Вернувшись здесь вновь к тем же стенаниям скорбящего сердца,
Возносимым мною к Тебе песнопением этим,
Кое [сочинено] тем же слогом и [теми же] словами,
Я душой, совершенно измученною сомнениями,
Обращаюсь к Твоему состраданию, о всем дарующий,
Как заживо умерший молю Тебя, Бога бессмертного;
Но, признавая рядом со славой Твоей мою низость
И рядом со злом моим Твою доброту,
Я клятвопреступник, забывший завет,
Скорей побежден, нежели исцелен,
И скорей устыжен, нежели ободрен.
2
Подобно овце, обреченной на бесчувствие крайнее,
О презренном примере коей говорится в притче второй [1],
И я, заблудший, бродил в безлюдных горах
Со злонравными духами средь идолов диких;
Держась вдалеке от маленькой паствы [верующих],
Я не имел языка, коим рассказал бы о скорби и бедах моих,
Ни подвижной руки, коей изъясняются немые,
И один только Ты,
Восхваляемый от начала времен и до ныне родившихся,
Найдя меня, грешного,
Согласно молитвенному воплю славословившего,
В беспросветном мраке [заблуждения], назвался пастырем.
Не только заботился, но и искал,
И не только нашел, о чудеса творящий,
Но неисповедимой благостью Твоей любви
Поднял на животворное свое плечо
И причислил к небесному воинству
В наследии отчем Твоем.
Днесь, о могущественный животворец, благословенный попечитель.
Милостивый в сострадании своем,
Если Ты принял их,
По немоте своей неспособных молить,
Один из которых был замучен до смерти,
Другая ж, по неразумению животного, обреченная на скитания,
Блуждала в безлюдных местах,
Вопия гласом блеющим,
Ничего не значащим и безобразным,
И божественным Твоим благопопечением
Показал удивляющее весь мир сочувствие
К великому несчастью погибших,
Яви ныне вновь глубину Твоего милосердия
И [даруй] поток щедрот Твоих также мне,
Неправедностью превзошедшего тех, что описаны выше в примерах,
Мне, что заслуживаю многообразной смерти,
Мне, что по горькости вкуса своего
Не могу соединиться со сладостью Твоей доброты,
Моим членам, достойным отсечения,
Моей душе израненной,
Полностью пораженной всеистребляющим недугом,
Мне, уподобившемуся неразумным животным,
Мне, отчуждившемуся от близости мудрых,
Мне, что несхож с себе подобными;
Коли бы нашелся [такой] образец, я сказал бы,
Коли бы кто был похож на меня, я рассказал бы,
Коли бы кто был одинаков со мною, я поведал бы,
Коли бы кто был равен мне, я написал бы,
Коли бы кто так же поступал, я свидетельствовал бы,
Коли бы пример был, [мне подобный], я уведомил бы,
Коли в прошлом утешился бы,
Коли в настоящем надеялся,
Но поелику я [по греховности] превзошел все примеры
И далек от сходства [с кем бы то ни было],
То один только Ты можешь очистить меня от грехов,
Исцелить и чудотворить,
[Ты, кто] возвращает к жизни всех мертвых
И обновляет всю вселенную.
3
Коли, согласно прозрению святого сердца Давида блаженного,
«Беззакония превысили голову,
Как тяжелое бремя отяготили» греховные преступления,
То совершенные мной прегрешения
Превосходят обилие как море разлившихся,
Все поглотивших и уничтоживших вод потопа
И покрыли вершины гор,
Но пусть, как во времена Ноя,
Подует сладостный Твой ветер,
Что обладает могуществом плавить горы
И иссушать бурлящие волной водоемы,
И [уничтожит] мои преступления, губящие землю,
И круто вздымающиеся горы моих грехов.
Кратким и властным словом своим
Ты, всесильный и всемогущий,
Укажи мне способ чрез небольшое возмездие обрести прощение,
Мне, который, по слову пророка,
Долго «влек на себе беззаконие»,
И, простив мне мою непокорность,
Долготерпеливый, милосердный, благословенный,
Даруй мне полное отпущение,
Подлинно облагодетельствуй,
Вовсе отмени тяжкую и жестокую пеню
Лихву за неоплатные мои долги,
Уплата коей [была бы лишь] справедливой,
Тем более что сердце Твое не гневливо
И не вспыхивает никогда яростью,
Несвойственно Тебе вероломство,
И нет в Тебе и следа мрачности,
Ибо воля Твоя [источник] жизни и света,
И не Ты сотворил смерть,
И не возрадует Тебя гибель человека,
Как речено Давидом и Соломоном.
4
В законах благого завета Твоего
Ты людям положил великое условие
Не воздавать злом за зло, а прощать греховные долги
«До семижды семидесяти раз» на день.
И это слово Ты сказал нам,
Всегда имеющим по своей природе
Несчетные тьмы вновь обновляющихся,
Врожденных пятен порока,
Которые согласно законам [плоти]
Возникают на поле нашего естества,
Рождающего разных видов тернии
Согласно твоему правдивому свидетельству:
«Помышление сердца человеческого зло от юности его».
И даже совершенный чистотой своей,
«Слово жизни» Твоей евангелист Иоанн,
Как если б обладал общим для всех естеством,
Подтвердил слово истины Твоей,
Что вполне справедливо и для лжи моей.
«Если говорим, что мы не согрешили, сказал он,
То представляем Его лживым» [2].
И вот совершенно слово Твое достохвальное,
Неоскудевающее в истинности своей,
Пред моим заблуждением и неправедностью жестокой.
Посему пощади меня, сострадая, о источник, сладостный на вкус,
Один лишь Ты благословляем всеми в веках. Аминь!