Сокровенный путь деятельного покаяния.
Часть 2
на основании выдержек из трудов св. Игнатия Брянчанинова
Приношение монашеству, том 5
составленных опытным делателем, подвизавшимся в горах Кавказа
к оглавлению
ГЛАВА 44
Первый образ борьбы с падшими ангелами.
Образ борьбы новоначального с невидимым духом, видимым лишь уму в помыслах и мечтаниях, заключается в том, чтоб новоначальный инок немедленно отвергал помысл и мечтание греховные, отнюдь не входя ни в беседу ни в прение с ними, не обращая и не останавливая на них внимания, чтоб помысл или мечтание не успели напечатлеться в уме и, таким образом, усвоиться уму.
На инока, имеющего некоторую духовную опытность и некоторое духовное преуспеяние, первоначально действует наиболее один безвидный помысл, приносящий только напоминание греха; потом уже, если ум вступит в беседу с представившимся помыслом, является к содействию помыслу мечтание греховное. Новоначальному иноку, в котором плоть и кровь очень живы, помысл и мечтание греховные являются вместе. Если он только укоснит малейшее время .во внимании к ним и начнет беседу с помыслом, по видимому не соглашаясь с ним и противореча ему, то он непременно победится и увлечется им.
Все Отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя в прение, ниже в беседу с ними. В особенности надо так поступать по отношению к блудным помыслам и мечтаниям. Для отражения греховных помыслов и мечтаний Отцы предлагают два орудия:
1) немедленное исповедание помыслов и мечтаний старцу и 2) немедленное обращение к Богу с теплейшею молитвою о прогнании невидимых врагов.
ничто так не разобщает его с грехом и началом греха — демоном, как постоянное и усиленное исповедание греха в самых его началах. Такое исповедание уставляет между человеком и демоном спасительную для человека непримиримую вражду.
Те иноки, которые не могли действовать против греха постоянною и учащенною исповедью греховных помыслов по неимению старца, действовали против него постоянною и учащенною молитвою, как, например, преподобная Мария Египетская[1].
Действие молитвою должно быть самое решительное, без всякого предварительного собеседования с помыслом, тем более без какого-нибудь услаждения им.
Лишь ощутишь пришествие врага, вставай на молитву, преклоняй колена, воздевай руки к небу или распростирайся по земле: рази этою молниею врага в лицо его, и он не возможет устоять против тебя, вскоре приучится обращаться в скорое бегство.
Говорит святой Исаак Сирский: «Если кто не прекословит помыслам, злохитро всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молитвою к Богу, то это служит признаком, что ум его приобрел премудрость от благодати и что правильное разумение дела освободило его от многого (тщетного и излишнего) труда. Обретением краткого пути он отсек продолжительное парение (странствование) по пути растянутому.
Нет иной помощи, кроме Бога»[2]. В особенности должно избегать собеседования и словопрения с блудными помыслами
Святый Иоанн Лествичник сказал: «Не вздумай низложить блудного беса словопрением и противоречием, потому что он имеет благовидные предлоги как борющийся с нами на основании естества[3].
Повергни пред Господом немощь естества твоего, сознай безсилие твое во всех отношениях, и примешь дарование целомудрия неприметным образом [4].
Уйди скорее, если можно, скройся ненадолго в тайном месте! возведи горе, если можешь, душевное око, а если не можешь,
то хотя телесное, воздей руки крестообразно и держи их так неподвижно, чтоб изображением креста посрамить и победить этого Амалика. Воззови к Могущему спасти не хитросплетенною речью, но смиренными словами.
Прежде всего начни с этих слов: помилуй мя, яко немощен есмъ (Пс. 6:3).
Навыкнувший бороться таким образом вскоре начнет отгонять врагов одною душою: второе есть праведный дар Божий делателям первого[5].
Возлегши на постель, тогда особенно да трезвимся, потому что тогда ум должен бороться с бесами без (помощи) тела, и, если он сластолюбив, то делается предателем удобно»[6]
Воспоминание о смерти и единопомышляемая молитва Иисусова да усыпают и да возстают с тобою»[7].
Преподобный Пимен Великий говорил: «Как царский оруженосец предстоит царю всегда готовым: так душе должно быть всегда готовою против блудного беса»[8].
Ведай, благочестивый инок, что в то время, как приходит к тебе сатана с искушением своим, присутствует тут вездесущий Господь твой, взирающий на тебя, на твои ум и сердце, и ожидающий чем увенчается твой подвиг[9]: сохранением ли верности к Господу, или предательством Его? явлением ли любви к Господу и вступлением в общение с Ним, или явлением любви к сатане и вступлением в общение с ним?
Истинное монашество есть невидимое мученичество
Тому иноку, которого Бог хочет обогатить духовным разумом и духовными дарованиями, попускаются сильные брани.
[1]Житие преподобной Марии, Четьи-Минеи, 1-го апреля.
[2]Слово 30. Святой Исаак Сирский жил в VI веке по Р. X.
[3]Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27,81.
[4]Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27,81.
[5]Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия.
[6]Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия, гл.54,55.
[7]Слово 15, гл. 54, 55.
[8]Алфавитный патерик.
[9]В житии преподобного Антония повествуется следующее: во время сильнейшей бесовской брани преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» — и услышал голос: «Я был здесь, но желал видеть мужество твое», и проч. Четьи-Минеи, 17 января.
к оглавлению