Сокровенный путь деятельного покаяния.
Часть 2
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова
Приношение монашеству, том 5
составленных опытным делателем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
ГЛАВА 49
О хранении душевного ока от всего вредного для него.
Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которою она отличается от души животных, называемых по неимению этой способности безсловесными [1].
Преподобный Исихий Иерусалимский говорит: «как мы вредим себе, смотря на вредное чувственными глазами, так вредим себе, смотря на вредное умом»[2].
Лжеучением признаются следующие учения: учение, отвергающее бытие Бога, или атеизм, учение, отвергающее Христа и христианство, признающее бытие Бога, но отвергающее все отношения между Богом и человеками, или деизм; учения, не отвергающие прямо христианства, но искажающие Богооткровенное учение произвольным, человеческим, богохульным учением, которым уничтожается сущность христианства, каковы все ереси; учения, не отвергающие прямо христианства, но отвергающие дела веры или нравственное евангельское и церковное предание, приемлющие деятельность языческую, этим умерщвляющие веру и уничтожающие сущность христианства. Таков наиболее и современный прогресс, или преуспеяние в безнравственности и в совершенном неведении христианства, а следовательно, в совершенном удалении и отчуждении от Бога. Не растлевается окончательно храм Божий, но оскверняется, не поражается око душевною слепотою, но повреждается, приемлет более или менее значительную язву, когда инок прочитает безнравственную или еретическую книгу, посетит безнравственное или неблагочестивое общество, подвергнет себя влиянию греховных соблазнов, когда побеседует с греховными помыслами и усладится ими, когда дозволит себе увлечение каким-либо обычаем мiра, каковы все мiрские игры и увеселения. Если же инок укоснит во всем этом, и оправдает свое увлечение, вместо того, чтоб сознаться и раскаяться в нем: то впадает в величайшее душевное бедствие.
Все, что ни сделаем вне евангельского учения и законоположения, непременно произведет на нас вредное впечатление.
[1]Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 8.
[2]Слово о трезвении, гл. 77. Добротолюбие, ч. 2.
к оглавлению