Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
С Новым Годом, с новым счастьем!
Так когда-то приветствовали у нас на Руси друг друга русские люди при наступлении Нового Года.
Этим стародавним традиционным приветствием сердечно приветствуем и мы всех наших соотечественников — православных русских людей в изгнании и разсеянии сущих и искренно желаем им в наступающем Новом 1963 Году нового счастья.
Но как и откуда может придти к нам это «новое счастье»?
Надо знать, что «счастье» наше зависит прежде всего и в первую очередь не от каких-либо внешне-благоприятных условий и обстоятельств нашей жизни, всегда столь изменчивой и непостоянной, а главным образом — от внутреннего состояния наших душ. Когда в душе настоящий ад от неудовлетворенных желаний, стремлений и разного рода греховных страстей, когда кипит в ней зависть, злоба, гнев и ненависть, когда погружена она в уныние и отчаяние, — о каком «счастье» можно тогда говорить?!
Вот почему «новое счастье» возможно для нас только тогда, когда мы сами станем новыми, когда мы обновимся душами своими, когда мы, по выражению Слова Божия, «совлечемся ветхаго человека с деяньми его и облечемся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его» (Колос. 3, 9-10), то есть, когда мы, как разъясняет дальше Св. Апостол, «отложим прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях» и «обновимся духом ума нашего», «облекшись в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), иными словами: когда мы «облечемся, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Христос простил нас» — более же всего — когда мы «облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства», и когда будет «владычествовать в сердцах наших мир Божий, к которому мы, христиане, призваны», когда «слово Христово будет вселяться в нас обильно, со всякою премудростью», когда мы будем «научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господу», а коротко говоря: когда мы будем так настроены, что «все, что ни делаем словом или делом, все будем делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Колос. 3, 12-16).
Таково о самом важном для нас, о самом жизненном, непреложное учение Слова Божия, которое «пребывает во век» (Исаии 40, 8)!
Кто же, помимо этого ясного учения Слова Божия, хочет находить какие-то иные пути к «счастью» человека — к установлению мира, благополучия и благоденствия на земле, тот только жестоко заблуждается, и ничего, кроме самых горьких и мучительных разочарований, не добьется.
Разве не довольно для нас, как яркое доказательство этого, всего того ужаса, который постиг нашу Родину-Россию? Разве не постигло такое же самое горькое и мучительное разочарование всех тех, кто ожидали какого-то «нового счастья» от так называемого «социализма» и «коммунизма», столь много обещавших обманутому ими человечеству?
Такое же точно разочарование ожидает и всех тех, кто, игнорируя учение Слова Божия и истинную Церковь Христову, станут стремиться к одному лишь внешнему упорядочению человеческой жизни, не желая помышлять о внутренних, духовных основах ее (в которых-то и заключается вся «суть»!) — кто видят все «счастье» людей в одной лишь внешней форме их жизни, в лучшем, по их мнению, политическом государственном строе, как бы он ни назывался.
Все это — наивная мечта, никогда еще себя не оправдавшая и никогда не могущая себя оправдать, ибо Спаситель наш, для того и пришедший на землю, чтобы даровать нам истинное счастье, ясно сказал, предупредив нас:
«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).
Что же без Него, без созданной Им Церкви, можем сделать мы хорошего?
Ровно ничего.
Не политика, а вера Христова.
Не политическая, а духовно-нравственная работа и церковная деятельность.
Вот что только и может спасти нас, спасти нашу Россию, спасти весь столь очевидно к погибели стремящийся мiр.
Это отнюдь не значит, что мы вовсе и начисто отвергаем всякую политику и всякую политическую деятельность.
Вовсе нет!
Мы только указываем и подчеркиваем, что по утверждению высочайшего для нас авторитета — учению Слова Божия, на первом месте для нас, православных русских людей, должна быть наша святая Православная вера и наша святая Церковь.
Все же остальное, как бы оно ни казалось нам прекрасным и возвышенным, должно стоять, по сравнению с этими величайшими духовными ценностями, на втором месте. Ведь Христос-Спаситель сказал вполне определенно, а слова Его, конечно, должны быть для нас непререкаемо-авторитетны:
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» и все остальное тогда «приложится вам» (Матф. 6, 33).
Таким именно путем искания прежде всего Царствия Божия и правды его и шел на протяжении всей своей истории наш православный русский народ — так именно и строилась та Великая Россия, в которой Вера и Церковь всегда были на первом месте.
А когда русский народ, под влиянием безбожных агитаторов, пришедших к нам с богоотступнического Запада, стал отклоняться от этого своего подлинно-исторического пути, тогда и разразилась над ним эта страшная кровавая катастрофа, в результате коей мы очутились в изгнании, а весь остальной русский народ под игом страшного безпримерного рабства.
Вот почему так печально видеть, когда православные русские люди, столь много перестрадавшие и даже свою Родину потерявшие, находясь здесь в изгнании, нисколько не помышляют о своем духовном обновлении, а продолжают жить все теми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроениями, которые именно и привели к такому страшному бедствию нашу несчастную Родину-Россию. И наивно думают, что без полного и всецелого возвращения их к Богу и без подлинного оцерковления их жизни, путем одной лишь политической деятельности, можно будто бы спасти Россию. И даже самую Церковь нашу хотят подчинить своей политике, сделать ее орудием своих политических интриг, игрушкой своих политических страстей.
Вечное хотят подчинить временному, небесное — земному, святое — греховному...
Что может быть ужаснее, безнадежнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которого лишь один шаг до самых глубин адовых?
Где уж нам ожидать «нового счастья» с такими настроениями? И на что хорошее можем мы разсчитывать в наступающем Новом Году?
Нет! как учит нас Слово Божие, как учит нас Святая Церковь, путь спасения для нас, для нашей России и для всего мiра только один — это путь духовного обновления.
Найдем в себе мужество сознать свои пагубные ошибки и заблуждения, в свое время и Россию приведшие к гибели, образумимся, наконец, поняв, что без Божией помощи мы — ничто, обратимся всею душою и всем сердцем в теплом чувстве искреннего покаяния к Богу и к истинной Церкви, — обновимся душами своими, дабы этот наступающий 1963-ий Год действительно стал для нас новым годом, а тогда сможем мы надеяться и на новое счастье!
к оглавлению