Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
Приближается день св. князя Владимира...
Все ли современные православные русские люди знают и помнят день великого Просветителя Руси св. равноапостольного князя Владимира — 15/28 июля, который в нынешнем году приходится в воскресение? Все ли они понимают и ценят ни с чем несравнимое величие того дела, которое совершил для нас св. равноапостольный князь Владимир? Дорожат ли они превыше всего на свете тем безценным сокровищем, которое даровал нам св. равноапостольный князь Владимир — святой православной верой?
«Каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы по силе нашей, хотя малыми похвалами совершившаго великия и чудныя дела нашего учителя и наставника великаго кагана земли нашей Владимира» — так во вдохновенном слове своем взывал к русским людям еще девять веков тому назад Киевский Митрополит Иларион.
А Слово Божие ясно учит нас: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Святый же князь Владимир был не только наставником нашим, но и подлинным отцом, родив нас заново «банею пакибытия» во святом крещении.
Как же нам не помнить и не чтить великого дня его блаженной памяти?!
Но чтить его мы должны не только на словах, а и в наших делах, самыми делами нашими, образом жизни и всем поведением нашим показывая, что мы являемся достойными его духовными чадами, — «взирая на кончину жизни его, подражать вере его», как учит нас Слово Божие.
Можем ли все мы, современные русские люди, похвалиться, что мы действительно чтим нашего великого Просветителя, что мы стараемся во всем следовать примеру его жизни, подражаем вере его?
Пусть на это ответит совесть каждого из нас!
Св. князь Владимир после принятия им св. крещения стал как бы совершенно другим человеком. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар, — он после крещения стал кротким, ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, истинным отцом своих подданных. «Владимир — Красное Солнышко» — таким трогательным прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни. Благотворительность его достигла громадных размеров: всякий нищий мог приходить в княжий двор и получать все необходимое для жизни, а кто не в силах был приходить сам, тем развозились всевозможные съестные припасы по городу. На праздники св. Владимир раздавал нуждающимся огромные суммы денег. Его христианское милосердие и снисхождение к людям доходили до того, что он даже боялся казнить разбойников.
«Боюсь греха!» так отвечал он однажды епископам на их недоуменный вопрос, почему он не решается казнить их.
Эта боязнь греха и эта великая перерождающая сила покаяния, благодаря св. князю Владимиру, и легли в основу всей дальнейшей жизни новопросвещенного русского народа — они-то и создали ту Святую Русь, какою была наша Богом благословенная русская земля на протяжении столетий. Истинное христианство как бы вошло в плоть и кровь русского народа и породило ту великую русскую культуру, которая отнюдь не миф, не одно воображение, и которой мы доныне хвалимся, которую чувствуют и признают лучшие из иностранцев.
Но чем можем похвалиться мы, современные русские люди, в настоящее время? Можем ли мы похвалиться тем, что сохранили это великое духовное наследие нашего великого Просветителя и наших благочестивых предков, создавших Святую Русь?
Боимся ли мы греха? Каемся ли мы от всего сердца, когда по немощи грешим?
Перерождаемся ли мы, становимся ли мы другими людьми, возставая после греховного падения.
Страшно подумать до какого великого, безпримерного в истории человечества нравственного падения дошел наш православный русский народ, едва отпраздновав девятисотлетие со дня своего просвещения светом Христовой веры!
И тут нечего всю вину сваливать на «темные силы».
Да, конечно, темные силы существуют: он искушают, соблазняют и развращают людей, отвлекая их от Бога и увлекая в диавольскую бездну. Но Бог, как ясно учит нас Слово Его, никому не попускает быть искушаемым сверх сил (см. 1 Кор. 10, 13), и каждый из нас «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 14).
Поэтому, не будем обманываться, как увещевает нас св. Апостол: мы сами во всем виноваты, что случается с нами.
И в страшном, безпримерном, кровавом бедствии, постигшем нашу несчастную родину Россию, мы сами, прежде всего, виноваты.
Виноваты в том, что перестали подражать вере нашего Великого Просветителя, перестали следовать примеру его жизни: перестали бояться греха, перестали прибегать к спасительной силе покаяния, даже ни во что начали вменять грех, греша произвольно.
И вот, в результате всего этого, мы очутились заграницей. Вразумились ли мы, потеряв Родину, хотя бы здесь? Боимся ли мы греха теперь? Каемся ли по-настоящему, впадая в те или иные грехи?
Увы! как мало среди нас таких, которые живут всей полнотой подлинной церковной жизни с считают для себя не какой-то неприятной обузой, а естественным и радостным долгом жить так, как учит Св. Церковь, — как подобает жить православным христианам, не одно лишь имя «православных» официально носящим. Многие, весьма многие, даже из числа не порывающих совсем с Церковью и церковные богослужения посещающих, утратили свойственную истинному христианину остроту ощущения греха, а некоторые стали и вовсе нечувствительными ко греху и не испытывают нужды в покаянии, приходя к исповеди (если и приходят еще) только по привычке, по установившейся традиции, но не для того, чтобы свергнуть с себя бремя греховное, тяготы коего не ощущают.
Многие ли теперь ясно понимают и сознают, что главное — это спасение души, а все остальное, по сравнению с этим, это — тщета, не стоящая внимания.
Сильное, решающее значение произвела на кн. Владимира картина Страшного Суда, показанная ему греческим монахом-философом. Держим ли мы в своих умах это спасительное помышление о неизбежном суде Божием над нами? Горе, горе тем, кто забывают, что «лежит человеком единою умрети, потом же суд» (Евр. 9, 27). А на суде — отвечать за все скверные дела свои... и не только за дела, но и за слова праздные и за мысли хульные и нечистые... Не поможет там никакая иезуитская казуистика, ибо это будет суд нелицеприятный — не человеческий, а Божий!
Итак, самое важное, о чем мы более всего должны стараться, это — спасение души.
Но вот, в каком-то непонятном ослеплении, люди с до крайности суженным духовным кругозором, а по существу нередко не плохие и даже благонамеренно-настроенные, наивно думают, будто о спасении души должны помышлять и заботиться только монахи, а люди мiрские могут жить свободно, как им заблагоразсудится, ничем себя не стесняя и ни в чем себя не ограничивая: им, будто бы, все можно, все позволено.
Только таким извращенным умонастроением и можно объяснить то, почему так легкомысленно и безпечно живут многие русские люди заграницей, особенно здесь, в богатой и привольной Америке, все свое свободное время проводя в развлечениях и удовольствиях, зачастую нескромных, наивно и несерьезно оправдывая при этом такой легкомысленный, антихристианский по духу своему, образ жизни разными благовидными предлогами. И без всякой мысли о покаянии за грехи отцов своих и дедов и за свои собственные грехи, приведшие нашу несчастную Родину к такой страшной катастрофе, веселясь и развлекаясь на балах и на банкетах, они еще в каком-то странном самоослеплении воображают, обманывая самих себя и других, будто делают что-то для спасения России.
Утрата остроты ощущения греха в соединении с таким легкомысленным светским образом жизни естественно ведет к полному упадку духовной жизни вообще.
Это крайнее оскудение подлинной духовной жизни, чисто-духовных стремлений, духовных интересов, духовных запросов является поистине наиболее характерным и самым грозным знамением нашего времени. Взамен возвышенной полноты духовной жизни, дающей такое высокое нравственное удовлетворение истинному христианину, того «духовного делания», которым жили наши благочестивые предки, создавшие Святую Русь, теперь на первый план выступают всякие политические дрязги и интриги, ожесточенная борьба самолюбий и честолюбий, взаимная партийная грызня, безудержное злохуление и поношение своих действительных и воображаемых противников—вся та моральная грязь, которой — увы! — так полна бывает порою наша эмигрантская жизнь.
Те нравственные помои, который выливаются при этом друг на друга, ярко свидетельствуют о том, насколько далеки такие русские люди от подлинной духовной жизни — жизни в Боге, жизни во Христе, жизни в Церкви, насколько чужда им Владимирова «боязнь греха», как далеко отстоят они от единственно-спасительного прибежища покаяния — глубокого сознания своей собственной греховности, соединенного с неосуждением других.
Для таких зарвавшихся в своей безпросветной «самости» и гордыни людей и самая Церковь, поскольку они в ней еще состоят, и церковная жизнь, в которой они еще принимают участие, становятся лишь поприщем сведения личных счетов и всякого рода партийных дрязг и интриг. Не живя духовной жизнью и не ища духовного руководства, они не понимают и не ценят истинных, духовно-настроенных пастырей Церкви, дающих высокий пример подлинной духовной жизни, молитвы и нравственного подвига — им более по вкусу те современные служители Церкви, которые «льстят их слуху», по выражению св. Апостола (2 Тим. 4, 3), и легко становятся орудиями их чисто-земных стремлений, идя на поводу у разных партийных течений.
Вот эта-то утрата понятия об истинной сущности и истинном назначении Церкви Христовой и есть главное зло нашего времени, зло, столь омрачающее и личную, и семейную, и общественную, и политическую жизнь нашего русского разсеяния; зло, от которого происходит столько распрей и разделений, столько ненависти, злобы и взаимной вражды, доходящей до подлинного умопомрачения.
Но Церковь Христова это не есть какая-то обыкновенная светская организация, подобная всем остальным человеческим общественным организациям.
Церковь это Тело Христово, Глава которого Сам Христос, а все мы, верующие, — члены, составляющие собою единый, цельный духовный организм.
Церковь — учреждение Божественное, а не человеческое: Церковь основана Христом Спасителем для спасения душ в жизнь вечную. Кто не думает о спасении души, кто смотрит на Церковь как-то иначе, кто стремится использовать Церковь, как обыкновенную человеческую организацию в каких-то своих эгоистических или чисто-земных целях, — тому не место в Церкви! Ибо такой чужд Церкви!
При этом надо знать и помнить!
Не воля какого-либо отдельного священнослужителя, священника ли то или епископа, или даже целой группы епископов, а воля всей Вселенской Церкви есть непреложный закон для каждого верующего, принадлежащего к Церкви, ибо это — голос Самого Духа Святого, живущего в Церкви. И кто не желает внимать этому голосу, кто противоречит ему, что-то свое собственное ему противопоставляя, тот невидимым судом Божиим уже отсекается от Тела Христовой Церкви, перестает быть членом Церкви и может вернуться в Нее только через искреннее нелицемерное покаяние, сознав и исповедав свое заблуждение и свой грех противления Церкви.
Вот, что погубило Россию, возведенную из тьмы язычества к благодатному свету Христову и новой жизни во Христе святым равноапостольным князем Владимиром, и вот, что мешает ей вновь возстать после страшного падения.
Подражание вере нашего великого Просветителя, «боязнь греха» и духовное возрождение через покаяние, органическая принадлежность к Церкви Христовой и духовно-благодатная жизнь в ней, молитва и подвиг, ради спасения души в жизнь вечную — вот единственное, что может спасти нас и что нам, православным русским людям, более всего нужно и без чего совершенно тщетны и безпочвенны все наши надежды на какое-то лучшее светлое будущее.
Святый равноапостольный великий княже Владимире, моли Бога о нас!
к оглавлению