Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго
зла честным Твоим омофором».
"Приидите, вернии, во святую церковь, тамо бо
Богородица омофором покрывает люди от всех
напастей вражиих" (стихира на мал. вечерни). |
Какой это особенно-умилительный и радостный праздник — Покров Пресвятой Богородицы, празднуемый св. Церковью 1-го октября по нашему православному календарю! И притом — наш, чисто-русский праздник, хотя событие, воспоминаемое в нем, произошло не у нас, а в Византийской империи.
Давно это было — более тысячи лет тому назад. В царственном град Константинополе, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором (головным покрывалом, спускавшимся на плечи) и частью пояса, совершалось всенощное бдение. На бдении присутствовал великий праведник того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием. И вот, в 4-м часу ночи представилось им дивное зрелище. От главных врат храма шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и св. Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а множество святых, воспевая священные песни, сопровождали Ее. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мiра?» — «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюся». И пока они смотрели, Она, преклонив колена, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, подошла к престолу — молилась и тут за предстоящий народ. Завершив молитву, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом... И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и это распростертое над народом покрывало («омофор»), излучавшее из себя молниевидную славу Господню.
Так наглядно, по изволению Божию, показано было чудесное покровительство Божией Матери всему христианскому роду, а наипаче — молящимся в храме.
Безчисленны в истории христианства и в жизни отдельных людей дивные случаи этого покровительства и заступничества Ее всем обращавшимся к Ней в горячей молитве за помощью.
Вот это и дало повод к установлению особого праздника в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Особенно были многочисленны, сильны и ярки поразительные случаи чудесного покровительства Божией Матери православному русскому народу на всем протяжении его тысячелетней истории. Это и было причиной того, что наши благочестивые предки благодарно именовали всю Русскую Землю «Домом Пресвятыя Богородицы» и, как нигде больше, праздновали торжественно установленный в честь Ее Покрова праздник, наряду со всеми другими великими праздниками.
Стыдно православному русскому человеку не знать этого!
Но вот пришли к нам с нечестивого Запада, грубо исказившего правильное почитание Пречистой Девы (римо-католики), или совсем отвергшего Ее почитание, вплоть до возведения кощунственной хулы на Нее (протестанты и сектанты), иные веяния. В подлинном безумии своем отвратил русский человек лицо свое от Пречистого Лика своей дивной Покровительницы и Заступницы, заносчиво и надменно пренебрег чудодейственным светящимся омофором Ее. Мало того. Как пишет наш великий российский святитель Феофан, Вышенский Затворник, в одном из своих писем, в какой-то газете «Свет» (!!) были даже напечатаны — страшно сказать! — хулы на Божию Матерь.
Вот «Матерь Божия и отвратилась от нас», пишет далее святитель Феофан, «ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы!» (Собр. писем вып. 7, стр. 206).
Тут и разгадка той страшной кровавой катастрофы, которая стряслась над нашей несчастной заблудившейся Родиной!
И нечего искать каких-то других причин крушения Святой Руси и торжества кровавого богоборческого коммунизма!
Пора понять всем русским людям, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7), «Что посеет человек, то и пожнет» (там же) и что «Страшно есть, еже впасти в Руце Бога Живаго» (Евр. 10, 31), как пламенно предостерегал св. Апостол Павел своих отступавших по малодушию от Христа сородичей-иудеев.
Страшно за тех, которые осмеливаются нагло хулить чистейший сосуд Бога Живого, избранный Им Самим для величайшего таинства Его воплощения и вочеловечения, «нас ради человек и нашего ради спасения»!
И какое оправдание для себя могут иметь эти хулители, когда Сам Господь так явно и очевидно, столь безмерно возвысил и очистил Пречистую Деву? особенно те из них которые называют себя «христианами» и пытаются нас уверить, что они во всем якобы следуют учению Слова Божия и признают только то, что сказано в Священном Писании.
Разве не сказано в Священном Писании, как посланник Божий Архангел Гавриил, войдя к Пречистой Деве, приветствовал Ее словами, смутившими первоначально Ее Саму:
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах» (Лук. 1, 28)?
Такими же самыми словами: «Благословенна Ты в женах» приветствовала Ее, конечно, не иначе, как по особому вдохновению от Духа Святого, сродница Ее св. праведная Елисавета, назвавшая Ее и «Матерью Господа» (Лук. 1, 42-43).
И, наконец, Сама Она, несомненно тоже по откровеннию от Духа Святого, в пророческом предвидении будущего, изрекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди...» (Лук. 1, 48).
Неужели же одних этих изречений Священного Писания недостаточно, чтобы вполне обосновать на них православное почитание Той, Которая сподобилась стать Матерью Самого Воплотившегося Господа и тем содействовала великому делу спасения всего человеческого рода от греха, проклятия и смерти?
А о данных Священного Предания Церкви, которое ведет свое начало от самых апостольских времен и потому столь же достоверно и авторитетно, как и Священное Писание (авторитет коего, кстати, всецело зиждется на Священном Предании), и говорить нечего.
И что поэтому удивительного, если мы, христиане, ищем молитвенного предстательства за нас Божией Матери, когда свв. Апостолы в Свящ. Писании неоднократно увещевают нас: «молитеся друг за друга!» и даже сами, по смирению своему, просят молитв о себе у рядовых верующих (Кол. 4, 3; Сол. 5, 25), свидетельствуя вместе с тем, что «много может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5, 16).
Если «много может» молитва всякого праведного, то сколь сильной и сугубо-действенной, спасительной для нас, слабых и грешных, должна быть молитва Той, Которая удостоилась особого избрания Божия, сподобилась чудесно родить и носить на руках Своих Самого Воплотившегося Сына Божия?
Вот почему наша св. Церковь в молитвах своих просит Пресвятую Деву: «Ты Иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево», исповедуя при этом: «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки» (Богородичен 6-го часа).
А то, как слышит Пречистая Дева эти обращенные к Ней молитвы и как чудесно исполняет наши слезные просьбы, это безчисленное множество раз испытали на себе все искренно-верующие люди, а в особенности — наш православный русский народ, пока был верен Ей, нашей Всесильной Заступнице и Ходатаице пред престолом Божиим.
Мы переживаем сейчас исключительно-тяжелое время, какого, быть может, никогда еще не переживало человечество, во всяком случае — христианское человечество. Угроза мiрового богоборчества с каждым днем все более и более растет, стремясь подчинить своей тиранической власти всех без исключения людей, а новейшие технические изобретения и достижения, вместо того, чтобы улучшить и благоустроить земную жизнь людей, грозят смести с лица земли целые города и страны, разрушив до основания вознесшуюся в своей безмерной гордыне до чудовищных пределов современную культуру, уже почти потерявшую свой христианский характер и сделавшуюся антихристианской, под лживым, льстиво-лицемерным наименованием «гуманизма». Не случайно поэтому знамение Креста Господня вытеснено другими символами и эмблемами, всюду теперь мозолящими нам глаза, попадающимися буквально на каждом шагу.. вплоть до изображения диавола.
Трудно даже вообразить себе, какие страшные бедствия и потрясения в самых грандиозных масштабах нас ожидают, если все будет идти таким же путем, как оно шло до сих пор! Расцерковление жизни и мнимый «гуманизм», особенно расцветший в мiре к началу «прогрессивного» ХХ-го века и совсем нагло поднявший голову после крушения Православного Русского Царства, привел ныне к полному почти торжеству самого безстыдного неприкрытого сатанизма.
Чего же хорошего, после этого, можно нам ожидать?
А что особенно в наше время жутко и страшно и что, кажется, не имело себе такого явного, открытого прецедента в прошлом, это то, что многие, носящие имя «христиан» и даже состоящие в ранге христианских священнослужителей, как-будто без всякого зазрения совести, вступают в тесный контакт, порою в дружественное сотрудничество с явными или тайными служителями сатаны, содействуя расширению сатанинской власти в мiре.
Они, словно, забывают или не хотят знать, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7) и что «еще мало елико елико (ибо еще немного, очень немного), Грядый приидет, и не укоснит» (Евр. 10, 37), «чтобы воздать каждому по делам его» (Апок. 22, 12).
«Да рыдает вечно сонм злочестивых», поет св. Церковь: «не исповедающих Тя в рождестве Чистую Богородительницу, и не покланяющихся пречистой Твоей иконе» (стихира Казанской Божией Матери), а православные священнослужители и даже весьма высокие иерархи в наши дни не только вступают в самое дружественное общение с этим «сонмом злочестивых» — с хулителями и поносителями Пречистой Девы, но даже формально входят в основанные ими учреждения и организации, не брезгая получать от этих лютых врагов Госпожи и Владычицы мiра материальную помощь, иногда совершенно откровенно, иногда под лукавым предлогом «сотрудничества на почве благотворительности»...
Пресловутые «Иудины сребренники» и доныне сохраняют всю свою мощь и силу, всю свою трудно-отразимую привлекательность, с тою лишь разницею, что в наше время предается за них не только Христос, но и Его Пречистая Матерь и вся наша святая вера и Церковь, а также — с тою разницею, что число этих современных «Иуд» до чрезвычайности умножилось, и они, «ничтоже сумняся», творят свое предательское дело, не обнаруживая даже того раскаяния, которое в свое время охватило сердце Иуды.
Что же делать нам, отдающим себе ясный отчет в том, какой подлинный ужас творится сейчас в мiре?
Прежде всего — хранить свою совесть чистой и беречь себя от всяких компромиссов и соглашательств с врагами нашей Святой Веры и Церкви — не иметь никакого дружеского общения с хулителями Христа Спасителя и Его Пречистой Матери и, памятуя безчисленные милости к нам и заступление, многократно явленные Пречистою Матерью Божиею, неустанно вопиять к Ней:
«О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице! Покрый нас чудесным Твоим омофором, сохраняя люди Твоя от всякаго зла!» (светилен).
к оглавлению