Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
«ВОНМИ СЕБЕ!»
(Второзаконие IV, 9).
Так озаглавлен целый ряд глубоко проникающих в душу поучений великого проповедника покаяния преподобного Ефрема Сирина, которые, по нашему богослужебному уставу, должны читаться в течение всего Великого поста в храме за богослужением, но — увы! — в приходских храмах теперь уже не читаются.
Один из величайших подвижников Христианской Церкви преподобный Антоний Великий, размышляя однажды о глубине судов Божиих, дерзновенно вопросил Бога: «Господи! отчего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? отчего одни бедны, а другие богаты? отчего нечестивые, тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют всеми земными благами, а благочестивые и праведные угнетаются напастями и нищетою?» — Тогда пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе, а то — суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».
«Внимай себе!» — это и есть основное, важнейшее правило истинно-христианской жизни, ведущей ко спасению, — жизни в Боге, жизни во Христе, жизни внутренней, жизни духовной, как это постоянно подчеркивали все великие подвижники христианства, все наставники христианского благочестия, или жизни Богоугодной.
В противоположность этому, пренебрежение жизнью внутренней — жизнь «вне себя», жизнь невнимательная, жизнь разсеянная признавалась всегда «началом всех зол» (изречение преп. Пимена Великого).
Только внимательный к самому себе, к своему внутреннему мiру, а не ведущий жизнь разсеянную, «вне себя», может ясно увидеть все свои нравственные недостатки, все свои слабости, немощи, грехи, все свои порочные наклонности и страсти. И только такой поэтому и способен к здоровой самокритике, к исправлению, к духовному обновлению, что и является задачей жизни каждого желающего быть истинным христианином, каждого желающего себе спасения.
Без внимания к себе, зло в душе все более и более разрастается, усиливается и, наконец, так прочно и крепко укореняется, что для такого человека уже теряется возможность исправить себя и духовно обновиться, а потому нет для него и надежды на спасение. Но мало того, что такой человек губит самого себя: он становится еще сеятелем зла, источником его и распространителем вокруг себя, во всей окружающей его среде.
Вот под этим-то углом зрения мы и должны смотреть на всю современную жизнь, с этой точки зрения и расценивать все происходящие в мiре события!
Есть ли у современного человека, даже из числа называющих себя христианами, и при том православными, такое внимание себе, о котором учат наши великие христианские подвижники, наставники духовно-нравственной христианской жизни?
Увы! самый быстролетный взгляд на окружающую нас повседневную жизнь легко нам покажет, что вся современная жизнь так устроена, так направлена, так организована, дабы постоянно держать человека вне себя — не дать ему ни времени ни возможности хоть сколько-нибудь углубиться в себя, задуматься над своим внутренним состоянием, дать безпристрастную оценку своему «я». Все эти замечательные новейшие изобретения и технические усовершенствования, вместо того, чтобы дать человеку много больше свободного времени для его личной жизни, как на это первоначально все разсчитывали, создали наоборот тот бешенный темп, тот страшный круговорот, ту поистине сумасшедшую погоню за наживой, которые совсем лишили современного человека душевного мира и спокойствия, столь необходимых для самососредоточения и самоуглубления — для внимания себя. А все кратковременные досуги заполняются развлечениями и увеселениями, столь обильными и разнообразными, как никогда прежде, — все с тою же целью держать человека вне себя, не давая ему задуматься над собой.
И вот мы видим, что современные люди и размышляют, и говорят, и пишут обо всем, о чем-угодно, но только не о своей внутренней жизни: нет у них ни мысли ни речи о самокритике и самоисправлении, а только о критике, и притом самой жестокой, безпощадной и несправедливой, того, что вне их. Как никогда, усилились и умножились в наше время страшные и губительные пороки самомнения, самопревозношения, самохвальства, властолюбия, тщеславия и честолюбия, а в связи с ними — зависти, недоброжелательства, непримиримой злобы и ненависти к другим людям, в которых всякая «самость» всегда видит себе врагов, конкурентов и соперников.
Только на почве таких настроений и мог иметь успех коммунизм-большевизм, поработивший нашу несчастную Родину-Россию, за последние два века своей истории отказавшуюся от столь прежде любимого православным русским человеком «внутреннего делания», и теперь постепенно шаг за шагом, верно и неуклонно захватывающий своей страшной тиранией все остальные страны мiра. Остановить силою одного земного оружия это жуткое победное шествие невозможно, ибо думать, что можно уничтожить сатану при помощи атомных или водородных бомб, или так называемого «ядерного оружия», более, чем наивно.
Отказ человека от самого главного, самого необходимого для его спасения — от «внимания себе» и «внутреннего делания» — не мог пройти ему даром.
А то ли еще ожидает человечество впереди?!..
Особенно странно и особенно трагично это то, что и люди, еще называющие и считающие себя христианами, и даже христианами православными, перестали понимать это, и наивно думают, будто можно оставаться христианами, ведя жизнь разсеянную, в постоянной суете, гонке за наживой, развлечениях и удовольствиях.
Христианство это — прежде всего жизнь внутренняя, жизнь духовная.
А когда это есть, тогда и внешняя жизнь сама собой преображается, по неложному обещанию Христову: «ищите прежде Царствия Божия и правды Его», то есть: «живите внутренней духовной жизнью» «и сия вся», то есть: «все благоустройство и благополучие вашей внешней жизни», «приложатся вам» (Матф. 6, 33).
Упорно и упрямо не хотят теперь знать этого самонадеянные и самоуверенные современные люди, в горделивой духовной слепоте своей, несмотря на постоянно посрамляющую их действительность, все еще наивно по-детски мечтающие одними своими собственными домыслами, соображениями и мероприятиями обезпечить свое земное благополучие, благоустроить и сделать спокойной и счастливой свою земную жизнь. Решают всякие мiровые проблемы, заносчиво и надменно, с полной безапелляционностью, готовы судить и рядить о чем-угодно, с авторитетом берутся переустраивать на разные лады человеческое общество — общественную и государственную жизнь, дерзко замышляют даже «реформировать» — переделать по своему извращенному вкусу самую Церковь, основанную на земле для спасения людей самим Воплотившимся Сыном Божиим, — только себе внимать никак не хотят, себя переустраивать и переделывать, свою душу «реформировать» упорно не желают.
А в этом-то последнем, этом упрямом нежелании, и заключается как раз главный недуг нашего времени, от которого и происходят все бедствия современности.
Это — грозное знамение полного упадка духовной жизни, крайнего оскудения «внутреннего делания»: духовная жизнь подменена и заменена жизнью «душевной» (по определению св. Апостола Павла в 1 Коринф. 2, 14) и даже жизнью «плотской» — животной.
Особенно скорбно и порою мучительно больно наблюдать проявления этого крайнего упадка духовной жизни, «внимания себе», в наших православных русских людях заграницей, столько переживших: они-то, казалось бы, горьким опытом страшного бедствия, стрясшегося над нашей Родиной-Россией, уже должны были бы быть хорошо научены, в чем коренная причина всех постигших их несчастий и проводимой ими изгнаннической жизни!
Есть, слава Богу, впрочем, и счастливые отдельные исключения, «малый остаток спасающихся», по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), так живо и ярко за сто лет вперед предрекшего наступление нашей мрачной эпохи. Благодаря этому «малому остатку» и теплится еще наша церковная жизнь заграницей, и существует пока наша Русская Зарубежная Церковь. Но в весьма значительной массе своей даже пережившие столько вразумительных бедствий православные русские люди как будто ничему не научились и не хотят слышать и знать обращенного к нам, людям, еще в Ветхом Завете наставления Самого Господа-Вседержителя:
«Внимай себе!»
Они живут, большей частью, вне себя, и в этом-то, конечно, и заключается коренная причина всех печальных неурядиц и нестроений в нашей заграничной жизни, как церковной, так и политической и общественной, не говоря уже о нравственном разложении, какое нередко приходится видеть в жизни семейной и в жизни личной.
Оторвавшись от источника единственно-спасительной для нас духовно-нравственной жизни, неразрывно сопряженной с вниманием к себе, к своему внутреннему мiру, с целью самокритики, самоисправления и духовного обновления, — слова Божия и вселенского учения Церкви, православные русские люди заграницей, ведомые зачастую духовно-слепыми вождями, и в свою церковную жизнь, не говоря уже о жизни политической и общественной, вносят все те же греховные страсти, о коих мы говорили в начале, страсти, питаемые и укрепляемые самомнением, властолюбием и честолюбием.
Отсюда все те к небу вопиющие заблуждения, вся та пагубная путаница в иерархии ценностей, каковые побуждают сбившихся с правого пути русских людей ставить свои чисто-земные политические и общественные идеалы выше Церкви Христовой (о, какое безумное ослепление!) и вообще — низшие в духовном отношении ценности выдавать за высшие, совершая этим губительные подлоги и производя сумбур и неразбериху в умах и сердцах.
Отсюда же и все эти безчисленные дробления и разделения в нашей среде, многочисленные общественные и политические группировки и партии, и... страшное, до лютой злобы доходящее, взаимное недоброжелательство между ними, непримиримая порою вражда и ненависть, не останавливающиеся ни перед какой клеветой, ни перед самыми нелепыми и фантастическими вымыслами и злостными инсинуациями, с целью как можно больше унизить и морально уничтожить своих противников.
Особенно преступно внесение своих страстей в жизнь церковную, ибо это порождает трудно-изживаемые церковные смуты и расколы.
И вот, с такими-то настроениями мы все еще смеем надеяться на спасение нашей несчастной Родины-России!... И даже с самоуверенной заносчивостью воображаем иногда, что честь ее освобождения и спасения может принадлежать нам.
Поистине, если все так будет продолжаться в нашей среде и впредь, и если мы не образумимся и не сознаем ясно, что спасти Россию от сатанинского порабощения может только Бог, и что мы должны, прежде всего другого, сделать себя достойными этой милости Божией, через свое возвращение на путь подлинной духовной жизни, которая замерла в нас или даже совсем угасла, благодаря невниманию себе, и если мы не станем решительно на путь духовного обновления чрез покаяние, — то ничего хорошего, ничего светлого впереди ожидать нам не приходится: мы только обманываем самих себя, строя себе какие-то призрачные идеалы и напрасно лелея в себе несбыточные мечты и тщетные надежды.
Единственный путь спасения для нас и для нашей Родины-России, путь ясный и определенный, это — тот путь, который указывает нам наша Матерь Святая Церковь.
И потому не Церковь Христову мы должны критиковать и реформировать (страшно сказать!), а самих себя, свое собственное внутреннее «я» подвергнуть самой строжайшей критике и переделке: себя надо «реформировать»!
И не от Церкви требовать, чтобы она угождала всем нашим личным и партийным интересам и страстям, мимолетным прихотям и капризам, а самих себя понудить к полному послушанию Церкви, ясно отдавая себе отчет в том, что без такого полного и всецелого послушания Церкви нас ожидает неминуемая погибель.
«Страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго!» (Евр. 10,31)
А «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец» (изречение священномуч. Киприана).
И, конечно, надо знать и помнить, что далеко не всегда отдельные священники и даже иерархи выражают голос Церкви, ибо и они, как люди, могут ошибаться и заблуждаться, если недостаточно внимают себе, — голосом Церкви является только то вселенское учение Церкви, которое повсюду, всегда и всеми было исповедуемо, и которое утверждено на вечные времена Вселенскими Соборами и общепризнанными Поместными Соборами и Святыми Отцами.
Вот это-то вселенское учение Церкви и надо для себя сделать критерием своего собственного настроения, себя им поверять и по нему себя переделывать.
И нет ничего ужаснее и губительнее такого настроения, когда в самомнительной уверенности в своей собственной правоте, доброкачественности и непорочности, наши бедные русские люди заграницей повсюду видят иногда «врагов Церкви» и «врагов национальной России», не замечая, что самыми-то главными врагами являются именно они сами: поскольку они закоснели в своем самодовольстве, в своем самолюбовании, в своей самоутверждающейся гордыне и не обнаруживают никакого желания по-настоящему покаяться, исправиться и духовно обновиться, став на путь внимательной к себе жизни, — жизни духовной.
Считать лишь себя во всем правыми, а других — во всем виноватыми всегда и легче и приятнее. Но не таким путем учит нас идти Св. Церковь: она внушает нам, особенно теперь во время Великого поста — время покаяния и исправления своей жизни — взывать к Богу: «Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Переживаемые сейчас нами дни Великого поста есть как раз время усиленного призыва св. Церкви к тому, чего более всего нам не достает — к вниманию себе — к решимости оставить пустую, легкомысленную, разсеянную светскую жизнь, от которой и происходит все зло, и начать внутреннюю жизнь — жизнь духовную, в которой одной только наше спасение...
Воспользуемся же все этим спасительным временем!
Прислушаемся внимательнее к тому, чему учит нас св. Церковь, сделаем тщательную внутреннюю проверку своего душевного состояния, хотя раз в жизни со всею безпощадною строгостью «раскритикуем» самих себя, а не других; последуя умилительным призывам великопостных песнопений: «Очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти»... произведем в душах наших генеральную чистку; начнем поститься по-настоящему, памятуя мудрое предостережение св. Церкви: «От брашен постящися душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением», ибо тогда «злым демоном уподобишися, николиже ядущым» (Стихиры Сырной седмицы)...
И твердо решимся начать новую жизнь — ту подлинную духовную к которой мы все, христиане, призваны.
Бог в помощь!
к оглавлению