). Не имате, зане не просите; просите и не получаете, зане зле просите (Иак.4,3). Одно уже то, что молитва есть собеседование с Богом Царем Неба и земли, Владыкою вселенной какая честь для молящегося?… Это ангельская честь, ангельское занятие!… Без молитвы, не обучив себя ей здесь, не воспитав духа ее в себе и не навыкнув к ней, человеки нельзя вступать на небо и обитать на нем, как вовсе туда неготовому и неспособному к небесной жизни, потому что небесная жизнь, самое существо ее, есть молитва. И в Церкви Христовой торжествующей в Царстве славы не прекратится молитва. Прекратится молитва просительная, престанут моления: Господи помилуй! подай Господи! Но молитва благодарения и славословия там еще более возрастет и восторжествует. А потому, кто не имеет ныне в себе молитвы, не вступит туда, где полнота и торжество ее: не войдет во святилище, не вступив наперед в преддверие» (Из своего сборника).
Исполнение Господних заповедей или христианского закона решительно не возможно без Господа Иисуса Христа, без Его благодатной помощи, как Он и говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5). И всякий из нас, хотя бы и мало покушавшийся жить благочестиво, со всею полною убедительностию может подтвердить всецелую непреложность словес Господних.
Новая причина к тому, чтобы ум и сердце устремлять к общению с Господом Иисусом Христом, каковое устремление производится и действуется Иисусовою молитвою.
И вот молитва Иисусова снова налагает на нас неотложную обязанность пребывать в ее непрерывном упражнении и делании. Иначе, как только молитвою, мы быть в общении с Господом Иисусом Христом не можем. А без этого общения и нельзя надеяться на свое вечное спасение, потому что оно в Сыне Божием.
Приобщение Святых Христовых Таин Тела и Крови Господа Иисуса Христа, существенно соединяет нас с Ним, делая нас, по слову святого апостола, общниками Божественного естества (2 Петр.1,4). Но это наше
с Господом Иисусом единение и преискреннее общение мы можем удержать в себе
только тогда, как в уме и сердце будем содержать Его святейшее имя «Иисус
Христос», а иначе, когда мы ум свой и сердце уклоним на сторону далече, тогда в
нас не будет места, где бы Божественная сия святыня могла покоиться. И вот опять
подтверждение тому, что молитва Иисусова совершенно необходима нам в деле спасения, как непосредственно соединяющая нас с Источником вечной жизни
Искупителем нашим Иисус Христом.
Все это подробное разъяснение и длинную повесть о Иисусовой молитве можно заключить для ясности в краткие положения. Во-первых: приятелище сей молитвы или сосуд, в коем она помещается, есть именно дух человеческий, по указанию святых отец, находящейся в верхней части сердца, выше левого сосца, на половину указательного пальца, именуемый ими словесною силою. Сам наполняясь от молитвы благодатным светом, дух передает этот свет душе, которая занимает под ним все телесное сердце (сердчак).
В человек все тройственно по причине его тройственного состава: тела, души и духа. Поэтому, когда святые отцы говорят о сердце, то и трудно, не имея личного опыта, разуметь, что именно они тут разумеют. И это есть, как и выше сказано, внутреннее чувство души, составляющее корень и центр нашей душевной жизни, потому что в этом чувстве или сердце души проходит вся наша жизнь. А разум, если и должен иметь какое-нибудь участие в деле молитвы, то разве то, что его должно лишить свойственной ему его деятельности, мышления, рассуждения и неудержимой стремительности в движении. Он здесь не более, как только страж и блюститель, стоит у дверей сердца и охраняет всю духовную область, что бы не вошло туда какое-нибудь земное помышление, враждебное или вообще не нужное для молитвы. Потому-то у святых отцов строго заповедуется во всех писаниях во время молитвы иметь ум чистым от всякого помышления, безъобразным, безвидным, безкачественным, и он есть не более, как только внешний зритель. А вся жизнь действуется в духе, который, соединяясь в имени Господнем с Самим Господом, исполняется Божественного света, небесной радости и духовного блаженства и передает это душе. Человек в это время, весь будучи собран воедино всеми своими силами, всецело соединяется с Господом Иисусом.
к оглавлению