Сокровенный путь деятельного покаяния.
Часть 2
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова
Приношение монашеству, том 5
составленных опытным делателем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
СТАТЬЯ ПЕРВАЯ.
Алеф[1]
Беф.
Кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление? (Пс. 29. 10) говорит Он всем грешащим и пребывающим в грехе. Всесвятой, неприступный для тления, низводится в тление христианами, облеченными во Христа, имеющими в себе Христа, когда христиане пресмыкаются в скверне беззаконий.
Далеф
Оставлены тобою святые подвиги иночества; служение твое Богу обратилось в постыдное лицемерство. Нет места истинному Богослужению в душе, когда она, ниспавши в смертный грех, пребывает в нем. Овладело тобою уныние и разслабление; увяла сила мужества; произволение благое поколебалось; сердце лишилось благодатного мира и утешения, которыми питается и окрыляется инок на пути своем к Богу. Суетные и греховные помыслы, сопутствующее им разстройство ощущений, витают в душе твоей, как витают в опустевшей храмине гады и хищные птицы. Все добродетели твои окрадены одним преступлением: иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2. 10), научает нас Писание.
Иод
Храмом Божиим называю всего человека; святилищем - сердце; сосудами и жертвами - помыслы и ощущения.
Айн
Горькими слезами должно оплакать утраченную непорочность; горькими слезами должно омыть с души нечистоту, эту печать, всегда оставляемую на ней грехопадением; горькими слезами должно изгладить смертный грех, записанный в книгах воздушного князя: слезы сладостные проливает невинность и святая любовь.
[1]Алеф, Беф и т. д. - буквы еврейского алфавита. Ими отделяются строфы, одна от другой, в «Плаче пророка Иеремии».
к оглавлению