Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 4
к оглавлению
Воспитание детей: каким оно должно быть?
Мысли на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 8-го сентября.
«Марфо, Марфо, печешися и молвиши
о мнозе, едино же есть на потребу,
Мария же благую часть избра, яже
не отъимется от нея»
|
Одной из самых тяжелых проблем нашего больного времени для честных и порядочных родителей является воспитание детей, которое стало неимоверно-трудным потому, что детей, по какой-то указке «свыше», систематически развращают, воспитывая из них настоящих закоренелых преступников, для которых ничего не стоит не только обидеть, ограбить, но и убить человека.
Празднуемый ныне 8-го сентября ст.ст. праздник Рождества Пресвятой Богородицы дает христианским родителям указующую нить, как надо правильно вести воспитание детей, чтобы избавить их от страшной участи пойти путем современной жуткой преступности.
В этот день, как плод усиленных молитв родителей, родилась от неплодной прежде матери Анны Та Пречистая Дева, Которая, как достойнейший в мiре сосуд, была избрана Господом для Своего вочеловечения. Долго молились Богу великие праведники Иоаким и Анна, умоляя Бога даровать им дитя, но молитва их не была услышана до тех пор, пока Анна не изрекла обещание, что рожденное ею дитя будет принесено в дар Богу. Едва Анна в молитве своей произнесла это обещание, как предстал пред нею Ангел Божий. «Молитва твоя услышана», сказал он, «воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, Которая будет выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение мiру и наречется Она Мариею».
Услышав эти слова, Анна, в великой радости, повторила свое обещание: «Жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение — пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое Имя Его во всю жизнь».
Предсказание Ангела исполнилось, и праведная Анна исполнила свое обещание. У нее родилась дочь Мария, и она посвятила Ее на служение Богу.
Проводя жизнь, достойную обета, жизнь, отрешенную от земной суеты, Дева Мария, высшим благом для Себя поставив общение с Богом и угождение Ему, сподобилась высшей благодати — стала Матерью Воплотившегося от Нее Господа, вознесена превыше всякой твари и сделалась честнейшей и славнейшей самих воинств ангельских.
Братие и сестры о Господе! не забудем, что Пречистая Матерь Божия, Которую мы сегодня ублажаем, при рождении Своем была таким же человеком, как и все мы, и Она, подобно всем нам, вопреки ложному учению римо-католиков латинян, унаследовала поврежденную прародительским грехом человеческую природу. Каким же образом достигла Она такой необычайной нравственной высоты, такого безмерного величия, что превзошла даже ангелов?
Этим Она обязана Своим благочестивым родителям, которые посвятили Ее на служение Богу — выражаясь современным языком, дали Ей правильное религиозное воспитание. В результате такого воспитания Она и Сама, воспитанная во благочестии и в послушании родителям, нисколько не помышляла о тленной суете и о призрачных благах мiра сего, не заботилась ни о чем земном и скоропреходящем, а помышляла только о том, что «едино есть на потребу» — Она «избрала благую часть», Которая и «не отнялась от Нея», за что и ублажают Ее теперь «вси роди».
Увы, как мало теперь осталось на свете таких родителей и таких детей, которые старались бы уподобляться своим искренним благочестием святым праведным Иоакиму и Анне и их благословенной дщери Марии!
Родители заботятся в наше время более всего только о телесном здравии своих детей и о их лучшем устройстве и приспособлении к здешней земной жизни; дети же, лишенные твердых основ настоящего религиозного воспитания, часто совсем или почти совсем чуждые Бога и Церкви, непочтительны к своим родителям, скоро забывают их и отвращаются от них, коль скоро сами станут на ноги, ни во что ставя тех, кто дал им эту жизнь. И в результате, вся жизнь человеческая, лишенная здоровых и твердых основ веры и нравственности в своей ячейке-семье, окутывается все больше и больше мраком безверия и безнравственности, уподобляется жизни подлинно-скотской, звериной и даже — демоноподобной. Суета мiра сего, как ужасная трясина, засасывает и губит каждую человеческую душу, быть может, даже не лишенную добрых чувств и стремлений, но не имеющую твердых точек опоры для борьбы с безчисленными искушениями мiра сего, лежащего во зле, в разумном и правильном религиозном воспитании.
Родители-христиане! помните, что дети ваши только тогда будут радостью и утешением для вас и опорой в вашей старости, когда вы научите их больше всего на свете дорожить тем, что «едино есть на потребу»: верой в Бога, всецелой преданностью Ему и стремлением всю жизнь свою так или иначе посвящать на служение Ему. Иначе, пеняйте на самих себя, если дети ваши будут доставлять вам только одно горе, приводить в скорбь и отчаяние, особенно в старости вашей, когда так естественно ждать вам от них помощи и поддержки во всем!
Пример Пречистой Матери Божией особенно должен служить вам, матери-христианки, в деле воспитания дочерей ваших!
Родители Пресвятой Девы Иоаким и Анна не задавались целью дать Ей блестящее светское воспитание, как многие родители современные. Они не учили Ее ни танцам, ни музыке, ни иностранным языкам, ни хорошим манерам. Они не наряжали Ее по последней моде, кстати сказать, в наши дни до предела непристойной и неприличной, не украшали ее всякими безделушками, не водили Ее на балы и вечеринки и театральные представления. Они, наконец, вовсе не думали о том, чтобы как можно выгоднее выдать Ее замуж. Единственной задачей их, к которой они неуклонно стремились, это было — воспитать свою дщерь в страхе Божием и искреннем благочестии.
И вот — плоды такого воспитания! Любимым занятием Преблагословенной Девы была молитва, чтение Слова Божия и рукоделие, ради благолепного украшения храма Божия и благотворения бедным. Она не только не помышляла о нарядах и увеселениях, как другие девы Ее возраста, но убежденно бегала всей этой мiрской суеты и шума житейского и более всего любила уединение в тишине храма Божия или своей скромной келлии. И эта чистая и святая жизнь настолько сделалась как бы природной потребностью Ее возвышенной души, что Она решила всецело отдать Себя Богу и, не желая выходить замуж, дала обет всегдашнего девства.
И вот за эту-то необычайную нравственную чистоту и всецелую преданность Богу, Она и прославлена превыше всех дщерей человеческих, удостоившись стать безмужней Матерью Самого Бога, а Имя Ее непрестанно славят все роды человеческие и будут величать и прославлять до скончания века.
Эта вечная неувядаемая слава Пресвятой Девы Марии — урок не только для христианских родителей в деле воспитания ими своих детей, но есть предмет высочайшего назидания вообще для всех нас, христиан. Эта несравненная слава Ее, как «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», есть подлинно светоносный маяк для нас, блуждающих во тьме, которая все больше и больше окутывает современное человечество.
Пусть заботы наши будут не о временном, суетном тленном, скоропреходящем, а прежде всего — о вечном, спасительном для душ наших, небесном. Мы все слишком много волнуемся, бегаем и суетимся, когда дело касается земных благ, а о небесном и вечном легко забываем, а ведь к переходу в вечность мы и должны себя готовить, в первую очередь.
Постараемся же. чтобы упрек Господа, обращенный к евангельской Марфе: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу» не относился к нам и детям нашим, но чтобы одобрил и нас с ними Господь, как одобрил евангельскую Марию (прообраз Пресвятой Девы Марии), севшую у ног Господа и внимавшую Его Божественным словесам: «Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея!» Аминь.
к оглавлению