Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 18
УМНАЯ МОЛИТВА ТАЙНА, СОКРЫТАЯ ОТ ВЕКОВ. ДУША УМНАЯ ХЕРУВИМСКАЯ КОЛЕСНИЦА, НОСЯЩАЯ ТАЙНУ СЛОВА ВО ВСЕХ СВОИХ ТРЕХ ПРИРОДАХ: В ТЕЛЕСНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ, И ЭТО ДЕЛО РАЙСКОЕ.
Итак, взявшись со смирением и верою за сие святое
делание внимательной молитвы, мы узрим в свое время, Богу ведомое.
"Узрим благое на земле живых" по Псаломскому
слову, узрим в очищенном чувстве сердца на этой Божией земле, где змий,
сей "мысленный растлитель" со своим "многомыслием" уже не будет пресмыкаться,
не будет растлевать нас своим мысленным растлением, узрим исцеленными очами
наше благо, узрим Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую Святым
Его, которая есть Христос в нас по Апостольскому слову (Колос. 1, 26 27).
Опытно познаем, что ум наш есть Престол Божества,
а душа умная Херувимская колесница, носящая Тайну Слова по таинственному изъяснению
св. Макария Великого (Бесед. 1, 1-3). Ибо носить со вниманием непрестанно в уме
своем не "пустомыслие", а великое и святое имя Божие и значит быть Умной Колесницей
Херувимской, где восседает Бог-Слово.
Носить Святое Имя Святого Бога и значит Самому
освещаться и быть освященным Его Именем.
Носить Имя Бога безсмертного и блаженного и самому
приобщаться Божьему безсмертию и блаженству.
И сей дивный дар нашей природе дарован Христом
Иисусом, Господом нашим, в таинстве Его Святого Боговоплощения. Наша природа,
воспринявшая через посредство Честнейшей Херувим Пресвятой Девы Богоматери,
полноту Божества, тем самым сделалась Богоносной.
Господь, в своем воплощении в наше естество, воспринял
наше человечество, чем и даровал нам великий дар чести и славы дар сроднения,
по Благодати с Божеским естеством: воспринять в себя Его Божество "через св.
Таинство Причащения и умного ношения в себе с любовию Его Святейшего Имени на
нас назнаменованного.
Сие и есть "Тайна Христова", скрывавшаяся от вечности
в Боге" (Ефес. 3, 4 5, 16 17).
Пребывать в умном делании и значит благоговейно
со страхом и любовию во внимании носить в себе Его Святыню: Его Святое и Божественное
имя, а через сие обоживаться и быть Богоносным.
Дар это великий и благословенный, славный
и божественный, дар превыше разумения и человеческого,
и ангельского. Ибо и ангелы желают вникнуть в божественную необъятность этого
дара. А обретается сей дар "умным нуждением" внимательной молитвой. Ибо только
"нуждницы" сказал Господь, восхищают сей дар Царства Благодати Божия, внутри
нас сущего, т. е. данного нашей природе Господом Иисусом Христом, потому он
и есть "внутри нас сущий". И вслед за Господом Иисусом повторяли это слово
и все Отцы, великие опытники, опытом своей труднической
жизни познавшие эту Божественную Тайну:
"Воистину, сказали они, Царство Божие душой
обретается здесь, на земле; воистину, обретается Новое, Божественное Бытие,
обретается дивное изменение всей человеческой природы но на пути молитвенного
внимания, на пути трудничества, на умном пути многослезного покаянного жития.
Как вся умная человеческая природа подпала греху,
так и исцеление подается всей природе. Виновница грехопадения душа (наша умная
природа), она ввергла всю свою тричастную природу в болезнь греха и тело,
и ум, и дух; и теперь, призываемая Милосердием Божиим, должна потрудиться, положить
начало для будущей своей загробной деятельности неизъяснимо и непостижимо
славной, величественной и Божественной. Должна усвоить умным трудом, внимательным
нуждением над собой, усвоить всей своей природой телом, умом и духом усвоить
то, чего лишилась: усвоить Новое* Бытие, дарованное Господом Иисусом в св. Крещении.
Усвоить начало благодатной Божественной жизни, приступить к Богсношению и соделаться
уже здесь Богоносной для безпредельной вечности.
Посему св. Отцы и говорят, что начало умного делания
полагается в том, чтобы усваивать Имя Божие вначале устами, потом умом, затем
духом или сердцем. Ибо человек состоит из трех мер, из трех природ: телесной
уста, умной ум и духовной дух или сердце.
О сем Таинстве усвоения Душой Царства Божия Господь
изрек сокровенную притчу, сказав:
"Царство Божие подобно закваске, которую женщина
взявша положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Лк. 13, 21).
Благоразумная и усердствующая душа (женщина),
берет сию святую закваску "умного делания" и заквашивает ею сначала свою телесную
природу уста, т.е. творит молитву сначала устами, доколе они "насытятся":
потом заквашивает умную ум (творит умом со вниманием), и, наконец, духовную
дух или сердце. Это уже высшая духовная степень, когда молитва внимательная
переходит в сердце и охватывает человека как пламень, и тогда весь человек бывает
устремлен к Богу, весь становится Богоносным.
Тогда душа бывает "умной колесницей херувимской", носящей "Тайну Слова" во всей
природе телесной, умной и духовной.
"Молитва, творимая устами со вниманием, сама внутрь
сердца входит, по слову преп.
Георгия Афонского; без всяких механических пособий".
В свое время, Богу ведомое, трудолюбивая душа
вкусит живым чувством сердца от сего плода молитвенного и тогда поймет, что
молитва есть дело райское, как говорит о сем великий делатель "умной молитвы"
Паисий Величковский, приводя слова о сем преп. Дорофея, что "Первозданный человек,
помещенный Богом в раю, пребывал в молитве".
"Из сих слов явствует, продолжает Паисий,
что Бог, создав человека по образу Своему и по Подобию, ввел его в Рай сладости
делать сады безсмертные, т. е. мысли божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные,
по св. Григорию Богослову. И это есть ни что иное, как только то, чтобы он,
как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой,
благодатной молитве, т. е. в сладчайшем видении Бога и мужественно, как зеницу
ока, хранил ее как дело райское, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась.
Велика, поэтому, слава священной и Божественной
"умной молитвы", которой край и верх, т. е. начало и совершенство даны Богом
человеку в раю: откуда она имеет свое начало" (Паисий Величковский. "Об умной
молитве"). Вот к этой божественной, непрестанной молитве и призывают нас Отцы.
Ибо непрестанная молитва к Богу и есть высшее выражение нашей любви к Нему.
По мысли св. Отцов Бог наш есть Огнь и Любовь
и, если вложить в Него свои помыслы непрестанным
призыванием Его Святого Имени, то вначале они, согревшись, охватываются печалью
сокрушения сердечного и телесного, а потом, накалившись воспламеняются от этого
Огня и сами становятся пылающим Божественным Огнем Любви к Нему, исполняясь
тишины и веселия Ангельского. Св Макарий Великий несколько подробнее говорит
о сем же, но только иными словами:
"Если не обольстишься, говорит святой, и не
дашь у себя пажитей безчинным порочным помыслам, но волею своей привлечешь ум,
понуждая помыслы устремляться ко Господу: то без сомнения, Господь Своею волею
приидет к нам и действенно соберет нас в Себе. Потому, что все Богоугождение
и служение зависит от помышлений
Посему старайся угождать Господу, всегда ожидая
Его внутренне, взыскуя Его в помышлениях, побуждая и принуждая волю свою и произволение
свое к Нему непрестанно устремляться И смотри, как Он приходит к тебе и творит
у тебя обитель. Ибо в какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его, в такой
и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию
Своею прийти к тебе и успокоить тебя Стоит
Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь
Его от всей ли души твоей, не с леностью ли, не с нерадением ли.
И когда увидит рачительность твою в искании Его,
тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою, и уготовит тебе победу, избавляя
тебя от врагов твоих Ибо, рассмотрев прежде твое стремление к Нему и то, как
все чаяние твое непрестанно к нему обращено он научит тебя и даст тебе истинную
молитву, истинную любовь, а это он Сам, который соделывается в тебе всем и
есть для тебя Рай и Древо Жизни и Вода Живая и всяческая во всех Христос"
(Беседа 31).
к оглавлению