Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2
к оглавлению
АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ко дню Святой Пасхи - 8 апреля 1968 года
верным чадам Сиракузской и Троицкой Епархии.
Христос Воскресе!
"Небеса убо достойно да веселятся, земля же да
радуется, да празднует же мiр, видимый же весь
и невидимый: ХРИСТОС БО ВОСТА, ВЕСЕЛИЕ
ВЕЧНОЕ".
(Канон св. Пасхи, п. 1). |
Так ликующе-победно поет Св. Церковь в нынешний светоносный день преславного Воскресения Христова из мертвых. И все наше дивное, ни с чем несравнимое пасхальное богослужение есть сплошное ликование, радость и веселие о воскресшем Господе. И блажен тот, кто не утратил еще способности во всей полноте, насколько это возможно для грешного человека, переживать эту возвышенную радость, это неизреченное духовное веселие. Такой поистине, еще здесь на земле, в эту священную и всепразднственную нощь спасительного Христова Воскресения, как бы предвкушает уже начатки райского блаженства. Но не только в одну эту ночь: вся жизнь его озаряется светом этой чистой пасхальной радости. На нем исполняется слово, сказанное Самим Господом еще на Тайной Вечери Своим Божественным ученикам и Апостолам: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Иоан. 16, 22). Это поняли и пережили они, когда Воскресший Господь явился им, скорбящим и сетующим, по Своем Воскресении, и исполнил несказанной радости и веселия сердца их. С тех пор эта светлая пасхальная радость всегда сопутствовала им на их многоскорбном жизненном пути, вдохновляла и воодушевляла их в великом деле проповеди Евангелия «всей твари». И если мы обратимся к истории церковной, то не можем не поразиться, какие воистину дивные чудеса творила эта светлая пасхальная радость со всеми истинными христианами, на протяжении вот уже почти двадцати столетий. Во имя этой чистой радости самые, казалось бы, слабые и немощные люди нередко отрекались от всех благ, преимуществ и удовольствий земной жизни: от личной собственности, от высокого положения, славы и почестей, от плотских удобств и наслаждений; она научила их не бояться смерти и побуждала с ликованием и победными песнями идти на страшные мучения за Имя Христово: на сожжение, на растерзание дикими зверями, на колесование и распятие. Многих богобоязненных мужей и жен эта светлая пасхальная радость побуждала отрекаться от всех земных радостей и утешений и презирать все земное, дабы быть ближе ко Христу и еще в этой жизни приискреннее соединиться с Ним, все «почитая за сор», подобно св. Апостолу Павлу, «чтобы приобрести Христа» (Филип. 3, 8). Во имя этой радости они оставляли иногда даже свои обычные жилища и водворялись «в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11, 38), не желая знать ничего, кроме Иисуса Христа Распятого и Воскресшего из мертвых (1 Кор. 2, 2); они, следуя призыву св. Апостола, «распинали плоть свою со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24), «сраспинались Христу», чтобы и «воскреснуть с Ним» (Гал. 2, 19; Кол. 3, 1; Рим. 6, 3-11).
И несмотря на все это, они никогда не были мрачны и озлоблены, а наоборот: всегда светлы и радостны, служа утешением для всех остальных людей, прибегавших к ним за духовной помощью. Такие истинные христиане были подлинно светильниками мiру.
Но вот наступили для нас иные времена! И если всегда истинные христиане были людьми «не от мipa сего», то ныне это так — более, чем когда-либо в прошлом.
Св. Церковь, как сказали мы в начале, всех нас зовет: «... земля же да радуется, да празднует же мip, видимый же весь и невидимый».., а много ли теперь в мiре таких людей, которые бы всем сердцем радовались в светоносный день Пасхи Господней и всем существом своим ощущали всю силу слов: «Христос бо воста, веселие вечное»?
Увы! современный мiр, даже в значительной части своей еще носящий имя «христианского», уже чужд этой светлой пасхальной радости: в своем губительном состоянии «окамененного нечувствия» он не воспринимает уже этого «веселия вечного», живя совсем другими интересами и настроениями.
Не будем, однако, чрезмерно скорбеть и унывать от этого, зная, что всему этому так и надлежит быть (Лук. 21, 9). Мiр пусть идет своим путем, а мы — своим. Мiр пусть стремится к своей погибели, а мы — со страхом и трепетом будем содевать свое спасение вечное, взирая на «Начальника веры и Совершителя Иисуса», нас ради распятого и тридневно воскресшего из мертвых (Евр. 12, 2). И не будем «сообразоваться с веком сим» лукавым и прелестным, но «преобразоваться обновлением ума нашего, чтобы нам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). И тогда, как воскрес из мертвых Он, Спаситель наш — Новый Адам, так воскреснем к новой нетленной, блаженной жизни и мы с Ним.
Об этой победе над злейшим врагом нашим смертью, об этом всеобщем нашем воскресении из мертвых и «иного жития вечнаго начале» ежегодно напоминает нам этот радостнейший «праздников праздник и торжество торжеств», почему и внушает нам св. Церковь в этот день с особой силой молитвенно взывать к Воскресшему Господу: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!» (Канон, п. 9).
Этого от всей души желаем вам, наши возлюбленные о Господе чада духовные, братия и сестры во Христе, приветствуя вас, по обычаю, сладчайшим и радостнейшим пасхальным восклицанием:
«Христос Воскресе!»
к оглавлению