|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Сокровенный путь деятельного покаяния. Часть 2на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова Приношение монашеству, том 5 составленных опытным делателем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
ГЛАВА 39
О человеческой славе.
Залоги славы, даруемые Богочеловеком последователю Его во время земного странствования, состоят в различных дарах Святаго Духа: в будущем веке Божественная слава обымет последователей и учеников Христовых и извне и внутри в такой полноте и в таком величии, каких ум человеческий представить себе не может (1 Кор. 2:9).
Святый Исаак Сирский сказал: «Едва ли найдется человек, который мог бы понести честь, а, может быть, и вовсе не найдется такого: это происходит от способности скоро подвергаться изменениям»[1].
«Прилежно внимай себе, сказал преподобный Исаия Отшельник, чтоб тебе удаляться желания власти, чести, славы и похвалы, как язвы, смерти и погибели душевной, как вечной муки»[2].
Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме креста Христова.
Говорит преподобный Симеон, новый Богослов: «С несомненною верою в Бога отрекшийся мiра и всего принадлежащего мiру, верует, что Господь щедр и милостив, приемлет приступающих к Нему с покаянием, воздает почесть рабам своим чрез безчестие, обогащает их посредством нищеты, прославляет при посредстве досаждений и уничижений и соделывает их причастниками и наследниками вечной жизни посредством смерти.
Малая пылинка, попавшая в глаз, нарушает правильность зрения: ничтожное по видимому пристрастие лишает правильности разум, повреждает, изменяет образ мыслей подвижника.
Мысль и сердце слабого человека сообразуются, что непонятно для неопытных и невнимательных, с его наружным положением.
Если на иноке блестящие одежды, если келия убрана тщательно, со вкусом и роскошью, если даже храмы монастыря великолепны, сияют золотом и серебром, снабжены богатою ризницею, то душа его непременно тщеславна, исполнена самомнения и самодовольства, чужда умиления и сознания своей греховности. Упоенная тщеславным удовольствием, представляющимся ей духовною радостию, она пребывает в омрачении, самообольщении, ожесточении и мертвости, как бы среди торжественного празднества.
когда одежда на иноке проста, когда он, подобно страннику, живет в келий как бы в шатре или куще, когда в этой кущи имеется одно необходимое, когда храм Божий служит для него местом молитвенного исповедания и плача, не развлекая и не восхищая его своим блеском, тогда душа его заимствует от наружной обстановки смирение, отделяется от всего вещественного, переносится мыслями и чувствованиями в предстоящую всем человекам неизбежную вечность;
Слава инока от чад мiра и плотского мудрования есть признак, что этот инок — сосуд, отвергнутый Богом, так как, напротив того, поношения и гонения от человеков составляют для инока верный признак избрания его Богом.
Он пролил за всех и каждого безценную кровь Свою, и тем установил для всех человеков одну, одинаковую, равную цену; одно равное значение[3].
[1]Слово 1.
[2]Слово 28, на слова Внемли себе.
[3]Мф. 18: 10, 11. Слич. 1 Кор. 6:20.
к оглавлению
|
|