Истинные служители истинного Бога! изучите и узнайте установленное для вас промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтоб, таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! не ищите известности и славы! не ожидайте и не ищите жительства безскорбного, пространного, вполне удобного! Это- не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от человеков! ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божии, с которыми по временам вы будете встречаться на пути жизненном, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена Христианства; в последнее время они сделались крайне редки. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины, от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему (Пс. 11:1,2, 3).
Преподобный авва Дорофей превосходно объясняет слова святого апостола Павла: мне мiр распяся, и аз мiру (Гал. 6:14). Монашествующим существенно нужно знать это объяснение. Вот оно: «Апостол говорит: мне мiр распяся, и аз мiру. Какое между этим различие? как мiр распинается человеку, и человек мiру?Когда человек отрекается от мiра и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние другим и приятия от них, тогда распинается ему мiр, ибо он оставил его.Это и значат слова Апостола: мне мiр распяся.
Как же человек распинается мiру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против самого вожделения вещей, против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается мiру и сподобляется сказать с Апостолом: мне мiр распяся, и аз мiру.
но как мы отреклись от мiра и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам»[1].
святыйИсаак Сирский, писавший свои наставления инокам самого возвышенного жительства, то есть безмолвникам, затворникам и отшельникам, определяет мiр так:«мiр есть общее имя для всех страстей.
По изследованию(духовного) разума, для составления общего имени, объемлющего отдельные страсти, употребляется слово мiр. Когда хотим наименовать страсти общим именем, именуем их мiром: когда же намереваемся распределить их по частным названиям их, тогда именуем их страстями.Каждая часть есть частное действие по началам мiра (Колос. 2:8). Где престают действовать страсти: там остаются без действия начала мiра.
И ты всмотрись в себя, для каких из вышесказанных страстей ты жив? тогда познаешь, насколько ты жив для мiра, и насколько умер для него.
Короче сказать: мiр есть плотское жительство и плотское мудрование[2]. Мiр есть блудница, привлекающая к любви своей тех, которые устремляют взоры к ней с вожделением ее красоты.
Всякое пристрастие есть в духовном смысле прелюбодеяние для инока, долженствующего любовь свою всецело устремить к Богу,
Иные спасе, Себе ли не можешь спасти! — говорили архиереи, книжники, старцы и фарисеи (Мф. 27:42), не замечая того, что они произносят осуждение на самих себя: они сознаются, что предали на распятие Того и ругаются Тому, Кто чудесным образом, Божественною силою и властью спасал других[3]
Мiролюбцы, во время земной жизни Богочеловека, навершили свои злодеяния отвержением Христа и богоубийством (Мф. 23:32), а в последние времена мiра навершат принятием антихриста и воздаянием ему божеской чести (Ин. 5:42).
Постепенно приготовились человеки и стяжали душевное настроение, способное к богоубийству: постепенно они приготовляются, стяжавают настроение и характер, способные к принятию антихриста (2 Сол. 2:7).
Святый Севастиан
где пламень пожигает души неверных,где тартарские змеи снедают уста богохульные,где аспиды терзают груди идолопоклонников,где слышатся горький плач, тяжкие воздыхания, непрестанное рыдание в муках.
Кто не хочет быть любителем этой присносущей жизни, тот всуе погубляет и временную жизнь, впадает в вечную смерть, держится связанным во ад, где неугасимый огнь, всегдашняя скорбь, непрестающие муки, где живут лютые духи, которых глаза сверкают огненными стрелами, которых зубы величиною подобны слоновым, которых хвосты угрызают подобно хвостам скорпионов, которых гласы подобны гласам львов рыкающих, которых одно видение приносит великий страх, лютую болезнь и горчайшую смерть.
Правильное употребление земной жизни заключается в приготовлении себя во время ее к жизни вечной.
К такому же нравственному бедствию, к какому приводят человека сребролюбие, приводят славолюбие и сластолюбие: из этих трех главных страстей составляется мiролюбие.
[3]Что iудейский Синедрион совершил богоубийсгво при совершенном понимании дела, это засвидетельствовал и обратившийся в христианство iудейский священник Аффоний, современный Христу и Богоматери. Четьи-Минеи, 15 августа, повествование о Успении Пресвятой Богородицы.