Русская традиция почитания Имени Божия и молитвы Иисусовой
к оглавлению
"Апология": основные богословские темы
Написанная между серединой мая и серединой июля 1912 года и опубликованная Великим постом 1913 года, "Апология" была первой серьезной попыткой богословского обоснования учения имяславцев. Книга состоит из 12 глав и заключения, содержащего краткие тезисы о почитании имени Божия.
Безусловным достоинством книги является то, что впервые столь многие высказывания столь разных авторов об имени Божием сведены в одну подборку, которая служит своего рода хрестоматией текстов по данной теме. Учение о том, что "имя Божие есть Сам Бог", автор на протяжении всей книги подкрепляет многочисленными цитатами из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, творений Святых Отцов и богослужебных текстов Православной Церкви. Иеросхимонах Антоний не скрывал того, что подборка текстов из Священного Писания и из творений Отцов Церкви для "Апологии" составлялась не им одним: ему помогали несколько других иноков, поставивших перед собой задачу просмотреть все доступные на русском языке творения Отцов на предмет изыскания текстов, посвященных имени Божию. "Ревность о Имени Божием подвигла подвижников изыскать писания Святых Отцов, дабы при свете святоотеческого учения различить истину от лжи, - пишет о. Антоний. - Общими усилиями Святогорцев и были найдены свидетельства Святых Отцов, которые приведены здесь в некую систему" 164. Отметим, что в понятие "святоотеческое учение" включены не только авторы эпохи классической патристики, такие как Афанасий Великий, Григорий Нисский или Иоанн Златоуст, но и поздневизантийские авторы - Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Симеон Солунский; включены также русские духовные писатели XVIII-XIX столетий, такие как Паисий Величковский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский. Писаниям святого Иоанна Кронштадтского автор уделяет особое внимание.
Другим достоинством "Апологии" является то, что в ней сделана попытка обосновать имяславское учение о Божестве имени Божия на основе паламитского различения между сущностью и энергией Бога. В начале XX века, когда писалась "Апология", учение святителя Григория Паламы было в России мало кому известно, поскольку творения этого автора (за исключ. нескольких аскетических произведений, вошедших в "Добротолюбие") были недоступны русскому читателю165. В афонской же монашеской традиции паламизм продолжал оставаться той основой, на которой строились и богословие, и молитвенная практика.
Еще одним достоинством "Апологии" является то, что в ней приведено множество ссылок на богослужебные тексты и богослужебную практику Православной Церкви. Последнее, безусловно, следует поставить в заслугу иеросхимонаху Антонию: в его времена богослужебные тексты редко рассматривались в качестве источника догматического предания. Ссылки на богослужебные тексты имелись, как мы помним, и в книге схимонаха Илариона "На горах Кавказа", однако никакого систематического разбора богослужения с точки зрения его догматической значимости там не было. У о. Антония, напротив, делается попытка свести в некую систему свидетельства богослужебных текстов об имени Божием. В эпоху разрыва между богословием и богослужением, между учением о Боге и жизнью в Боге всякая попытка сблизить одно с другим путем осмысления богословских истин через призму литургического опыта сама по себе заслуживает большого интереса.
Перейдем к рассмотрению ключевых тем "Апологии" иеросхимонаха Антония (Булатовича).
Примечания
[164] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3. Далее номера страниц указываются в скобках после цитаты
[165] Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в "Добротолюбие") "Триады в защиту священно-безмолвствующих" и проповеди
к оглавлению