Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
„Господь грядет, и кто стерпит страх его?”
"Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не
отреваешися? доколе унынием слезиши? что не
помышляеши о страшном часе смерти? что не
трепещеши вся страшнаго судища Спасова?"
(Стихира в Неделю Мясопустную). |
Перед наступлением Великого поста, желая настроить нас соответственным образом и расположить к покаянию, Святая Церковь в евангельских чтениях и богослужебных песнопениях рисует перед нашим мысленным взором живые и яркие образы, способные воздействовать на нашу совесть, если она еще не заглохла в нас окончательно, если еще теплится в нас хотя бы самый слабенький огонек жизни духовной, для которой мы созданы Богом.
Более всего мешает искреннему покаянию гордость, самолюбование и самохвальство. Пока гордость не сломлена, не может быть и речи о настоящем покаянии. Вот почему в первую приготовительную неделю к Великому посту притчей Господа о мытаре и фарисее Св. Церковь внушает нам «бежать высокоречия фарисеева злейшаго» и «навыкнуть смирению мытареву изряднейшему» — «возненавидеть гордынный глас фарисея» и «поревновать благоумиленной молитве мытаря», взывая, как он, с сердечным сокрушением и с глубоким сознанием своего недостоинства, своего непотребства: «Боже, милостив буди мне грешнику!»
Искреннее сознание своей греховности иного может привести в отчаяние. И вот, дабы никто не отчаивался в возможности получить для себя прощение, во вторую приготовительную неделю к Великому посту Св. Церковь трогательной притчей о блудном сыне убеждает нас в том, что «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8) — что Он, как любящий Отец, принимает каждого кающегося грешника, сколь бы велики ни были его грехи, лишь бы он по-настоящему каялся.
Но если опасно и губительно отчаяние от безнадежья, то столь же опасно и губительно чрезмерно надеяться на милосердие Божие тем, кто не желает каяться, кто упорно продолжает грешить и не стремится исправить свою жизнь. И вот в третью приготовительную неделю к Великому посту св. Церковь устами Самого Господа напоминает нам, что настанет некогда «день страшный всенеизглаголаннаго пришествия Христова», «страшный день суда» и «час испытания», «егда имамы вси нази и яко осуждени, неумытному Судии предстати» — день и час последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом, когда «книги разгнутся, и деяния обличатся» и каждый из нас получит праведное воздаяние по делам своим. Это напоминание о Страшном Суде безусловно необходимо нам, дабы удерживать нас от грехов и побуждать нас к искреннему и нелицемерному покаянию, коль скоро мы согрешили.
«Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!» — так учит нас взывать Св. Церковь при этом спасительном для нас помышлении о Страшном Суде.
«Наста день, уже при дверех Суд, душе бодрствуй, идеже царие вкупе и князи, богатии и убозии собираются: и восприимет по достоянию содеянных от человек кийждо» — вот как учит св. Церковь нас хранить постоянное памятование о Страшном Суде, который уже «настает», совсем близок — «при дверех».
И как естественный результат такого памятования — слезная молитва:
«Пощади, пощади, Господи, раба Твоего, да не когда предаси мене горьким мучителем ангелом лютым: в нихже несть тамо покоя обрести» (Служба в Неделю Мясопустную).
И, наконец, перед самым наступлением Великого поста, чтобы живее и сильнее побудить нас к покаянию, св. Церковь живописует перед нашим мысленным взором печальнейшее событие в истории человеческого рода — грехопадение наших прародителей и изгнание их из рая, объясняя этим самое происхождение греха и необходимость каяться, дабы получить прощение от Бога и снова возвратить себе то райское блаженство, для которого мы созданы были Богом.
Но чтобы получить прощение от Бога, мы должны, по заповеди Евангелия, сами простить нашим ближним их грехи против нас. Вот почему и установлено св. Церковью в этот последний — четвертый воскресный день пред наступлением поста взаимно испрашивать друг у друга прощение, в полном согласии с увещанием Господа:
«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 14-15).
Как ясно видно из притчи о немилосердном должнике (Матф. 18, 21-35), прощать мы должны ближним их грехи против нас, а не их грехи вообще, что вправе делать только Бог. К сожалению, в наше время обычно бывает как раз наоборот: ближним прощают все, кроме личных обид. А между тем, Господь повелевает нам прощать именно наших личных врагов и только под этим условием прощает нам наши грехи.
На другой день после этого воскресного дня — «прощенаго дня» — наступает, наконец, сам Великий пост, который мы призываемся проводить в строгом воздержании — душевном и телесном.
К подвигу воздержания от известных родов пищи, что совершенно необходимо для духовного поста, поскольку душа и тело тесно связаны, св. Церковь также готовит нас постепенно: сначала мы должны отказаться от ядения мяса — в третью приготовительную неделю бывает «мяса отпуст», то есть прекращение ядения мяса, отчего эта неделя и называется «Мясопустной», но еще разрешается вкушать сыр и молочную пищу в течение всей последующей «сырной» седмицы, или «масленицы»; а затем в последний воскресный день перед постом бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, почему эта неделя называется «Сыропустной».
Знают ли все это современные христиане и так ли они проводят эти дни?
Увы! Страшно сказать, как оскверняются эти святые дни приготовления к великопостному подвигу воздержания и покаяния!
«Божественнаго покаяния преддверия», «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», — когда Церковь поет: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством»... современные христиане, вместо того, чтобы готовиться к наступающему посту, действительно оскверняют невоздержанием и пьянством, устраивая в эти дни нескромные увеселения и развлечения в виде «балов-маскарадов» и тому подобные игрища.
Удивительно, что это чисто-языческое празднование «масленицы» дожило до наших дней, и многими считается чуть ли не священной национальной русской традицией, которую надо заграницей поддерживать. А между тем, еще св. Тихон Задонский так решительно боролся с этим недостойным христианского звания празднеством, утверждая, что оно ведет свое начало от языческого бога Вакха, или Бахуса, — бога пьянства и безчинных увеселений.
И ведь когда все это устраивается?
В самые страшные и печальные по воспоминаниям для христианина дни — дни воспоминания последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом и изгнания наших прародителей из рая! Можно ли себе представить большее надругательство над святынями нашей христианской веры?!
Церковь напоминает нам Второе Пришествие Христово и Страшный Суд... а у нас объедаются, напиваются и пляшут.
Церковь вспоминает мрачное событие грехопадения наших прародителей и потерю ими райского блаженства... а у нас веселие и «бал-маскарад».
Где же тут простой здравый смысл, если только мы действительно христиане, а не напрасно носим это святое имя?
Но страшно сказать!
Современное безумие охватило всех настолько, что даже сами православные священнослужители устраивают теперь иногда это празднование «масленицы», с музыкой, с песнями — «в пользу церкви» и... совсем что-то невероятное: с «православными танцами», с «православным балом» и с выборами «православной королевы»!!
Доколе, Господи!...
Ведь это — откровенное ниспровержение нашей святой православно-христианской веры, какими бы благовидными, лицемерными доводами оно ни прикрывалось!
Это — уже не право-славие, а зло-славие, хотя бы догматы веры и оставались неповрежденными, ибо истинное Православие заключается не в одном только голом, формальном исповедании догматов, но и в жизни по вере.
Вот почему эти люди, столь любящие поесть, попить, развлекаться и увеселяться, так не любят напоминания о Втором Пришествии Христовом, о кончине мiра и о Страшном Суде, а некоторые позволяют себе даже кощунственно смеяться над всем этим.
Это напоминание мешает им весело и в свое удовольствие проводить время: оно «портит» им «хорошее» настроение!
Вот каким страшным разлагающим ядом наполнены души и сердца многих современных людей и даже — из числа еще считающих себя «христианами»!
А между тем, постоянное помышление о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде должно занимать центральное место во всей внутренней, духовной жизни каждого истинного христианина, о чем так ясно свидетельствуют и Слово Божие, и наши ежедневные келейные молитвы, и церковное богослужение, и поучения святых отцев-подвижников и наставников христианской веры.
Ведь это — наша надежда, наша конечная цель, венец всех наших стремлений и упований.
«Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо» (Деян. 1, 11) — сказали небожители, явившиеся Апостолам при Вознесении Господнем на небо.
И этой мыслью о Втором Пришествии Христовом и о торжестве Правды Божией только и жили первые христиане, начиная с самих Св. Апостолов.
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20) — молились они.
В этой святой и радостной надежде вновь увидеть Господа, «грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», они находили утешение в постигавших их скорбях и напастях. Вот почему многие толкователи и книгу Апокалипсис называли не иначе, как «утешительной книгой».
А что скажем мы о нашем, переживаемом нами времени?
В наше жуткое время почти повсюдного уже торжества сатанизма, безъидейности, безпринципности, лукавства, лицемерия, подмены подлинных духовных ценностей фальшивыми, вплоть до подмены самой веры и Церкви Христовой, — лже-верием и лже-церковью — чем нам жить и чем утешать себя, чтобы не впасть в отчаяние, как только все тою же радостной мыслью о Втором Пришествии Христовом, об уничтожении диавольского зла и о торжестве Божиего добра, Божией правды?
Так относиться к мысли о Своем Втором Пришествии повелел нам и Сам Господь Иисус Христос, когда сказал, перечислив предварительно все признаки близости его: «Начинающым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше» то есть: «когда же начнет (все Мною сказанное) сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21, 28).
С радостию, а не с паническим ужасом должны мы помышлять о Втором Пришествии Христовом.
Но как же тогда и в молитвах и в богослужебных книгах говорится о «страхе»?
«О! Кий страх тогда, ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей!»
«Трепет неисповедимый и страх тамо!»...
Да ведь и сам суд Божий называется «Страшным Судом».
Все это так, но что делает Второе Пришествие Христово и Страшный Суд страшными для нас?
Грехи наши.
Не сами по себе Второе Пришествие Христово и Суд Его страшны, а наше упорное закоренение в греховных страстях и пороках, наша ожесточенная нераскаянность делают их для нас страшными.
Разумным и обоснованным для истинного христианина может быть только сыновний страх пред лишением Отчей любви, а страх животный, панический свидетельствует лишь о нечистой совести. Люди с нечистой совестью, запятнанной многими грехами, нежелающие каяться и исправляться, совсем и слышать ничего не хотят о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде и даже сердятся, негодуют, а иногда и богохульствуют, когда им напоминают об этом общем, ожидающем нас всех конце. Не хотят слышать о нем и все чрезмерно-привязанные к этой земной жизни со всеми ее призрачными тленными благами, за которые они легко продают свою совесть, в безумном ослеплении успокаивая себя, что еще не скоро Господь придет, хотя Сам Господь говорит: «Ей, гряду скоро!» (Апок. 22, 20) и в целом ряде своих бесед и притчей учит нас всегда ожидать Его и всегда быть готовыми к Его Второму Пришествию (напр. Матф. 24, 42-51; 25, 1-13 и др.).
«И еще бо мало елико елико, Грядый приидет, и не укоснит» — уверяет нас Слово Божие, то есть: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10, 37).
Антихристианское то мудрование, которое не желает слышать речей о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде!
А Св. Церковь, напоминая нам об этом всегда, нарочито и в особенно живых и ярких образах напоминает всем верным своим перед наступлением Великого поста, желая этим представлением сильнее подвигнуть нашу волю к покаянию и исправлению нашей жизни.
Помня всегда об ожидающем нас Страшном Суде, мы не так легко будем поддаваться греховным соблазнам, не так безпечно будем грешить, о чем говорил еще в Ветхом Завете Премудрый Сирах:
«Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!» (Сирах. 7, 39).
к оглавлению