Сокровенный путь деятельного покаяния.
Часть 2
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова
Приношение монашеству, том 5
составленных опытным делателем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
СТАТЬЯ ВТОРАЯ.
Гимель.
Когда инок пренебрежет молитвою, безмолвием, постом, - дозволит себе развлечение, наслаждения плотские: тогда враг, видя его обезоруженным, нападает на него, поражает удобно.
Далеф.
Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием, двоедушием человека, уклонением его воли, заразившейся порочным стремлением, уклонением от мужественного и решительного, покаяния.
Ге.
Научись смиренномудрствовать. Познай, что человек - не самобытное существо: он - создание Божие; он - земля и прах.
Осуди себя, и привлечешь к себе милость Божию.
Если и простится тебе грех твой, как прощены святому Давиду два тяжкие преступления, и тогда помни постоянно грех твой; постоянно имей пред очами грех твой; постоянно оплакивай грех твой, - и соделается грех хранителем добродетели.
Вав.
Такая молитва - жертва хвалы, прославляющая Бога (Пс.49,23): в ней нет смрадной примеси из плотского мудрования - похвалы падшему человеческому естеству. Такая молитва - путь (Пс.49,23), на котором является человеку спасение (Пс.49,23) от Бога. Смиряяй себе, вознесется (Лк.18,14), сказал Спаситель: смиряяй себе вознесен будет Богом в горнюю, духовную пристань священного безстрастия и благодатной непорочности.
Заин.
Нет меры, которая могла бы определить различие между Богом и человеком, - так Бог велик, так человек ничтожен пред Богом.
Иф.
Отражается в наружности человека душевное состояние его.
Теф.
О, когда бы падение твое не было продолжительным! о, когда бы за преткновением тотчас последовало раскаяние! о, когда бы на греховное пятно немедленно пролились теплейшие слёзы и омыли его! о, когда бы из среды самого падения вознеслась к Богу умиленная, сильная молитва! Слезы и молитва умилостивили бы Бога. О, когда бы ты, ощутив язву от греха, возненавидел грех и минусное увлечение загладил решительным исправлением себя!
Внезапная смерть души может врачеваться быстрым оживлением: свидетельствуют о том поведания писания и поведания церковные.
Не то случилось с тобою. За падением последовали падения; к греху присовокупились грехи; от продолжительного удовлетворения сладострастию явилось сочувствие к нему, образовался навык, родилась страсть, родилась смерть. Попираются безстрашно заповеди Христовы; безстрашно и холодно смотришь ты в вечность, на Суд Божий, на блаженство рая и на муки ада. Ум твой окаменел. Как бы каменный или мертвый, он утратил сочувствие, стяжал мертвость к слову Божию. Живое слово это, грозное и могущественное слово живого Бога, обратилось для ума, умерщвленного грехом, в пустые звуки, в звуки без смысла и значения.
Ламед.
Подвиг покаяния тягостен и труден для низринувшегося в смертные грехи, в плотское жительство и мудрование, для стяжавшего греховные навыки. Этот подвиг назвали Отцы кровопролитием и, приглашая к нему, произнесли изречение, по наружности жестокое: «Отдай кровь, и прими Дух»[1].
Подвиг иноческий равнозначущ подвигу мученическому.
Мем.
Пристань инока - неограниченное милосердие Божие; утешение падшего инока - надежда спасения, доставляемая покаянием.
Ты изгнан из целомудрия, как из прекрасного города; ты изгнан из непорочного девства, как из святилища: укройся в другом городе. Егда гонят вас во граде сем, бегайте в другий (Мф.10,23), завещал Господь ученикам Своим.
Плач - выражение истинного покаяния.
И часто бывает святилище душевное, обновленное многотрудным покаянием, славнее, по обилию благодати Божией, того святилища, которое не нуждалось или мало нуждалось в очищении и обновлении.
Айн.
Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели; и смертный грех, когда осуществится исполнением его, вводит за собою в душу все греховные недуги. Совершилось это над праотцом нашим Адамом: он, по преступлении одной заповеди Божией, ощутил в себе внезапно действие всех страстей: и стыда, и лукавства, и гордости, и боязливости, и похотения плотского[2]
Цади.
Стенами означаются сердечные чувства, которые окаменил смертный грех: такие чувства соделываются стеною, не допускающею слову Божию действовать на сердце[3]. Пророк призывает сердце к умилению.
Коф.
Мудрость в борьбе с помыслами и мечтаниями бесовскими заключается в том, чтоб нисколько не беседовать с ними, когда они предстанут уму, нисколько не внимать им.
Как младенец слабосильный бежит в объятия матери, в них ищет спасения от всего, что устрашает его: так и инок, из среды невидимых искушений, когда окружат его адские псы и разбойники, должен устремляться всею душою к Богу, молить Его о избавлении от напасти, - должен искать спасения не в себе самом, а в единой молитве, в едином Боге[4].
Реш.
Он низшел с неба на землю, не оставляя неба; вочеловечился на земле, не преставая пребывать на небе; Он восшел на небо принятым человечеством, повелел нам взывать к Нему на небо (Мф.6,9).
[1]Авва Лонгин. Достопамятные сказания, гл. 4.
[2]Быт.3. Грех Адама был грех смертный, по определению Самого Бога. Быт. 2. 17.
[3]Это объяснение заимствовано из изречений преподобного Пимена Великого. Достопамятные сказания, гл. 54.
[4]Святой Исаак Сирский. Слово 30.
к оглавлению