Протоиерей Михаил Польский
Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей
(Джорданвилль, 1948 г.)
к оглавлению
3. НЕ В ЦЕЛОСТИ ВНЕШНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИЛА ЦЕРКВИ
Патриарх
Тихон и митрополиты Петр и Сергий последовательно
оставляли по три заместителя, и у власти
с трудом оказывался один. Никаких препятствий
для большевицкой власти не было, чтобы
уничтожить и этих заместителей и оставить
Церковь без высшего церковного управления,
если бы это входило в ее расчеты. Но это
другой вопрос. Важно, как сама Церковь
относилась к этому возможному моменту.
Единоличное возглавление было полезно
для Церкви в такое время. Все знали главу
Церкви. Передача власти по личному завещанию
оказалось эластичным способом сохранения
центральной власти. Но и этот строй продержался
бы только немного больше синодального.
Создавал затруднения для большевиков
один Патриарх Тихон. Если бы во главе
Церкви стоял Синод, которому бы некому
было передать свои полномочия, то как
бы он поступил в такое время? Он, конечно,
объявил бы, пред своим уничтожением, децентрализацию,
управление на местах. И, может быть, чем
раньше бы это случилось, тем было бы лучше.
А такое распоряжение и было сделано.
Закон о децентрализации
"Постановление
Святейшего Патриарха Тихона, Священного
Синода и Выс-шего Церковного Совета Православной
Российской Церкви" от 7/20 ноября 1920
г. № 362, которое нами цитировалось только
в части, касающейся новых полномочий
Патриарха, гласит далее следующее:
"В
случае если епархия окажется вне всякого
общения с Высшим Церковным Управлением
или само Высшее Церковное Управление,
во главе с Святейшим Патриархом, почему-либо
прекратит свою деятельность, епархиальный
Apxиерей немедленно входит в сношение
с архиереями соседних епархий на предмет
организации высшей инстанции церковной
власти... В случае невозможности этого,
епархиальный apxиepeй воспринимает на себя
всю полноту власти".
Гонения
заставили проводить в жизнь это решение.
После ареста п. Тихона, м. Агафангел (в
послании от 5/18 июня 1922 г. № 14 Ярославль)
обратился к епископам так: "Возлюбленные
о Господе Преосвященные Архипастыри.
Лишенные на время высшего церковного
руководства, вы управляйте теперь своими
епархиями самостоятельно, сообразуясь
с Писанием, священными канонами, впредь
до восстановления Высшей церковной власти,
окончательно решайте дела, по которым
прежде испрашивали разрешение Священного
Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь
к нашему смирению". Точно то же объявляет
16/29 декабря 1926 г. apxиеп, Серафим Углицкий:
"Умоляю собратьев епископов помочь
мне нести тяжкий и ответственный крест
управления Русскою Церковью, я прошу
сократить переписку и сношения со мной
до минимума, предоставляя все дела, кроме
принципиальных и общецерковных, как например
избрание и хиротонии во епископа, решать
окончательно на местах".
Положение
такой децентрализации в Русской Церкви
фактически существовало до 1943 г. Епископ,
посетивший в это время Москву, а затем
оказавшийся заграницей, сообщает: "административная
связь Синода с провинцией довольно слабая,
и большинство епархий управляется почти
самостоятельно; в провинции царит произвол
местных властей, так что многие apxиереи
лишены возможности даже письменную связь
поддерживать с Москвой" ("Прав. Русь"
30 окт. 1943 г.).
На
естественный вопрос при наличии такой
децентрализации в Русской Церкви во время
гонений, для чего же оставался у нее так
долго центр, ответим потом. Церкви пришлось
не теоретически только решать вопрос
как жить без церковного центра, но принять
эту жизнь и пережить. Когда у арестованного
отнимают в советской тюрьме крест с груди,
то он не борется за него, потому что вообще
надо готовиться к смерти. Когда Церковь
стала перед уничтожением самой себя в
целом, она еще в 1920 г. помирилась с мыслью
об уничтожении центрального управления,
А это полномочное управление Церкви,
исполненное сознанием своего долга, не
заботилось уже о своем собственном существовании,
а о сохранении Церкви в ее разрозненных
частях и при том в самых мельчайших. Облекая
полнотой власти одинокого епископа, оно
в том же циркуляре предлагает: "в случае
крайней дезорганизации церковной жизни,
когда некоторый лица и приходы перестанут
признавать власть епархиального архиерея,
последний организует из лиц, оставшихся
ему верными, приходы и из приходов благочиния
и епархии, предоставляя где нужно, совершать
богослужения даже в частных домах".
Вот из каких частей предположено снова
восстановить Церковь.
В 1926 г. "Памятная записка соловецких
епископов" утвердила эту мысль: "если
ходатайство Церкви (о свободной самоорга
низации) будет отклонено, сказано в
ней, она готова на материальные лишения,
встретит это спокойно, памятуя, что не
в целости ее внешней организации ее сила,
а в единении веры и любви преданных чад
ея, наипаче же возлагая свое упование
на непреоборимую мощь ея Основателя и
на Его обетование о неуничтожимости Его
создания".
Принцип Вселенской Церкви
Составитель
этой записки, ученейший профессор-богослов
и добрый раб Божий Иван Вас. Попов, как-то
раз в устной беседе, сказал соловецким
узникам: "из истории мы видим, что частей
Церкви Вселенской ничего подчас не объединяло,
кроме причащения от Единого Хлеба-Христа,
одного возглавления на небесах" (воспоминания
автора). Останавливаясь на этой мысли
скажем, что Церковь Вселенская есть великое
чудо истории. Поместные церкви веками
живут разрозненно, самостоятельно управляясь,
будучи обособлены политическими и национальными
перегородками, отдалены территориями,
находясь часто под иноверным гнетом,
лишены земного объединяющего центра,
единой администрации и физического общения
между собой. И при всем этом они сохранили
единство догмата, веры, духа, ни в чем
не погрешая против общей истины и составляя
единый братский, святой, апостольский
и вселенский союз автокефальных церквей.
Вот разительный факт, истории. Церковь
не гибнет, когда внешнее ея единство разрушается.
Она не дорожит внешней организацией,
заботясь о сохранении своей истины.
Вселенское
единство Церкви сохранится, если в силу
внешних стеснений каждая enapxия со своим
епископом сделается самоуправляющейся,
автокефальной, только бы она получила
на эту самостоятельность санкцию высшей
церковной власти. Конечно, ея самоуправление
может иметь только временный характер,
потому что одна enapxия не может иметь собора
епископов, но это не мешает ей быть в составе
Церкви Вселенской, только бы она сама
не нарушала общей веры и любви. Один у
нас Отец Бог, все же мы братья, земное
единство Церкви в небесном главенстве
Христа. Благодаря этому небесному возглавлению
Церковь на земле не теряет своего единства
при любом внешнем разделении. Поэтому
мы не завидуем организации Римской Церкви.
Земная ея централизация дело человеческое.
Это не по вере, а что не по Bеpе, то грех.
Что будет с нею, если она лишится своего
земного центра. Мы такого центра не имеем,
а единство храним. Не в целости внешней
организации сила Церкви, вот классическое
выражение нашей верыв Церковь в эпоху
гонений.
Древняя и новая практика
Церковь
обратилась к первовековому образу церковной
жизни, который отображен в памятниках
апостольских времен "Учении 12 апостолов",
когда христианские общины объединялись
не административными учреждениями, а
единством веры, любви, верностью истине,
Духом Святым, причащением от Единого
Хлеба Тела Христова, соединяющего всех
в единую Церковь.
Даже
лишенные кафедр и находившиеся в узах
епископы находили способ управления
своими епархиями. В Соловецком лагере,
на одиноком острове, отделенном от русского
материка не только водным пространством,
но и восьмимесячными льдами, в царстве
дикого произвола и насилия, они нашли
доступ через порог цензуры, и их послания
к пастве и любое количество писем с любым
содержанием аккуратно приходили на места.
Без центрального водительства Церковь
жила на местах под управлением своих
епископов, с которыми народ и клир искали
общения всемиспособами. Не в целости
внешней организации сила Церкви, а в единении
веры и любви ея членов.
И этот децентрализованный строй церковного
управления, при наличии единения всех
частей Церкви в вере и любви и при внешнем
разделении пространством и всякими препятствиями
является безусловно каноническим.
Он
учрежден был в Poccии на время гонений правомочным
и полным патриаршим церковным управлением,
отвечает общему принципу жизни Церкви
Вселенской, которая не знает земного
возглавления, имел древнюю практику и
получил новую в течении 20 лет (1922-1943 гг.).
к оглавлению