Е.Г. Рымаренко.
Воспоминания об Оптинском старце иеросхимонахе Нектарии
к оглавлению
***
Приехала к Батюшке в феврале 1927 г. вызванная телеграммой. О. Адриан был уже там; он приехал из Киева, так как из Ромен был уже выслан. Батюшка заявил, что и я должна обязательно приехать, и мне послали телеграмму. О. Адриана Батюшка послал на выборы священника в местечко Плохино. Это было Прощеное воскресение. О. Адриан служил с другими священниками, сказал проповедь и как-то почти все перешли на его сторону. Из трех священников, которых выбирали, был выбран о. Адриан. Мне ужасно было тоскливо, что придется жить в этой захолустной деревне, даже квартиры отдельной не было, а вместе с хозяином в его избе. Решили поехать опять к Батюшке за окончательным решением. Батюшка подробно расспросил обо всем о. Адриана, что не понравилось ему и вообще как все было, но ничего не сказал. Спросил меня, хочу ли я в Плохино? - я сказала, что ничего не знаю, а как он скажет, так пусть и будет; но сама приходила в ужас при мысли, что нужно будет жить в Плохином! Батюшка похвалил меня за мое послушание, ушел в свою комнату, потом вышел, неся в руках маленький крестик на шейной цепочке. Помолившись словами: «Да будет крест сей легок рабе Твоей Евгении», Батюшка надел мне его на шею, сказав, что это его крестик. Мне стало очень радостно и приятно, невольно утвердилась мысль: «Да будет все так, как Господу угодно, на все Его Святая Воля.» Верилось, что за молитвы Батюшки будет все как нужно нам.
Это было в Прощеное воскресение. Началась первая неделя Великого Поста. О. Адриан ежедневно читал канон Св. Андрея Критского, утром - часы. Все, говели, готовились к Воскресению. Но все-таки мы не знали, что нам делать дальше и даже куда ехать. Батюшка ничего нам не говорил. Правда, я думала, что очевидно Старец сам не знает, как решить нашу судьбу, что, вероятно, Господь ему еще не открыл; но все-таки временами находило уныние, тем более, что условия для жизни в Холмище были очень тяжелы. Вдруг в четверг говорят, что приехал из Плохина за о. Адрианом. Мы взволновались, идем все вместе к Батюшке: Андрей Евфимович, мы с о. Адрианом и приехавший староста из Плохина. Батюшка всех усадил и вдруг заявил: «О. Адриан в Плохино не поедет». Стал объяснять старосте, что у них неправильно производились выборы, что нет подписей, говорил о том, что некоторые хотят своего дьякона; вообще о том, что у них в приходе, нет единодушия, а наоборот интриги. Батюшка так поразил старосту своею осведомленностью их дел, что он сразу начал спрашивать: «как ему молиться за исчезнувшего сына, как за живого, или как за мертвого?» Батюшка сказал отслужить акафист Св. Николаю Чудотворцу и ждать к себе сына. Я страшно обрадовалась, что в Плохино ехать не надо. Следующие дни прошли спокойно, шли Великопостные службы. В воскресение приезжал о. Досифей из Козельска, отслужил обедницу, мы все причастились, поисповедовавшись у Батюшки. Но вот началась вторая неделя Великого Поста. Нам надо было уезжать уже, но куда? Батюшка решил, что о. Адриану в Киев, а мне пока пожить, до тепла, в Ромнах, а там надо думать, о том, чтобы и детей перевозить в Киев. И так мы уезжали от Батюшки все-таки с некоторыми определениями, и думалось, что же будет тогда, когда Батюшки не будет? Кто будет решать все наши вопросы? А чувствовалось, что в нашей жизни начинается период всяких испытаний! Сохрани и помилуй, Господи, нашего Батюшку!
к оглавлению