Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово двенадцатое
Изгнание Адама и Евы из рая.
Два слова первым человекам: слово Бога Творца и слово сатаны, и их последствия для человеческого рода.
Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими (Заглавный стих Синаксаря). |
Сегодня Святая Церковь воспоминает плачевное изгнание из рая Адама и Евы за непослушание их слову Творца и за доверие ложному слову Его врага — диавола. О, слово, слово, сколь ты важно, сильно и действенно по своим последствиям! Вот одно слово Творца все изводит из небытия в бытие — безчисленный мир светлых, умных, святых, благих, сильных крепостию и блаженных, безсмертных духов; затем, необъятный пространством, мыслию, воображением и зрением — мир вещественный или, правильнее, безчисленные светлые солнечные и звездные миры, в том числе и наш малый мир — землю со всеми ее стихиями, со всеми царствами природы, наконец человека — разумно-чувственное животное, по образу и подобию Божию, правое, радостное и блаженное, царственное для всей земли; насаждает для него, для этого земного царя твари — рай сладости, обещает блаженное безсмертие и по телу — с тем условием, чтобы он сохранил только одну заповедь, исполнил верно и безпрекословно одно слово Творца, — как Царя и Жизнодавца, — не касаться плодов древа познания добра и зла, чтобы за повиновение и смирение, за верность и преданность Его воле святой получить в награду вечное блоговоление и безсмертие.
Казалось бы, следовало только охотно и с радостью исполнить легкую заповедь Творца и Блогодетеля уж из одной блогодарности к Нему и тем более, что Творец оградил заповедь угрозою за неисполнение ее, что они умрут.
Является лукавый искуситель, позавидовавший блаженству человеков, падший гордостию злой дух, денница, и говорит свое лукавое слово Еве: вы не умрете, но вы будете сами, как боги, зная добро и зло; не верьте Богу — вкусите запрещенный плод. И какое же действие произвело на Еву льстивое слово? Она сочла ложным слово Творца и верным — слово диавола; вкусила запрещенного плода и вместе с тем вошла в нравственный союз и сочетание, содружество с врагом Божиим, приняв в себя яд греха и смерти, — склонила к прослушанию Адама, передав ему всю свою греховную заразу, — и они объявили вражду Богу, и вместе с тем лишились Его благодати, света, жизни, мира. Яд, мерзость греха заразили все существо первых людей. Они стали непотребны для Бога и недостойны для Его сопребывания с Ним. Правда Божия требовала изгнания преступников из светлого, блаженного жилища райского, и из сожития ангельского, и грозный Ангел Божий изгнал их, вселив их прямо рая оплакивать свое легкомысленное падение. Да восплачет горько с родоначальниками весь мир: снедию сладкою падший с падшими. Словесные твари, человеки! обращаюсь ко всем вам, как член человеческой семьи, с вопросом, что значат эти два слова: слово и заповедь Творца первым человекам, и слово ложное, искусительное человекоубийцы — диавола.
Заметьте последствия для людей того и другого слова. Каковы они по существу? Одно слово живое, зиждительное, жизнерадостное; другое льстивое, мечтательное, омрачающее, мертвящее. Что было и доселе бывает последствием послушания людей слову — врага или последования человека — грешника всем внушениям врагов безплотных и всяким страстям? Не смятения ли всякие в мире — неверие, безбожие, безначалие, своеволие, зависть, крамолы, убийства, татьбы, хищения, пьянство, сквернодейство, всякое насилие, взаимная неприязнь народностей, идолопоклонство, безчисленные несогласия в верах и самые нелепые заблуждения?
А какия бывают последствия послушания человека верующого слову Божию, заповедям Божиим, Евангелию и Святой Богоучрежденной Церкви Христовой? Вера, всяческая правда, всякий порядок общественный, кротость, послушание, воздержание, мудрость, мужество, благость, милосердие. Послушание слову Божию ведет к тишине, миру, всякому порядку в мире семейном, политическом и экономическом; к повиновению властям духовным и гражданским.
Этим двум словам — слову Божию и слову врага безплотного, все мы доселе повинуемся; слушаем или того или другого. Послушавшись человекоубийцы — врага вначале и доныне повинуясь ему, род человеческий впал в безконечное безумие, он променял — жизнь на смерть, свет на тьму, красоту на безобразие, мудрость на безумие, нетление на растление; мир на постоянный мятеж страстей, правду на ложь, мужество на постоянную боязнь, богатство на бедность, ибо человек в начале был богат божеством, а лишившись Бога, лишился всего и обнищал нравственно хуже всякого нищего, будь он — царь или простолюдин, вельможа или простец, богатый или бедный, священник или мирянин, ученый или невежда, купец или земледелец, мужчина или женщина. Через грех все лишились славы Божией; все обнищали, все совлеклись одежды правды, все ниспали от нетления в тление, все расслабели душою и телом; все облеклись в мрак страстей безчисленных; все повинны пред Богом; все подвержены суду Божию праведному, нелицеприятному, ожидающему всякого из нас, и все должны смиренно взывать: милостиве Господи, помилуй мя падшего Аминь.
к оглавлению