Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
ПОСЛЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА.
Торжественным благодарственным молебствием, вечером в воскресенье 19 ноября / 2 декабря с. г., в синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, закончился, наконец, Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, начавшийся там же в воскресенье 8/21 октября — в Неделю Св. Отец 7-го Вселенского Собора. Шесть недель продолжался этот Собор, заслуживающий быть названным "историческим", как по своей необычной в истории Русской Зарубежной Церкви продолжительности, так и по чрезвычайной значительности поднятых на нем вопросов и по важности принятых на нем решений.
Под особое покровительство Пречистой Матери Божией, "Необоримой Стены и Источника чудес" поставили себя наши зарубежные архипастыри, начав деяния своего Собора во святом храме Ее и ежедневно с усердием молясь Ей перед Ее чудотворным образом, постоянно находившимся в зале заседаний, об успехе этого Собора, о спасении и утверждении нашей Русской Зарубежной Церкви, столь обуреваемой отовсюду всевозможными врагами, видимыми и невидимыми, внешними и внутренними. Вверили они себя и руководительству Св. Отцев, основоположников и столпов нашей Святой Церкви, этих подлинных "правил веры" и "образов кротости", право правивших слово Божественной Истины и словесное стадо свое добре упасших, без последования которым легко уклониться от истины на ложный путь.
И вот, как поднятые на Соборе и подвергшиеся обсуждению вопросы, так и самые решения и постановления Собора показывают, что Пречистая Матерь Божия, Зарубежная Одигитрия наша, несмотря на все наше недостоинство, нашу немощность и недостатки, все же не лишила нашу Русскую Зарубежную Церковь Своего Божественного Покрова и заступления, а Святые Отцы Церкви не оставили нас без своего богомудрого руководства. Это ясно видно из того, что на всех постановлениях Собора явно сказалась не чья-либо греховная человеческая воля, движимая нашими эгоистическими стремлениями, страстями и похотями (как отметил это и сам наш Первоиерарх), а безстрастная к безпристрастная воля Божия, всех нас призывающая к покаянию и через вразумление (тех, конечно, кто еще способен вразумиться!) — к вечному спасению, каковое одно только и является целью нашей жизни и всей нашей церковной деятельности. На Соборе стало ясно: кто хочет видеть какую-либо иную цель, как в своей личной, так и в церковной жизни, кто желает сделать Церковь и церковную деятельность только орудием для достижения своих узко-эгоистических и чисто-земных планов и интересов, тот тяжко погрешает и перед Церковью и перед самим собою, вредя церковному делу и губя свою собственную душу.
Каковы же именно главные достижения этого Собора?
Было подчеркнуто и запечатлено в соответствующем постановлении о новой организации нашего Архиерейского Синода, что наша Русская Зарубежная Церковь — Церковь именно соборная, а не "синодальная", как ее некоторые называли, оспаривая при этом и каноничность ее устройства. И хотя у нас нет возможности ежегодно созывать Собор Епископов, как требуется это канонами, темь не менее все Епископы должны принимать участие в управлении нашей Церковью; Архиерейский же Синод это только исполнительный орган Собора Епископов, и на все важнейшие решения и мероприятия он должен испрашивать согласия всех Епископов. Для лучшего и полнейшего осуществления этого важного канонического принципа соборности решено впредь вызывать в состав Синода для участия в его заседаниях периодически по два Епископа — поочередно из всех наших епархий, на определенные сроки, дабы все без исключения Епископы могли в междусоборный период принимать участие в заседаниях Архиерейского Синода, а следовательно — и в соборном управлении нашей Русской Зарубежной Церковью.
Ясно и определенно было постановлено в резолюции, предложенной самим Первоиеррахом, что Епископы, не имеющие в своем управлении самостоятельных епархий, или так называемые "викарные", как равно-благодатные, нисколько не ограничиваются в своих правах на участие в обще-церковном управлении и, являясь полноправными членами Собора Епископов, могут быть избираемыми и в состав членов Архиерейского Синода, который, по сравнению с Собором, является низшим органом церковной власти, лишь исполняющим его предначертания.
Со всей решительностью высказался Собор против модных "демократических" тенденций, которые пытаются внести некоторые малоцерковные и вовсе нецерковно-настроенные мiряне в нашу Церковь и которые ничего общего не имеют с истинной соборностью, а ведут лишь к извращению и разложению подлинной церковной жизни.
Вместе с тем, Собор вынес постановление о созыве через три года, если угодно будет Богу, Всезарубежного Церковного Собора с участием клира и мiрян, по примеру таких же Соборов, имевших место в 1921 и 1938 годах в Югославии, и поручил Архиерейскому Синоду разработку всех необходимых деталей для успешного осуществления этого весьма нелегкого в условиях нашего разсеяния и большой разбросанности церковно-соборного дела, которое должно будет еще больше укрепить в нашей Русской Зарубежной Церкви дух истинной соборности, крепко сплотив во-едино епископат, клир и мiрян, как единое тело Христовой Церкви.
Решительное осуждение вынесено на Соборе и всем попыткам со стороны разных светских организаций и политических партий так или иначе оказывать свое влияние или давление на чисто-церковные дела, которые зависят всецело от единственно-компетентной церковной власти. Не раз высказывалась вполне справедливая мысль, которую необходимо усвоить всем искренно-верующим, о полной недопустимости наблюдающегося по временам стремления разных партийных группировок использовать нашу Церковь или хотя бы отдельных служителей ее в своих чисто-мiрских целях, а тем более — делать Церковь каким-то орудием для сведения личных счетов и своих политических интриг. В Церкви Христовой нет и не может быть никаких партий: в ней перед Богом все равны — все души человеческие, ищущие спасения, перед Богом равноценны, достойны внимания, пастырского попечения и духовного окормления.
Истинно-верующие православные христиане, подлинные члены истинной Церкви Христовой должны знать и никогда не могут и не смеют забывать, что Церковь это вовсе не обыкновенная человеческая, светская организация, подобная всем другим земным организациям и человеческим обществам, это вовсе не простое "собрание верующих", а это есть единый цельный организм, одухотворяемый благодатью Святого Духа, и обнимающий собою, как Церковь, еще воинствующую на земле, так и Церковь, торжествующую на небесах, — Церковь это таинственное Тело Христово, Глава которого есть Сам Господь Иисус Христос, давший ей великое обетование: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Матф. 16, 18), которое неприменимо было бы к обыкновенным человеческим обществам, как и все земное, непрочным, недолговечным, возникающим и исчезающим. В состав Церкви входят не только люди, в данное время живущие на земле, но и все прежде жившие и все святые, прославленные на небеси.
Вот почему мы постоянно, во всех своих молитвах и богослужебных чинопоследованиях, совершаемых в храме, исповедуем свою веру "Во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь" и непреложно веруем, что истинная Церковь Христова, свято хранящая неповрежденным Священное Писание и Священное Предание, непогрешима и никогда не может отступить от истины, ибо она сама, по учению Слова Божия, есть "Столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).
За это твердое и неизменное хранение церковной истины высказался наш Собор, в своих постановлениях и в своем Послании, обращенном к нашей зарубежной пастве, осудивший все отступления от нее в виде так называемого "восточного обряда", ныне так усиленно пропагандируемого римо-католиками, и в виде так называемого "экуменического движения", повреждающего самый догмат Церкви и не без успеха пытающегося завлечь в свои сети все поместные православные церкви. Осудил наш Собор и все новшества, которые пытаются завести в нашей Церкви непрошенные реформаторы, и, высказав свое глубокое сочувствие греческим старостильннкам, решительно отверг употребление в нашей Церкви новой пасхалии, как противоречащей Апостольским и святоотеческим правилам. Строгое осуждение вынес Собор и всему тому, что идет вразрез с нашим исконным православным благочестием, признав недопустимым, в частности, устройство разного рода развлечений и увеселений в дни поста и в кануны воскресных и праздничных дней, а также празднование Рождества Христова по новому стилю и организацию так называемых "встреч Нового Года", когда для верующих еще продолжается Рождественский пост.
Особенное внимание уделил Собор делу внутренней миссии, призвав всех наших пастырей к усилению ее, о чем гласит пространно-составленная резолюция с перечислением всего того, что необходимо предпринять для этого. Мы стоим перед серьезной угрозой потерять нашу паству, растворяющуюся все больше и больше в окружающей нас иноверной и иностранной среде, и только ясное сознание этой опасности и усиленный пастырский труд по окормлению душ всех наших пасомых, а особенно — молодого поколения, может спасти положение. Главное внимание должны обратить наши пастыри на подрастающее молодое поколение, в значительной своей части лишенное возможности посещать русские школы, и все силы свои приложить к тому, чтобы не оставить его без религиозного и национального воспитания в православном русском духе.
Наконец, что особенно важно, на Соборе не раз было подчеркнуто высокое назначение пастыря Церкви, как прежде всего душепопечителя, а не только "администратора", способного лишь расхолаживать и тем отталкивать от себя пасомых. Нужна и администрация и организация для успеха дела, но при этом никак не должна забываться главная и основная задача каждого истинного пастыря — духовное делание, направленное ко спасению душ своих пасомых. А для этого пастыри должны сами вести духовную жизнь на высоком уровне и постоянно воодушевлять себя примерами пастырского служения на протяжении всей истории Христианской Церкви, и в особенности столь близким и дорогим нам образом величайшего пастыря нашего времени приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского.
Признал Собор, что лежит на нас долг и внешней миссии — обращения в св. Православие иноверцев —, но к этому нужно подходить весьма осторожно, стараясь не о том только, чтобы чисто-внешним образом присоединять к св. Православной Церкви лиц, к ней не принадлежавших, а о том, чтобы они принимали св. Православие действительно всем сердцем, с достодолжной серьезной подготовкой и становились бы на самом деле по духу православными.
С великой скорбью отозвался Собор на известия о все усиливающемся гонении на веру там у нас на родине, порабощенной богоборческим коммунизмом, — гонении, которое вновь стало принимать самые грубые формы, как это было прежде, в первые годы революции, и не мог не установить всей правильности позиции, от начала принятой нашей Русской Зарубежной Церковью, позиции, с которой она никогда не сходила, — полного непризнания безбожной советской власти и всех тех, кто с нею так или иначе сотрудничает, в том числе и легализованной "советской церкви", являющейся ее послушным орудием и проводником ее предначертаний во всем мiре.
Вот, в общем то важное, что обсуждал и что постановил наш Собор, призвавший нашу зарубежную паству к твердому стоянию за истину в наши лукавые времена и к верности истинной Церкви, ее правилам, установлениям и священным вековым заветам, которыми жили и спасались наши благочестивые предки на Святой Руси, попрание которых вызвало страшную кровавую катастрофу и наше изгнание из пределов родной земли. Дай Бог, чтобы этот наш архипастырский призыв дошел до сердец всех православных русских людей в разсеянии сущих и еще крепче объединил их вокруг нашей Русской Зарубежной Церкви, единственного сейчас свободного оплота истинной христианской веры в мiре!
к оглавлению