Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 15
ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ДУХА НАЧИНАЕТСЯ С ВНЕШНЕГО: ВНАЧАЛЕ ПРИЗЫВАТЬ НЕПРЕРЫВНО ИМЯ БОЖИЕ УСТАМИ
"Внемли тому, что мы говорим и искренно тебе советуем".
так внушают Отцы (св. Каллист). Желающему пользоваться богомудрым советом
св. Отцов, чтобы спастись на сем Умном Корабле Покаяния от потопления в мысленном
море греха и соблазнов, необходимо прислушаться к их совету и начинать сию мысленную
работу духа с внешнего
С ПРИЗЫВАНИЯ ИМЕНИ БОЖИЯ УСТАМИ НЕПРЕРЫВНО.
Нашей "умной сущности" нашему приснодвижному
уму, нужно дать и занятие, отвечающее его природе приснодвижное, непрерывное,
деятельное, Божественное Сие непрерывное
занятие Божественное призывание имени Божия устами, поможет уму уврачеваться
от болезни скитания и кружения и научит его "беречь себя" от пленения мечтаниями
и помыслами "мысленного растлителя". Ибо освещение ума приходит через
уста: ум и помыслы святятся и очищаются через молитвенное
делание уст.
"И сие тайное борение и размышление о Господе
и труд призывания надобно нам иметь день и ночь как говорит Божественный Макарий
ибо все дела наши освящаются и в чистоте нами совершаются НЕПРЕСТАННЫМ
памятованием о Боге".
"И наше многострастное сердце, сия обитель ума,
будет действенно очищаться от страстей этим непрестанным памятованием. Как и
говорит о сем св. Диадох такими словами:
"Желающий очистить свое сердце да разгорячает
его непрестанно памятию о Господе Иисусе".
И как будет совершаться в нас это очищение и освящение
нашей природы и ума нашего, и сердца, и тела от одного лишь призывания Святого
Имени Божия этого нам не дано знать. Это Тайна Божия.
Но несомненно то, что сие совершается в Святом
Таинстве непрестанного призывания устами Поклоняемого, Всемогущего и Спасительного
имени Иисуса Христа.
Наша природа, отпадаемая от Бога, во Христе Иисусе
получила полное восстановление и обожение, получила благодатный дар Нового Бытия.
Усваивается этот дар который в Св. Крещении дается даром, как залог нашего
восстановления усваивается через веру в покаянном трудничестве: "Нуждницы
восхищают его" деятельным покаянием, благочестием, выражающемся в непрестанном
призывании Святого Имени Божия и достойном вкушении св. Тела и Крови Господней.
Этой благочестивой деятельностью наше естество,
грехом растленное, обретает очищение, исцеление, освящение и обожение. Этим
и усваивается новое благодатное бытие, дарованное нашей природе.
Посему, одно лишь призывание Святого Имени Бога,
который является Спасителем нашего естества, действует непостижимо чудесно и
спасительно на нашу природу. Сие призывание оказывает на нас действие ощутимое,
благодатное и неизъяснимое.
Но призывать Имя Божие не "всуе", не в осуждение
себе и достойно кушать св. Тело и Кровь Господню может лишь тот, кто совершает
сие по Апостолу с рассуждением (1 Кор. 11, 23 32), т. е. кто испытывает
себя, сознает величие Святости Имени Божия, трепещет перед святыней Тела и Крови
Господней, осуждает свою греховность и недостоинство, никогда не приступает
ни к молитве, ни к св. Причастию с небрежением,
с неблагоговеинством и с сокрушением приносит Богу свой вопль, прося его милости
и благодатного изменения своего жития мысленного и телесного.
С верой и смирением вкушающему св. Причастие и
призывающему непрестанно Святое Имя Божие и служит сие дивным, Божественным
и спасительным врачевством, врачующим нас действенно и для нашего сознания непостижимо.
Как и говорит о сем св. Варсонофий Великий, такими
словами:
"Непрестанное призывание Имени Божия есть врачевство,
убивающее не только страсти, но и само действие их. Как врач изыскивает приличное
врачество или пластырь на рану страждущего, и оно действует, причем больной
и не знает, как сие делается: так точно и Имя Божие, будучи призываемо, убивает
все страсти, хотя мы и не знаем как сие совершается".
"Когда же сердце бывает в нечувствии, тогда особенно
нужно упражняться в молитве устной" говорит батюшка о. Амвросий Оптинский.
Устная молитва разгоняет холод нечувствия, согревает сердце Божественной теплотой.
Для остывшего сердца устная молитва служит Благодатным Огнем. И св. Диадох свидетельствует,
что Имя Божие, призываемое как огнем попаляет всякую скверну в душе. Он говорит:
"Сие дивное Имя, будучи с напряженною заботливостью
содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в
душе. Ибо Бог наш Огнь поядаяй, есть всякое зло, как говорит Апостол".
На сей ступени внутренняя Иисусова Молитва есть
безпрерывное никогда не престающее призывание Божественного Имени Господа нашего
Иисуса Христа устами. А внешняя непрерывность призывания приведет к молитве
внутренней, непрестанной. Через это наружное желание обретается внутреннее:
ОБРЕТАЕТСЯ ДУХ МОЛИТВЫ.
Пророк-молитвенник об этом говорит:
"Уста мои отверзох и привлекох дух"
(Пс. 118, 131).
Именно внешним, устами привлекается внутреннее,
привлекается дух. Таков духовный закон для телесно-умного творения для человека;
от телесного восходишь к духовному, от внешнего к внутреннему, от деяния к созерцанию
телесными устами обретать Безтелесного. Иного пути нет.
Если бы кто дерзнул сразу взойти на высокую духовную
ступень, не потрудившись на первых ступенях телесного восхождения кроме того,
что он никуда не взойдет, а будет топтаться на месте, но еще может подвергнуться
гневу Божию, за гордостное посягновение на высокое житие, ему не свойственное,
и подпасть смирительным попущением Божиим под пяту демонов, которые в смрадную
тину чувственных страстей с особым злорадством втаптывают таковые души. :
Для того, чтобы стяжать молитву непрестанную,
внутреннюю, нужно со смирением и терпеливо потрудиться в молитве телесной, устной,
в чувствах покаяния, не дерзая "входить в сердце умом" для молитвы сердечной.
Сердце отвергается для истинной молитвы не дыханием и не искусительными приемами,
как возомнили некоторые превратные молельщики сердце отверзается перстом Божиим,
когда соблаговолит Господь Бог и когда сердце очистится от страстей.
Нужно смиренно благодарить Милостивого Господа
уже за то одно, что он благоволил, призвать нас к ношению Его Святейшего имени
в наших грешных устах. Это одно уже есть величайшая милость. Тогда как у многих
уста закрыты для сего Божественного делания, у
многих уста не услаждаются Сим сладостнейшим Именем, а всю жизнь носят горечь,
которая и будет уделом их душ во всю вечность.
А ведь человек сия словесная, умная тварь наделен
умным словесным органом для ношения Бога-Слова в словесных устах. И лишь тогда
человек и все его органы соответствуют своему имени "словесный", когда вмещает
в себе Бога, именуемого словом, когда бывает носителем Бога-Слова. В противном
случае человек именуется Св. Писанием безсловесным. Так, пророк о таковых и
изрек:
"Человек в чести сей не разуме
Приложися скотом несмысленным,
и уподобися им" (Пс. 48, 21).
Словесные творения, не носящие в себе Бога-Слова,
являются безсловесными и уподобляются скоту. Ибо только Бог-Слово творит человека
словесным, умным Божественным Творением.
Посему возблагодарим Благость Божию, призывающую
наш многогрешный орган словесный носить сие Божие Слово в своих устах. Здесь,
кроме помощи Божией нужно усердное старание, прилежание и безленостно следует
пребывать в этом святом занятии, сколько есть сил, постоянно и днем, и ночью,
и на всяком месте, и при всяком занятии. И если бы всю жизнь, до кончины своей,
мы пребыли только в устном упражнении Иисусовой
Молитвы, то и в таком случае по слову Отцов будем в великом приобретении,
потому, что намерение наше свято и Богу
любезно; и занятие честно и досточтимо и труды многоплодны и спасительны будут
в свое время. Богу ведомо.
И блажен всяк и добро ему будет, потому что Бог
не обидлив. Он даст вкусить от плода трудов или при смерти или же после смерти,
когда душа разрешается от союза плоти и будет восходить на небо посреди воздушных
мытарств действие молитвенное окружит ее, как пламень огненный и недоступна
она будет мздоимцам воздушным князьям, ради всемогущего Имени Иисуса Христа,
которое она здесь с любовию носила в своих устах.
Так св. Исихий и говорит:
"Душа воспаривши по смерти на воздух ко вратам
небесным и там не постыдится врагов, имея за себя и с собою Христа. Но и тогда,
как ныне, дерзновенно возглаголят к ним во вратех (Пс. 126, 5). Только до самого
исхода своего и да не скучает она день и ночь взывать ко Господу Иисусу Христу,
Сыну Божию. И он сотворит отмщение ее вскоре, по неложному Божественному обетованию
Своему, которое изрек Он в притче о неправедном Судье: "ей глаголю Вам, яко
сотворит отмщение вскоре" (Л к. 18, 8) и в настоящей жизни, и по исходе ея
из тела" (св. Исихий, пресв. Иерусалимский, гл.149).
И на этой ступени Иисусова молитва называется:
трудовая, делательная, устная, телесная, как производимая телесными членами
устами и языком.
И нужно сказать, что при начале своем она бывает
по большей части чрезвычайно трудная. Не раз, а многажды, человек приходит в
безнадежие, что он не в силах приобрести спасительного ДЕЛАНИЯ. А при
этом и сердце делается жестким, вся душа поражается нечувствием, восстает страстность
с необыкновенною силою и духовная область жизни закрывается, как бы каменною
стеной.
В этом и проявляется благодатное действие сей
молитвы, открывающей нам глаза на то, чего мы прежде в себе не видели и в чем
всегда спокойно пребывали перед Богом. Пребывали в нечувствии, в омертвении,
в грехах и не стенали. А молитва стала оживлять омертвевшую душу и тут душа
стала видеть, чувствовать, познавать свою греховность и виновность перед Богом
и сильней начала стенать к Богу: "Помилуй!"
И от сего духовного видения состояние бывает безотрадное,
томительное, страдательное. И все необходимо перетерпеть, пережить, не прекращая
и не бросая молитвы. Сие состояние неизбежно бывает со всяким говорят Отцы
приступающим к сему великому делу всего более ненавистному сопротивной силе
демонской.
И бывает, что человек читает свою Святую молитву
без всякой охоты, без всякого внимания, без малейшего ощущения приятности и
язык вращается невообразимо трудно и человек словно тяжелым молотом разбивает
камни. При этом целые тучи помыслов всевозможного свойства, и между ними нечистые,
богохулъные, неизображаемые, бьют в ум, как волны морские о скалу. И человек
видит себя не в пример хуже того, нежели тогда, когда не занимался молитвою;
а отсюда, по неопытности, иной приходит в сомнение относительно ее святости,
пользы и необходимости.
А Отцы говорят, что это происходит в порядке вещей,
как неизбежное следствие сей молитвы.
"Свет молитвенной благодати, исходя из Божества
Иисус-Христова и проникая во тьму души, устрашает и гонит злую силу, спокойно
дотоле пребывающую там. И сия злая сила, встревоженная Именем Божиим, приводит
все страсти в движение, бывшие в покое"
Святитель Игнатий Брянчанинов и сам так и пишет:
"Сие да будет признаком, что молитва наша начала производить свойственное, принадлежащее
ей действие. Поэтому, не устрашимся, а ободримся надеждою, что молитва наша
идет должным порядком и вступила в свои законные права ко изгнанию нечистой
силы".
И здесь следует усилить молитву, хотя только устную,
за неимением лучшей". И стараться наполнять ею все течение свой жизни. Труд,
время, а в особенности Божие содействие, пересилят греховные свойства и склонность
нашей природы падшей и со временем воссияет сия молитва как солнце в силе своей.
"Произносить устами и языком Имя Господи Иисуса
Христа Бога и Спасителя нашего имеет в нашей жизни великое значение: этим деланием
мы выявляем перед лицом Господа умное движение
воли нашей, устремленной к Нему. И хотя это движение и безсильное, и развлекаемое
помыслами, злыми пожеланиями, прерываемое порывами злых страстей, но силен
Господь даровать нам и чистое к Нему влечение, силен разогнать сущую в нас тьму
греховную и просветить наше сердце Светом Лица Своего, силен даровать нам молитву
внутреннюю, сердечную.
Ибо по учению св. Макария Египетского, Он только
и взыскует от нас именно сего доброго произволения, а чтобы привести его в исполнение
это есть дело Божией силы. Мы к этому не имеем своих сил".
И в свое время, Богу ведомое, тому, кто начинает
телесным деланием, придет и к душевному, кто начинает внешним тот придем
к внутреннему, кто смиренно стучится сей устной, телесной молитвой, тому отверзется
дверь и к молитве внимательной, умной и сердечной".
"Ибо телесное делание, говорит св. Исаак Сирский,
предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама.
Кто не имеет телесного делания, тот не может иметь и душевного, потому, что
последнее рождается от первого, как колос из пшеничного зерна".
И, переступив порог телесного, он сможет войти
в тонкие сокровенности "умного жития". Входить в это "умное житие" следует внешним
устным призыванием Имени Божия при смиренном сознании своего недостоинства,
при сознании всегдашнего Его присутствия и прошения у Бога милости своему окаянству
для здешней и будущей жизни.
И призывать Имя Божие следует при всех занятиях,
на всяком месте, во всякое время и даже во сне.
Это и есть первая ступень молитвы непрестанной,
и она требует упражнения и труда. Хотя ум при этом и разносится, но и сим не
нужно возмущаться и скорбеть, т. к. это есть грешная принадлежность каждого
из нас. Чтобы удержать ум от кружения есть дело Божие и это дается на высшей
ступени умного делания. Именно когда молитва станет внимательной, а ум начнет
вниманием привлекать сердце к соучастию в молитве. А сердце открывается для
молитвы перстом Божиим, но не механическими пособиями открывается по очищении
себя от страстей и по многим упражнениям
в молитве устной и внимательной, когда благоволит о сем Сам Подвигоположник
наш Господь Иисус Христос.
Занятие молитвою Иисусовой есть дело великое и
превожделенное, достойное похвалы и привлекает на нас взоры, Милость и Любовь
Сына Божия, потому, что являя ею свое доброе произволение, мы приносим Богу
то, что имеем.
Конечно, хотелось бы нам молиться пламенным сердцем
и чистым умом но когда не можем, то приносим жертву Богу, какая нам возможна.
Как оная евангельская бедная вдовица, т. е. наша душа, приносит то, что имеет:
свои две лепты уста и язык приносит их в сокровищницу Божию.
А когда станет богаче принесет и золото: ум и
сердце. Тогда начнет молиться не только устами и языком, но и умом и сердцем.
И всячески есть надежда несомненная, что Милосердный Господь за нашу добрую
волю даст нам со временем вкусить и сей высшей молитвы умной и сердечной,
непосредственно соединяющей нас с Богом.
А не будь этой начальной, устной слабой, несовершенной,
не будет и последней внутренней: умной и сердечной высшей и совершенной.
Перед Богом велико и то, если мы приносим Ему,
что имеем. Наше приношение Бог оценивает нашим усердием, а не богатством дара.
Не приносящий Богу в жертву с усердием своих двух лепт, какие имеет, не принесет
и того, что думает иметь. Принести Богу свои медные гроши, но с усердием дело
великое и Богу приятное. А когда Он увидит наш труд и добрую волю, тогда и золото
подаст.
Поэтому, всякий может благонадежно приносить Богу
свою скудную лепту и приступать с усердием к занятию устною Иисусовой молитвою
со смирением, в покаянном настроении души, в чувстве виновности перед Богом
в грехах своих, никого не оскорбляя и не осуждая, а себя почитая хуже всех
и дело спасения будет идти успешно, радостно и безопасно.
А безопасность сего делания только тогда возможна,
когда мы будем совершать его в чувстве покаяния.
Для невнимательных к своему житию опасна не только
сия молитва, но и самое пребывание на земле
весьма опасно: ибо породит грозные последствия и здесь, и в загробном мире,
если земная жизнь наша будет изживаться нами невнимательно и без должного покаяния.
Внимательность к своему житию и непрерывное покаяние
перед Богом это спасительная основа безопасной молитвы Иисусовой Устной
"И молитвы умной"
это святая основа для всего нашего жития на земле.
У читающего эти строки и не разумеющего сокровенного
смысла речений св. Отцов о молитве, может возникнуть невольный вопрос:
"Какая мне польза повторять устами то, что сердце
не чувствует? Молитва ведь та только хороша и Богу угодна, в которой не только
уста молятся, но и сердце".
Эта последняя мысль верна. Но такая молитва бывает
только у великих праведников и Святых. А что делать человеку грешному, у которого
сердце пребывает в нечувствии и по своему состоянию греховному в окаменении?
Такому и молиться не нужно, а ждать, когда сердце умягчится, очистится, придет
в умиление, восчувствует снова молитвы и тогда уже приступать к молитве?
Но этого не бывает ни с кем. Не бывает никогда,
чтобы к немолящемуся приходило умиление и молитва. Молящемуся своей нечистой
и грешной молитвой Бог дает молитву чистую, благодатную. Так учат об этом
все св. Отцы.
Только молящемуся своею внешнею, устно-телесною
молитвою Бог дает молитву внутреннюю: умную, сердечную. Так учат об этом все
св. Отцы.
А ту мысль, что пользы не будет молиться одними
устами, не чувствуя сердцем силы произносимых слов молитвы, следует решительно
опровергнуть, как мысль невежественную, неправильную, ложную, которая является
продуктом гордого, заблужденного ума, непросвещенного светом Благодати.
От произносимых слов молитвы, хотя бы и не разумеемых
нами и не чувствуемых, польза для нас есть великая, благодатная и вполне ощутимая.
Есть много мыслей и примеров из жизни Святых и
Мучеников, подтверждающих эту истину. Возьмем хотя бы краткую повесть из жизни
древних египетских Отцов, помещенную еп. Игнатием Брянчаниновым в его Отечнике.
Там Старец, умудренный благодатным опытом, дает весьма спасительное наставление
одному иноку, обуреваемому плотскими вожделениями, в таких словах:
"Брат сказал Старцу: что мне делать авва: я немощен,
похоть одолевает меня?"
Старец сказал: Внимай себе, чадо, и познавай в
себе пришествие демонов. Когда они начинают говорить с тобой (помыслами), не
отвечай им, но встав, пади лицом на землю и молись, говоря:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне
и помилуй мя".
Брат сказал ему: Авва, я принуждаю себя, но пребываю
в нечувствии и нет умиления в сердце моем, я не ощущаю силы слов".
Старец отвечал: Ты только говори слова эти и Бог
поможет тебе. Св. авва Пимен и другие Отцы сказали, что обаятель, когда производит
обаяние (на змее) не знает силы произносимых слов, но змея, когда слышит эти
слова, то сила слов на нее действует: она повинуется и усмиряется. Так и мы,
хотя не знаем силы того, что произносим, но бесы, слыша произносимое нами, отходят
со страхом" (Отечник, стр. 419).
Это простое и ясное наставление Богомудрого Старца
исполнено благодатного опыта, который дается только тому, кто внимательно перед
Богом живет. Нынешние делатели молитвы весьма редкие сей опыт имеют. А из мирских
христиан едва ли обретаются и редкие.
Христианское человечество крайне оскудело верою
в Господа Иисуса Христа и в действенную силу Его Божественного Имени, по слову
Спасителя, предуказавшего сие оскудение.
Господь сказал:
"Сын человеческий пришед, обрящет ли веру на земле?"
(Лк. 18, 8).
Святии Божий имели свою веру, потому из своего
святого опыта с радостью свидетельствовали перед всем миром и восклицали, как
восклицает о сем св. Великий Иоанн Златоуст такими словами:
"И у нас имеются духовные заклинания: Имя Господа
нашего Иисуса Христа и сила крестная. Заклинание
это не только гонит дракона из норы его и ввергает в огнь, но даже исцеляет
от нанесенных им ран. Если не многие произносили это заклинание и не исцелялись:
произошло это от маловерия их, а не от действенности произносимого. Многие,
хотя неотступно ходили за Христом и теснили Его, но не получали пользы, а у
кровоточивой жены, прикоснувшейся не к Нему, а к краю одежды Его, остановились
долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов и для душевных
страстей и недугов.
Им украсим и им оградим себя".
И всем сохранившим веру в Господа Спасителя и
в Его Божественное Имя, Святые говорили:
"Бей супостатов именем Иисусовым: ибо нет сильнейшего
оружия ни на небе, ни на земле" (св. Иоанн Лествичник, сл, 21, гл. 7).
Пусть мы не знаем силы сего Святого оружия, но
враги наши знают и трепещут. А посему будем прибегать к нему по совету Святых,
призывая с верою непрестанно сие Святое и Спасительное Имя Господне и сие призывание
будет нам во спасение, по слову пророческому (Иоиль 2, 32).
"Ибо вся сила и все действие молитвы Иисусовой
истекает, говорит Святитель Игнатий, из Покланяемого и Всемогущего имени
Иисусова, Имени Единого под небом, О нем же подобает нам спастися" (т. II,
стр. 371).
к оглавлению