Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
Дом Пресвятыя Богородицы.
"Во успении мiра не оставила еси, Богородице"…
(Тропарь праздника Успения).
И действительно не оставила Пречистая Матерь Божия нашего грешного мiра, столь нуждающегося в благодатной помощи свыше, после Своего всеславного успения. И не только не оставила, но, можно сказать, даже напротив — «преставльшись от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже этому утопающему «в похотех прелестных» мiру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за нас пред престолом Божиим — «в молитвах неусыпающею» и «в предстательствах непреложным упованием». Как много было за всю многовековую историю христианства дивных видений и откровений, из которых видно, что непрестанно предстоит Она престолу Божию и умоляет Сына Своего и Бога за нас грешных; особенно же замечательным было видение, которого удостоился в Х-м веке великий праведник того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, в память чего был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он видел, как Пречистая Матерь Божия во Влахернском храме в Константинополе, во время всенощного бдения, преклонив колена, на долгий час молилась пред престолом, обливая слезами Свое Пречистое и Боговидное лице, а затем, сняв с Пречистой главы Своей великое и страшное, блиставшее на подобие молнии, покрывало (омофор), торжественно простерла его над всем молящимся в храме народом, знаменуя тем, что Ее покров всегда простерт над людьми и что Она не перестает молиться за всех людей и покровительствовать им Своим материнским заступничеством.
За всех людей, искупленных Драгоценною Кровию Сына Ее и Бога, молится Пречистая Матерь Божия и всем покровительствует, но особенно ярко и ощутительно испытывали на себе Ее всесильное заступничество и покров православные русские люди. Очевидно, какою-то особенною подлинно-материнскою любовью возлюбила Пречистая Матерь Божия народ русский, ибо нигде не совершила Она столько дивных знамений и чудес, как на нашей Родине. Безчисленное множество чудотворных икон явилось на Русской Земле, от которых постоянно источались эти дивные чудеса и знамения, а сколько было случаев всесильного ходатайства и неожиданной помощи и заступления русским людям в самые трудные минуты их жизни, — и не перечесть! Спасала Она, Всемилостивая Заступница наша, и всю Русскую Землю в целом от нашествия лютых врагов и, казалось бы, от неминуемой и окончательной гибели, когда неоткуда уже было ждать спасения. За то и русский народ особенно почтил Матерь Божию строительством в честь Ее громадного количества храмов, разсеянных по всему лицу земли Русской, в которых со слезами изливал перед Ней все свои скорби и нужды, всегда получая просимое, никогда не посрамляясь в своем уповании.
И особенно чтил русский человек именно праздник всеславного Успения Ее, как бы сердцем своим чувствуя, что именно чрез это событие стала Она особенно близка и дорога нам, сделавшись неусыпающею за нас молитвенницею, как воспевает Ее благодарно в этот день св. Церковь.
Недаром в самом сердце Святой Руси, в первопрестольном граде Москве, в священном Кремле еще издревле воздвигнут величественный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где короновались цари русские и принимали настолование первосвятители Церкви Русской. И эта древнейшая святыня Руси, вместе с находившейся в ней великой святыней апостольских времен чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, написанной, по преданию св. Евангелистом Лукою на доске того стола, на котором в юности Христа-Спасителя трапезовало Св. Семейство, утвердила за Русской Землей великое и славное наименование «ДОМА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ».
И пусть не иронизируют кощунственно над этим святым для сердца каждого истинно-русского человека наименованием безбожники и «непомнящие родства» несчастные заблудившиеся русские люди!
Наименование это не является чьей-либо безосновательной выдумкой, лишенной смысла и значения: оно исторически обосновано.
«Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, "за Дом Пресвятыя Богородицы" — таким радостным восклицанием встречали новгородцы св. князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями (в 1242 году).
«Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую землю, за Дом Пресвятыя Богородицы, заложим жен и детей, но спасем Отечество!» — такими словами пламенно взывал наш великий отечестволюбец Косьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Родины (в 1612 году).
И как живо свидетельствует вся русская история, возвышенное наименование это не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни нашего русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая в самые тяжелые и критические моменты его исторического бытия чудесным образом приходила ему на помощь, спасая его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы домом Ее, в котором Она постоянно обитала, защищая его от всех бед и напастей.
И это Свое незримое, но тем не менее всегда реальное-ощутимое присутствие на Русской Земле Она являла чрез многочисленные чудотворные иконы, которые всегда благоговейно чтились не как идолы, по наглому утверждение хулящих св. иконы сектантов, а именно, как видимые знаки, символы Ее незримого присутствия и покровительства верующим русским людям. И по горячей вере этих русских людей, от икон этих часто источались безчисленные чудеса. А когда гибель угрожала всему русскому народу в целом, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала Русскую Землю от страшного разорения, а русский народ — от истребления врагами.
Невозможно исчислить все такие многочисленные случаи чудесной помощи Матери Божией, но стыдно русскому человеку не знать хотя бы о главнейших из них, как например, о спасении Руси, по молитвам пред чудотворной иконой Владимирской, от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 г., что вспоминается нашей Церковью 26 августа ст. ст., и о спасении от ужасов и разрухи Смутного Времени, по молитвам пред чудотворной иконой Казанской (1613 г.), что вспоминается 22 октября ст. ст.
Стыдно, повторяем, не знать русскому человеку всего этого: стыдно не знать дивного покрова Божией Матери над нашей Россией. Не знать этого — значит не знать подлинной русской истории вообще.
Потому-то и чтил русский народ, после светлого праздника Воскресения Христова, больше всего праздник Успения Пресвятой Богородицы, называя его «Богородичной Пасхой», поскольку уже на третий день, после Своего всеславного Успения, Пречистая Матерь Божия была воскрешена Своим Божественным Сыном и взята Им в небесные обители, где Она с тех пор неустанно молится и ходатайствует за нас, грешных.
В продолжение более нежели восьми веков русский народ горячо возсылал свои моления «Заступнице Усердной рода христианскаго», и Она немедленно являла ему Свою дивную благодатную помощь, пока под действием темных сил, подготовляющих явление в мiре Антихриста, не явились и у нас на Русской Земле страшные неистовые кощунники, безбожники и хулители Пресвятой Девы, обрекшие тем самым на гибель нашу несчастную Родину.
Пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу, легко и вольготно жилось на Русской Земле, которую благословил Господь всяким изобилием, так что хлебом ее кормились едва ли не все народы мiра. Росла и ширилась она, укрепляясь внешне и внутренно, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу. Но позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел «Дом Пресвятыя Богородицы» как мешающий ему в осуществлении на земле его адских планов оплот истинно-христианской веры и замыслил уничтожить его. Как некогда в раю к Еве, хитро и льстиво подошел он к русскому человеку, соблазнив его обманчивыми мишурными благами западной лже-культуры. Постепенно, но настойчиво и систематически, неприметно для детски-простодушного взора, вливался смертоносный яд змеиный в души русских людей. Все дальше и дальше отводил их враг от веры отцов, все больше и больше отравлял их души материализмом, неверием и безбожием, лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага.
Поддался вражьему обольщению русский народ и... отступил от своего векового исторического призвания — быть хранителем и оплотом единой истинной, единой спасающей св. православной веры. Отвернулся он, в своем безумном ослеплении, от Богоподобного лика Пречистой Заступницы своей и исконной Покровительницы, забыл все безчисленные благодеяния Ее. Страшно сказать, до чего дошли обезумевшие под чадом врага православные русские люди — в бесновании своем они докатились до кощунственной хулы на Пречистую. Вспоминает об этом во второй половине прошлого столетия в одном из своих писем святитель Феофан, Вышенский Затворник, говоря: «Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас; ради Ея, и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? — Увы!» (Вып. VII, стр. 206).
Удивительно ли после этого, что Русскую Землю постигли вскоре такие страшные кровавые бедствия?! Слишком уж велико было падение русского народа, поддавшегося обольщению сатаны! И этот тяжкий грех Богоотступничества и Богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью.
Вот почему и Белое Движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившееся над несчастным заблудившимся русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало оно русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу!
Мы верим и надеемся, что эти страдания промыслительно попущены Богом нам во спасение и что Матерь Божия не отступила от русского народа окончательно, что не предаст Она его в бездну падения, откуда нет уже выхода, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней в слезах ПОКАЯНИЯ: «Владычице, помози на ны милосердовавше, не отврати Твоя Рабы тщи: Тя бо и едину надежду имамы».
Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землей, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Ее в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!...
к оглавлению