Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
"Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо
Господня на тебе возсия..." (9 песнь пасх, канона). |
Велика милость Божия, даровавшая нам вновь и в этом году возможность приветствовать друг друга лобзанием святым и этими радостными словами, всегда как бы новыми, всегда вдохновляющими нас, окрыляющими наш дух и вселяющими в нас соединенную с высокой духовной отрадой светлую живую надежду на полное и окончательное торжество Правды Божией, на безусловную победу Добра над Злом.
Пусть все больше и больше сгущаются черные тучи над нашими головами, пусть все более и более безотрадную картину являет собою изолгавшийся и излукавившийся современный мiр, в том числе — увы! — и мiр, дерзающий называть себя «христианским» и даже «православным», — нас, христиан, поскольку мы действительно храним непоколебимую верность и преданность истинной Церкви Христовой, без всяких компромиссов, это не должно ни устрашать ни ввергать в безнадежность и отчаяние.
Нет! мы отнюдь не «пессимисты», каковыми готовы провозглашать нас некоторые, отчасти по неразумию, отчасти потому, что они не живут жизнью Церкви. Мы далеки от «пессимизма», ибо знаем, что все это, столь мрачное и печальное, происходящее ныне в мiре, давно предречено и Словом Божиим и великими духоносными мужами, как времен первохристианства, так и близкими нам по времени и по узам кровного родства с нами подвижниками и прозорливыми старцами-молитвенниками нашего некогда благословенного Отечества.
Мы знаем, что так и «надлежит всему сему быть» (см. Марк. 13, 7; Лук. 21, 9; Апок. 1, 1), а потому сами мы вовсе этому «не ужасаемся», поминая предупреждение и заповедь Христову.
Мы только считаем своим долгом обратить внимание других на то, чего они, к сожалению, не видят: мы «бьем тревогу», желая легкомысленных и безпечных пробудить от того глубокого и губительного для них духовного сна, в который ныне погружено едва ли не огромное, подавляющее большинство современных людей, в том числе и считающих еще себя «православными христианами» и даже мнящих себя быть их духовными вождями.
Мы всего лишь трезвыми очами смотрим на все происходящее и делаем соответствующие строго-логические выводы и притом, руководствуясь не какими-либо своими собственными домыслами, а учением Слова Божия и Святых Отцев. Эти выводы и убеждают нас со всею несомненностью, что если не произойдет спасительной для людей отсрочки от Господа, не желающего ничьей погибели, но — дабы все пришли к покаянию и познанию Его Божественной Истины, то окончательная гибель этого глубоко зашедшего в своем Богоотступническом падении современного мiра не замедлит: она — «близ есть, при дверех» (Матф. 24, 33).
Вот потому-то, на фоне этой мрачной и безотрадной картины современности особенно-возвышенной духовной отрадой звучит для нас, сохраняющих всецелую верность Христу-Спасителю, это вечно-радостное пасхальное приветствие:
«Христос Воскресе!»
Оно так живо напоминает нам о совершившейся некогда величайшей победе нашего Божественного Искупителя над Адом и Смертью и о том, что современное Зло, в сущности, ничтожно, слабо и безпомощно, что оно лишь временно торжествует сейчас, и что оно окончательно и навсегда будет побеждено и уничтожено, когда явится вновь на землю Христос «во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Матф. 25, 31) и когда поразит Он Своего противника, в котором сосредоточится все Зло, «духом уст Своих и истребит его явлением пришествия Своего» (2 Солун. 2, 8), а «смерть и ад повержены будут в озеро огненное» (Апок. 20, 14), и «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Апок. 21, 4).
Таковы наши светлые чаяния и упования, которые всегда возгораются в нас с особой силой в пресветлые и всерадостные дни празднования Пасхи Господней.
Кто не верит в это по-настоящему, кто не помышляет постоянно об этом, а возлагает тщетную надежду, вовсе противную учению Слова Божия, на какой-то мнимый «прогресс человечества» здесь на земле, тот совсем не христианин, хотя бы ошибочно и считал себя таковым и даже облечен был высоким церковным званием или саном.
Не в земной прогресс, не в человеческую науку и культуру, долженствующие якобы — вопреки всякой действительной очевидности — преобразить к лучшему жизнь людей на земле и сделать ее счастливой и радостной, веруем мы, христиане, а во Христа, тридневно воскресшего из мертвых, смертью смерть поправшего и живот вечный нам даровавшего.
Мы веруем в «воскресение мертвых и жизнь будущего века». И не только — «веруем», но и «чаем», как сказано в нашем Символе Веры, то есть: «ожидаем», «надеемся» на это, «стремимся» к этому, «вожделеваем» этого всей душой.
Основание такой веры и такого «чаяния», как учит нас Слово Божие, — в Воскресении Христовом.
Ибо, если «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (1 Кор. 15,20), то воскреснем и мы с Ним «в пришествии Его» (1 Кор. 15, 23), и тогда «последний враг испразднится — смерть» (1 Кор. 15, 26), и «будет тогда Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28), а мы, если того удостоимся, по вере и делам нашим, станем блаженными гражданами «нового неба и новой земли», в которых «будет жить правда» (2 Петр. 3, 13) — того дивного «новаго Иерусалима», который воспевает Св. Церковь в день Пасхи, и который открыт был в видении Тайновидцу — возлюбленному ученику Христову св. Иоанну Богослову.
Вот каковы наши христианские (не лже-христианские!) воззрения, надежды и чаяния!
И вот какие радостные мысли, чувства и переживания навевает нам празднование величайшего и радостнейшего праздника праздников и торжества торжеств — светлого Воскресения Христова.
Истинный христианин это тот, кто не приковывается к земле и не о земных «прогрессах» и «достижениях» помышляет, а всеми своими мыслями и чувствами всегда переживает в своей душе светлую пасхальную радость, повседневно в течение всей своей земной жизни празднуя эту дивную «Пасху нетления», и со страхом и трепетом свое спасение содевает, в горячем уповании вечно приобщаться Ее в «горнем» «новом Иерусалиме» — «в невечернем дни царствия Христова».
«Веселимся Божественне», братие и сестры, Христос бо воста — веселие вечное!..»
к оглавлению