Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
"ПРИИДИТЕ, ЛЮДИЕ, ТРИИПОСТАСНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ,
СЫНУ ВО ОТЦЕ СО СВЯТЫМ ДУХОМ"...
(Стихира Пятидесятницы).
Так взывает к нам св. Церковь в нынешний великий день Пятидесятницы. Великий праздник у нас сегодня, братие, великое торжество! Ведь только сегодня свершилось, наконец, все то, чему предопределил быть Бог для нашего спасения. Славным сошествием Святого Духа на Апостолов закончилось все дело Божественного домостроительства — дело спасения падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти.
Велик и славен радостный праздник Рождества Христова, несравненна слава праздника праздников и торжества торжеств светлого Воскресения Христова, но ни от того, ни от другого не было бы нам, окаянным грешникам, никакой пользы, если бы не сошел ныне Дух Святый. Без благодати Духа Святого, мы, по своей греховной нечистоте и крайней испорченности нашей природы, были бы совершенно неспособны воспринять все богатство благости, которого удостоила нас любовь Бога Отца, нашего Творца и Промыслителя, и любовь Бога Сына, нашего Спасителя и Искупителя: мы не смогли бы даже воспользоваться плодами принесенной за нас искупительной жертвы Христовой. И вот то, «чему благоволил быть Бог Отец и что исполнил на Себе Бог Сын, то присвоить верующим сошел ныне Дух Святый» (Еп. Феофан Вышенский).
Бог Отец, от вечности благоволивший спасти род человеческий, разными промыслительными действиями в Ветхом Завете предуготовлял это спасение; Бог Сын, исполняя волю Отца Небесного, принес Самого Себя в жертву за грехи людей, сделавшись орудием нашего спасения; Бог Дух Святый закончил все это дело Божественного домостроительства, явившись для того, чтобы помочь нам усвоить плоды искупительной Жертвы Христовой, чрез уврачевание наших душевных недугов, чрез очищение нас от всякой греховной нечистоты и скверны, чрез преобразование нас в новую тварь, способную к вечной нетленной жизни, для которой мы и были созданы первоначально Богом, и которой лишились чрез грехопадение прародителей.
Только однажды сошел Дух Святый в великий день Пятидесятницы, и с тех пор, по обетованию Христову, данному Его Божественным ученикам на Тайной Вечери (Иоан. 14, 16-17), неизменно пребывает в истинной Церкви и преподается верующим чрез законно-поставленных Им пастырей Церкви. Церковь — это и есть «Царствие Божие, пришедшее в силе», о котором предрекал Господь во время Своей земной жизни (Марк. 9. 1).
Теперь мы все больше и больше слышим о какой-то «новой, второй Пятидесятнице» и об устройстве какого-то нового «Царствия Божия на земле». Господь Иисус Христос, чрез ниспослание Святого Духа, создал лишь одну Церковь, дав ей великое обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Матф. 16, 18). О каких же это многих «церквах» так любят теперь говорить, пропагандируя их «соединение» в какую-то одну — новую «церковь»? Причем войти туда якобы могут и должны не только христиане разных исповеданий и сект, но даже иудеи, магометане и язычники... даже безбожники... без отказа от своих прежних взглядов и заблуждений.
Что это будет за новая «церковь»?
Мы можем быть твердо уверены, что это будет не церковь, а лже-церковь, лже-церковь антихриста, о котором Слово Божие учит, что он будет выдавать себя за Бога и даже дерзнет в церкви Божией сесть, как Бог (2 Сол. 2, 4).
Равным образом, не будет никогда и никакого другого «Царствия Божия на земле», кроме существующей уже почти двадцать веков истинной Церкви Христовой — Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви — Церкви Православной.
О, как надо бояться вам, возлюбленные о Господе братие и сестры, всех этих подлинно-сатанинских прельщений нашего лукавого отступнического времени, под предлогом какой-то мнимой «христианской любви»!
Крепко держитесь единой истинной Церкви Христовой — той Церкви, которая ни в чем не отступила от апостольского и отеческого учения веры и благочестия, которая ни в чем не изменилась, но свято и непоколебимо хранит веру апостольскую, веру отеческую, веру православную.
А никакого «Царствия Божия на земле» никогда не будет.
Царствие Божие — лишь в душах истинно-верующих, как засвидетельствовал это Сам Господь Иисус Христос: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, Оно здесь, или; вот — там. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 20-21).
А св. Апостол Павел поясняет, что «Царствие Божие» — это «не пища и питие» и не какие-либо земные блага и удобства, о коих мечтают современные «умники» — лжемудрецы века сего, «но правда, и мир, и радость о Духе Святе» (Римл. 14, 17).
Царство Божие — это Царство Духа Святого, который есть «Сокровище благих» и «жизни Податель», как поет о Нем Св. Церковь. Он есть и наш «Утешитель» во всех постигающих нас скорбях, Он — «Дух истины», наставляющий нас, по слову Христову, на всякую истину (Иоан. 16, 13).
Вот почему без благодати Духа Святого невозможно для нас наследование Царствия Божия, невозможно вечное спасение, для которого мы сотворены и предназначены нашим любящим Отцом-Богом и которое утратили чрез грех.
Дух Святый и сошел для того, чтобы возродить к новой, нетленной жизни нашу испорченную грехом природу, очистив ее от всякия скверны плоти и духа, — сделать нас «новой тварью во Христе» (2 Кор. 5 17). Понятно поэтому, отчего наш великий российский подвижник и молитвенник преп. Серафим Саровский учил, что «цель христианской жизни есть стяжание Святаго Духа Божия».
А так как в деле домостроительства спасения человеческого рода принимали участие все три лица Пресвятой Троицы, то поэтому в великий день Пятидесятницы с особою торжественностью и неоднократно поется радостная песнь: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть», и самый праздник Пятидесятницы называется еще «праздником Святой Троицы», или, в просторечии «Троицыным-днем», хотя событие, воспоминаемое в этот день, касается, собственно, только третьего лица Пресвятой Троицы — Духа Святого.
Чрез сошествие Духа Святого явилась на земле Церковь Христова, как сокровищница и раздаятельница благодати Святого Духа, которая преподается всем истинно-верующим членам истинной Церкви через посредство таинств церковных. В этих таинствах каждый истинно-верующий становится причастником Духа Святого и делается сам храмом Духа Божия, как удостоверяет нас в этом св. Апостол Павел: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16).
Постоянно памятуя об этом, как должны мы любить нашу Святую Церковь, которая удостаивает нас такого великого блага делаться одушевленными храмами Божиими, и как должны трепетать и бояться, чтобы не осквернить себя какой-либо греховной нечистотой, дабы не оскорбить живущего в нас Духа Божия, который не может обитать в нечистых сосудах. А если и случится впасть в какой-либо грех — должны немедленно прибегать к таинству покаяния, чтобы скорее очистить себя, и стремиться загладить свой грех и исправить свою жизнь и поведение.
О, как надо нам дорожить этой Святейшей благодатью Святого Духа, всегда усердно молясь и взывая, как взывает сегодня от лица всех нас Св. Церковь: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.
к оглавлению