Из книги: "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима"
к оглавлению
Примечание 3
[211]. Семко а ну, давай, ну-ка (см.: Даль В. Указ. соч. Т. IV . С. 173).
[212]. Иванов Гурий (иеромонах Георгий) крестьянин графа Шереметева, в Саровской пустыни с 1827 года, гостинник, впоследствии был в Троице-Сергиевой лавре. Автор одного из первых жизнеописаний батюшки Серафима «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его» (Маяк: Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. СПб., 1844. Т. 16. С. 59-95).
[213]. Путкова Ксения Васильевна (в монашестве Капитолина, 1805-1896) крестьянская девица, старшая церковница в Рождественских церквах, впоследствии ризничная.
[214]. Ср.: Мф. 24, 22; Мк. 13, 20.
[215]. Ролен Шарль французский историк, ректор Парижского университета (Сорбонны), член Королевской академии. Упомянутые сочинения: Древняя история о египтянах, о карфагенах, об асирианах, о вавилонянах, о мидянах, персах, о македонянах, о греках: В 10 т. / Пер. В. Тредиаковского. СПб., 1749-1762; Римская история от создания Рима до битвы актийской, то есть по окончание республики: В 16 т. / Пер. В. Тредиаковского. СПб., 1761-1767.
[216]. См.: Алкоран о Магомете, или Закон турецкий, переведенный с французского языка на российский. СПб., 1716.
[217]. Соловцовы Александр, Африкан и Петр Степановичи помещики с. Лемети Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Известные благотворители Саровской пустыни.
[218]. Аргамаковы старинные благотворители Сарова, владельцы с. Хозина. М. М. Аргамаков помог первоначальнику Саровской пустыни Иоанну приобрести землю под пустынь. А. И. Аргамакова крупнейший вкладчик в строительство Саровской колокольни (см.: Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 2995).
[219]. Князья Бабичевы (в рук. Бибичевы) известны два брата, Григорий и Иван Ивановичи, алатырские дворяне, деятели Комиссии Нового уложения 1760-х годов. Дети первого Дмитрий и Иван Григорьевичи. Оба состояли членами Вольного экономического общества, занимались изобретениями и усовершенствованиями в области сельского хозяйства. Дмитрий Григорьевич инженер, учился в Лондоне. В 1870 году занимал должность прокурора Симбирской верхней расправы с чином коллежского асессора.
[220]. Суворов Александр Васильевич (1730-1800) князь Италийский, граф Рымникский, выдающийся русский полководец, генералиссимус.
[221]. Об устройстве Спасо-Преображенского банка пишет Мотовилов в письме графу Адлербергу от 26 июля 1866 года (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 142).
[222]. Барабинская степь обширная низменность в Западной Сибири между Иртышом и Обью. Местность болотистая. Климат нездоровый.
[223]. Аральское море горько-соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана, в 260 км от Каспийского моря. В него впадают реки Сырдарья и Амударья.
[224]. Каспийское море (в древности Гирканское. Хвалынское) на границе Европы и Азии, между Россией, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Уровень его на 27,5 метров ниже уровня Аральского моря.
[225]. Черное море (в древности Понт Евксинский) омывает берега России, Украины, Турции, Грузии и Румынии. Соединяется со Средиземным морем посредством Мраморного моря, Дарданелльского пролива и Эгейского моря.
[226]. Азовское море связано с Черным морем Керченским проливом. Находится у берегов России и Украины. Содержит мало соли и зимой замерзает. Глубина незначительна, от 6 до 14 метров.
[227]. Пелопоннес полуостров на юге Греции.
[228]. Сибирская язва заразная болезнь домашних животных, вызываемая бактерией сибиреязвенной палочкой. Люди, имеющие общение с больными животными или их трупами, легко заражаются сибирской язвой.
[229]. «И рече отрочищ Ангелу: Азария брате, что есть сердце и печень и желчь рыбия; И рече ему: сердце и печень, аще кого смущает демон или дух зол, сим подобает курити пред человеком или женою, и ктому не будет смущатися: желчь же, помазати человека, иже имать бельма на очесех, и исцелеет» (Тов. 6, 7-9).
[230]. Фотий (Спасский, 17921838) архимандрит, настоятель и возобновитель Новгородского Юрьева монастыря (в 18221838 годах), известный обличитель мистицизма.
[231]. Назарий (Кондратьев, 1735-1809) игумен и возобновитель Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (1781 1804), инок Саровской пустыни, где и скончался. Известны его наставления.
[232]. Вероятно, Мотовилов здесь путает название монастыря. Из житийной литературы о преподобном известно, что ему в 1796 году предлагали место архимандрита Алатырского Троицкого монастыря, а после его отказа туда был послан иеромонах Авраамий (см.: Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 36). В Новгородскую же епархию был послан в том же 1796 году на игуменство в Клопский монастырь иеромонах Маркеллин, будущий автор первого описания Саровской пустыни (см. Подурец А. М. Указ. соч. С. 91). В Новгородскую же епархию на архимандритство в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь был вызван из Саровской пустыни в 1791 году иеромонах Авраамий (сообщил В. А. Степашкин). Однако в то время преподобный Серафим был еще иеродиаконом и в дальнюю пустыньку на постоянное жительство удалился лишь в 1794 году.
[233]. Феофил, блаженный занимал должность эконома Аданской церкви, по смирению отказался от посвящения его во епископа, а потом по проискам клеветников был отстранен даже от должности эконома. Тщеславие с неимоверной силой напало на него, и он вошел в общение с диаволом, отрекся от Христа, перестал причащаться, чтобы опять получить утраченную должность эконома, но уже при помощи диавола. Потребовалось особое вмешательство Божией Матери для спасения от окончательной погибели блаженного Феофила (см.: Святитель Серафим (Соболев). Проповеди. М., 1999. С. 179). Святитель Серафим (Соболев) полагал, что преподобный Серафим Саровский стал для молитвы на камень, чтобы победить помыслы тщеславия, и победил (с. 178).
[234]. «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» (Пс. 123, 1-2).
[235]. Симон Зилот, или Кананит один из двенадцати апостолов. Зилоты составляли фанатическую секту иудеев. Кананитом называется по его происхождению из Каны Галилейской. Почитается тем женихом, у коего на свадьбе были Спаситель и Богоматерь. Апостол Африки, а по другому преданию Британии, Вавилонии и Персии. Местом кончины его считают Абхазию. Память его 10 мая и 30 июня.
[236]. «Зван же бысть Иисус и ученицы его на брак. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему; вина не имут. Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено; не у прииде час Мой» (Ин. 2, 2-4).
[237]. Четверик русская мера сыпучих тел, равная 1/8 четверти. Четверть (ил куль) 9 пудов ржи или 6 пудов овса. 100 четвериков ржи равны 112,5 пуда, или около 1800 кг ржи.
[238]. Из текста видно, что Мотовилов готов давать не 1800 кг ржи, а в 40 раз больше (т. е. по 72 тонны ржи), но преподобный останавливает его от таких чрезмерных обещаний, могущих оказаться даже невозможными к исполнению.
[239]. Известно, что Мотовилов свято исполнял эту заповедь и ежегодно присылал в обитель по 20 четвертей (180 пудов, или 2900 кг) ржи, как об этом свидетельствовала начальница общины Е. А. Ушакова в 1861 году (см.: РГИА. ф. 797, оп. 31, ст. 2, отд. 2, д. 196 б, л. 119).
[240]. «…да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол...» (Мф. 18, 16).
[241]. Сажень русская мера длины, равная 3 аршинам, или 2,1336 метрам.
[242]. «Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится; ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5, 13; также: Мк. 9, 50; Лк. 14, 34).
[243]. Преподобная Александра Дивеевская (в миру Агафия Симеоновна Мельгунова, урожд. Степанова, ок. 1730-1787/9) первоначальница Дивеевской общины. Прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее 13 июня.
[244]. «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих, отныне и до века» (Пс. 124, 1-2).
[245]. «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление» (Пс. 36, 5-7).
[246]. «Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века» (Пс. 120, 8).
[247]. «До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укаряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1 Кор. 4, 11-13).
[248]. «Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их; и будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 21-22).
[249]. Святые семь отроков Эфесских Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин жили во времена гонения на христиан римского императора Декия в середине III века, чудесным образом уснули в пещере, где скрывались от преследователей, и пробудились во времена императора Феодосия Младшего в первой половине V века для уверения в истинности всеобщего воскресения. Память их празднуется 4 августа.
[250]. Мельничная обитель первоначально была основана батюшкой Серафимом на земле, принадлежащей заводчикам Баташевым. Преподобный начал строить мельницу ещё до получения разрешения на пользование землею (см.: Летопись… С. 203).
[251]. Иеромонах Иоасаф (Иван Тихонович Толстошеев) увязал это предсказание преподобного с тем торжеством, которое было устроено по его, Иоасафа, указанию в Дивееве при насильственном соединении в 1842 году двух отдельных общин (см.: Иеромонах Иоасаф. Указ. соч. 2-е изд. СПб., 1856. С. 80-87).
[252]. «Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть; И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают: аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших: убо и умершии о Христе, погибоша. (И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы» (1 Кор. 15, 12-19).
[253]. «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся» прошение так называемой «мирной» ектении.
[254]. Святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий, 1779-1857) прозванный современниками Благочестивым, ректор Московской духовной академии. Рукоположен во епископа Калужского и Боровского в 1819 году; с 1825 года епископ Рязанский и Зарайский, с 1826 года архиепископ, с 1828 года архиепископ Казанский и Свияжский, с 1836 года архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1837 года митрополит Киевский и Галицкий. Прославлен в лике Сибирских святых. Память его 21 декабря.
[255]. В результате архивных изысканий удалось обнаружить документы, свидетельствующие, что муж матушки Александры имел чин не полковника, а подпоручика (см.: Государственный архив Рязанской области (ГАРО). ф. 2, оп. 1, д. 1665, св. 34, л. 14 об.).
[256]. Преподобный Феодор Студит (760826) знаменитый устроитель монашеской жизни и обличитель иконоборцев. Составитель монастырского устава, получившего его имя. Устав переиздан в недавнее время (см.: Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч. 1. М., 2001).
[257]. Кочеулова Ксения Михайловна (урожд. Милованова, 1746/561837) вдова тульского оружейного мастера. В Дивеевскую Казанскую общину поступила вскоре после кончины первоначальницы и была третьей настоятельницей (17961834). В последние годы отошла от дел по болезни.
[258]. Кочеулова Ирина Прокопьевна (17831857) дочь Ксении Михайловны и преемница ее в начальствовании в Дивеевской Казанской общине с 1834 года, с 1842 по 1850 годы первая начальница объединенной Дивеевской общины. После отстранения от начальствования доживала в той же обители в совершенном уединении.
[259]. Пахомий (Леонов, 17271794) иеромонах, строитель (настоятель) Саровской пустыни в 17771794 годах, духовник матушки Александры и дивеевских сестер.
[260]. Канавка эта была вырыта сестрами Мельничной общины по благословению батюшки Серафима в 18291833 годах по тому месту, где прошла Божия Матерь, обходя Мельничную Девическую общину. С канавкой связано много обетований, в частности, преподобный говорил, что при царстве антихриста последний не сможет перейти сего рубежа. Заповедано ходить по канавке с чтением 150 молитв «Богородице Дево, радуйся...».
[261]. Преподобная Марфа Дивеевская (Мария Семеновна Мелюкова, в схиме Марфа, 18101829) одна из самых близких к преподобному сестер дивеевских, о которой он предсказывал, что она будет начальницей в Небесном Дивееве. Прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее празднуется 21 августа.
[262]. Преподобная Елена Дивеевская (Елена Васильевна Мантурова, 18051832) первая начальница Мельничной общины, устроительница (вместе с братом М. В. Мантуровым) церквей Рождества Христова и Рождества Богородицы. Прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее празднуется 28 мая.
[263]. Преподобный Пахомий Великий (294348) основоположник общежительных монастырей. Подвизался в Египте. В 325 году во время молитвы получил от Ангела правила иноческого общежития. В состав правил входит чтение двенадцати избранных псалмов.
[264]. Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы построены по благословению преподобного на месте паперти Казанской церкви матушки Александры на средства М. В. Мантурова и его сестры, преподобной Елены (Е. В. Мантуровой), в 1827-1830 годах. В нижнем Богородице-Рождественском храме почивают ныне мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских.
[265]. Иверия древнее название Грузии. По церковному преданию, первый удел Божией Матери, выпавший Ей при разделении жребиев между апостолами проповеди Христа.
[266]. Афон полуостров на северо-востоке Греции и гора с тем же названием, своеобразная монашеская область, куда запрещен вход женщинам. По преданию, Божия Матерь была принесена к нему бурей, при выходе Ее на берег сокрушились идольские капища. Божия Матерь взяла Афон в Свой второй удел.
[267]. Киево-Печерская лавра основана преподобными Антонием и Феодосием в XI веке. Третий удел Божией Матери.
[268]. Куликовская община находилась в Тамбовской губернии.
[269]. Письмо это до нас не дошло. Но в делах обер-прокурора Святейшего Синода оно значится (с отметкой «выбыло») (см.: РГИА, ф. 797, оп. 5, 1838 г., д. 19376. По письму Н. Мотовилова о содействии касательно утверждения жертвуемой им земли в пользу монастыря Нижегородской губернии. 3 л. 27 января 3 февраля 1838 г.). Если Мотовилов надеялся на поддержку в Синоде со стороны святителя Филарета {Амфитеатрова), то он опоздал, так как незадолго до того в 1837 году по проискам графа Протасова святитель Филарет (Амфитеатров) вместе со святителем Филаретом (Дроздовым) навсегда были удалены от присутствия в Синоде.
[270]. Нектарий (Надеждин, 1819-1873) рукоположен во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии 13 сентября 1859 года; в 1859-1860 годах ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 29 сентября 1860 года епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1867 года архиепископ, с 1869 года архиепископ Харьковский и Ахтырский.
[271]. Филарет (Дроздов, 1782-1867) выдающийся иерарх Русской Церкви, прозванный Мудрым, по нему называется эпоха «век Филарета». В 18121817 годах ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1817 году; с 1819 года архиепископ Тверской и член Святейшего Синода, с 1820 года архиепископ Ярославский, с 1821 года архиепископ, с 1826 года митрополит Московский. Причислен к лику святых. Память его празднуется 19 ноября.
[272]. Иоанн, епископ Донской и Новочеркасский. (См. прим. 10).
[273]. Указ Святейшего Правительствующего Синода от 12 июня 1842 года (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 207).
[274]. Здесь Мотовилов говорит о тех сестрах, которые были привержены отцу Иоасафу, участвовали в смуте 1861 года и в конце концов ушли и основали Серафимо-Понетаевский монастырь.
[275]. Дурасов Федор Алексеевич (1785-1856) окончил морской кадетский корпус, с 1821 года на гражданской службе, в 1838 году обер-прокурор департамента Сената, с 1845 года тайный советник, с 1848 года сенатор, с 1852 года сенатор межевого департамента.
[276]. Ясное доказательство истинности слов Н. А. Мотовилова содержится в рапорте 1839 года в Нижегородскую духовную консисторию начальницы Дивеевской церковной Казанской общины Ирины Прокофьевны Кочеуловой: «...в 1834 году г. Николай Александрович Мотовилов по усердию своему к религии, купив в дачах села Дивеева... для содержания, как ее (т. е. Казанской общины), так и другой, называемой Мельничной, пашенной земли с угодьи 57 десят<ин>, из коих 33 десятинами пользуется Мельничная Девическая обитель, остальными 24 десятинами обитель, заведываемая мною, каковую землю обрабатываем сами, имея для сего рогатый и конный скот…» (ГАНО, ф. 2, оп. 4, д. 835, л. 29 об.).
[277]. См. об этом: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 176, 202, 218.
[278]. Иеремия (Соловьев, в схиме Иоанн, 1799-1884) рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии 6 марта 1841 года; с 1843 года епископ Кавказский и Черноморский, с 1849 года епископ Полтавский, с 1851 года епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1857 года на покое в затворе. Известный духовный писатель.
[279]. «…повеле тысящник отвести его в полк, рек ранами истязати его, да разумеет, за кую вину тако вопияху нань. И якоже протягоша его вервьми, рече к стоящему сотнику Павел: человека Римлянина и неосуждена леть ли есть вам бити» Деян. (22, 24-25).
[280]. «Не писах же сия, да тако будет о мне: добрее бо мне паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит» (1 Кор. 9, 15).
[281]. «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118, 134).
[282]. Шереметев Сергей Васильевич (1792-1866) тайный советник, участник Бородинского сражения. За участие в подавлении восстания декабристов пожалован флигель-адъютантом. Участник русско-турецкой войны 1828 года и польской кампании 1831 года. Крупнейший нижегородский помещик. В 1837-1845 годах предводитель нижегородского губернского дворянства.
[283]. Урусов Михаил Александрович (1802-1883) князь, генерал-лейтенант, сенатор, в 1844-1855 годах нижегородский военный губернатор, впоследствии витебский, смоленский и могилевский генерал-губернатор.
[284]. См. об этом: ГАНО, ф. 570, оп. 557, д. 63, лл. 24-33 об.
[285]. Об этом в письмах святителя Филарета Московского преподобному Антонию (Медведеву) (см.: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4. 1857-1867. М., 1884. С. 287-288. № 1376-1377).
[286]. Деревня Князь-Иваново (совр. Маевка), ближайшая к с. Дивееву, издавна входила в приход Казанской церкви.
[287]. Караулов Иван Егорович (в монашестве Иоасаф) арзамасский помещик, 1840-е годы мировой посредник полюбовного межевания земель Ардатовского уезда. Ближайший помощник отца Иоасафа в захвате земель Мотовилова, Мантурова, княгини Шахаевой. Впоследствии монах Высокогорского Арзамасского монастыря.
[288]. См. об этом: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 191.
[289]. Господа Зевакины владельцы земли в д. Осиновка, которая была у них куплена Е. В. Ладыженской и завещана Дивеевской общине с целью уменьшить значимость мотовиловских пожертвований.
[290]. «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине...» (1 Кор. 13, 4-6).
[291]. Собор во имя Пресвятой Богородицы Всех Ее явлений, или «Всех Радостей Радость» для Дивеевских общин предполагался Мотовиловым к построению на месте, заповеданном батюшкой Серафимом, на 15 десятинах, купленных М. В. Мантуровым. Мотовилов предполагал, чтобы вся железная руда, добываемая из земли, жертвуемой им в Дивеевские общины, продавалась, а деньги шли на строительство собора. Название собора Всех явлений связано с предсказанием преподобного, что в Дивеевском соборе соберутся списки всех чудотворных икон Богоматери.
[292]. Три гумна господ Ждановых, или 15 десятин, были куплены по указанию преподобного Е. В. Мантуровой (преподобной Еленой) под будущий собор, а в 1845 году насильственно отняты у М. В. Мантурова в пользу объединенной общины сторонниками Ивана Тихонова (см.: Летопись... С. 286-289; Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 201-204).
[293]. Следовательно длина собора около 188 метров, ширина около 123,5 метров, высота до креста 253 метра. Крест на нем около 72 метров, а шириной около 32 метров. Колокольня: ширина основания около 72 метров, высота 329 метров, а крест на ней высотой 32 метра, а шириной 17 метров. Общая высота собора с крестом предполагалась около 325 метров, а колокольни около 361 метра. Для сравнения: высота Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря с крестом 53 метра, а колокольни 72 метра. Высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле 81 метр. Для сравнения: по проекту А. Л. Витберга храм Христа Спасителя в Москве должен был иметь от подножия горы до креста 236 метров, а от основания храма до креста 172 метра. По проекту К. А. Тона храм Христа Спасителя имеет высоту 104 метра.
[294]. С утверждением царской столицы в Иерусалиме царь и пророк Давид задумал выстроить в нем храм. Но строительство Иерусалимского храма, по воле Божией, было осуществлено сыном Давида Соломоном. Храм знаменит обширностью и отделкой. Просуществовал до самого разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году.
[295]. Иосиф (евр. «Бог да умножит») Прекрасный сын патриарха Иакова от Рахили, проданный братьями в Египет и там возвысившийся, и переведший туда отца и братьев. Псонфомфаних (егип. «открывающий сокровенное») прозвище, данное Иосифу в Египте (Быт. 41, 45).
[296]. Архистратиг военачальник, духовный чин архангелов, предводитель небесных сил. Церковное предание упоминает архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Иегудиила, Селафиила, Уриила, Варахиила. В Книге Еноха упоминаются другие имена: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Сариил, Гавриил, Иерахмиил.
[297]. Иоанн Креститель, или Предтеча сын Захарии и Елисаветы, предшественник и провозвестник Иисуса Христа, сказавшего о нем: «...не воста в рожденых женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).
[298]. Адам и Ева праотцы, родоначальники человечества. Преступив заповедь Божию, были изгнаны из рая. Спаситель вывел их из ада и возвратил в рай.
[299]. Сельцо Бритвино родовое имение Мотовиловых с XVI века, находится недалеко от города Лукоянова Нижегородской области.
[300]. 129 метров длины, 86 метров ширины и 165 метров высоты.
[301]. Орна Иевусеанин на его гумне стоял Ангел, поражающий Израиль за грех царя Давида, и здесь повелел создать алтарь Господу Богу (1 Пар. 21). В «Летописи...» приводится следующий рассказ: «Затем дал поручение Елене Васильевне съездить к г-ну Жданову и купить у него эту землю за триста рублей, которые батюшка и передал ей. "Святой царь Давид, сказал он Елене Васильевне, когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно. Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю"» (с. 287).
[302]. «И даде Давид Орне за место то сикль златых весом шесть сот» (1 Пар. 21, 25).
[303]. В 1839 году.
[304]. То есть Мельничной общины.
[305]. Н. А. Мотовилов обвенчался с крестьянской девицей Еленой Ивановной Мелюковой (племянницей преподобной Марфы Дивеевской) 21 октября 1840 года.
[306]. Можно полагать, что здесь Мотовилов упоминает рассказ дивеевской старицы Евдокии Ефремовны (монахини Евпраксии) о посещении преподобного Матерью Божиею с двенадцатью избранными девами в праздник Благовещения 1831 года (см.: Летопись... С. 325327).
[307]. То есть 172 метра длины, 107 метров ширины и 107 метров высоты. Колокольня 107 м высоты.
[308]. Иаков (Вечерков, 1791-1850) известный обличитель раскола, духовный писатель. Рукоположен во епископа Саратовского и Царицынского 27 марта 1832 года; с 1847 года епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1849 года архиепископ. Скончался в Санкт-Петербурге.
[309]. Подробнее см.: Летопись... С. 586-596.
[310]. Ардатовский Покровский женский 3-го класса (с 1861 года) монастырь находился в городе Ардатове Нижегородской губернии. Основан в начале XIX века мещанской девицей Вассой Дмитриевной Полюховой. Главный храм обители в честь Покрова Божией Матери с двумя теплыми приделами в трапезной части: во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя великомученицы Варвары.
[311] . Кежутина Евдокия Андреевна известная подвижница, вторая начальница Ардатовской общины в 18231861 годах. Рано ослепла. См. о ней: Отечественные подвижники благочестия. Ноябрь. Изд. Оптиной пустыни, 1994. С. 549-564.
[312] . Николай (Доброхотов, ?1864) рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 27 апреля 1841 года; с 1857 года на покое. Отказался рукополагать Ивана Тихонова во иеромонаха как не сдавшего экзамен на должность пресвитерскую.
[313]. Иов Многострадальный святой. Книга Иова входит в состав Ветхого Завета. Согласно выписке из метрической книги 1809 года, Н. А. Мотовилов родился 12 мая, а крещен 14-го. С чем связано расхождение, сказать трудно (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 238, 242).
[314]. Об этом в Деяниях апостолов, гл 12.
[315]. См.: Деян. 2, 10.
[316]. Александр II Николаевич (1818-1881) - император Всероссийский в 1856-1881 годах. Прозван современниками «Освободитель» за то, что им было совершено освобождение крестьян от крепостной зависимости. Убит народовольцами 1 марта 1881 года.
[317]. Долгоруков Василий Андреевич (1804-1868) князь. С 1848 года - товарищ военного министра, с 1853 года военный министр, с 1856 года член Государственного совета, шеф жандармов и главный начальник III Отделения Собственной канцелярии; с 1866 года обер-камергер.
к оглавлению