Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово четырнадцатое
На день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство благочествейшего Государя Императора Николая Александровича всея России.
14-го мая 1907 года
Врагов Моих тех, сказал Господь, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною (Лк.19,27). |
Вспоминаем и празднуем день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя нашего.
Смутны и полны внутренней крамолы эти два — три года его царствования, и самый царский венец с порфирою едва не обагрился недавно кровию. Уже готовы смертоносные орудия. Недремлющее Провидение сохранило жизнь Царя.
По этому поводу позволяю себе перенестись мысленно в древнюю священную историю евреев и разсказать об одном подходящем и похожем на наше печальное состояние событии, бывшем во времена судей израильских.
Между судиями еврейского народа был, между прочим, воздвигнутый Богом для управления и защиты его от иноплеменников, знаменитый верою, мужеством и любовию к отечеству своему, Гедеон, занимавшийся земледелием. Он спас Божиим содействием евреев от воинственных Мадианитян, хотевших покорить иудеев своему языческому безбожному игу. Когда он умер в глубокой старости, после него осталось 70 сыновей, так как он был многоженец; кроме того, он имел сына от служанки, Авимелеха. — По смерти отца, Авимелех пришел в один город земли своей, и упросил родственников своих — по матери, чтобы они постарались расположить в его пользу жителей его, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть при том — того, который близок к ним по родству. А жители того города (Сихема) евреи, уже ввели у себя служение языческому божеству Ваалу, и успели устроить капище финикийскому божеству, названному Ваал-вериф, то есть сберегатель союзов и клятв. У этих людей, богоотступников, Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему денег из капища своего божка. На незначительную сумму он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего покойного, и избил братьев на одном камне, исключая одного младшего брата Иоафама, который успел скрыться. После того все жители города собрались на одном месте и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризине неожиданно показался Иоафам и громким голосом кричал: "послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог". Когда сделалось молчание, он продолжал: "когда-то деревья решились непременно помазать над собою Царя. И сказали маслине: будь у нас Царем. — Маслина отвечала: расстанусь ли я с тучностию моею, которую употребляют, чтобы почтить богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали смоковнице: приди ты, царствуй над нами. — Смоковница отвечала: расстанусь ли я с сладостью моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли я трястись над деревьями? Деревья сказали виноградной лозе: приди ты, царствуй над нами. — И виноградная лоза отвечала: расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Наконец, все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами. — Терновник сказал: если вы поистине помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тенью моей (а что за тень у терновника?), — если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника, и не попалил самых кедров ливанских. — Итак, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставивши Авимелеха царем, и так ли, как следует, наградили Гедеона и дом его? (ныне у нас дом Романовых). Затем за вас отец мой подвергал опасности жизнь свою, и избавил вас от врагов, а вы убили семьдесят сыновей его, и поставили царем Авимелеха, сына рабыни! Да выйдет же огонь от Авимелеха и да сожжет вас". Сказав это, Иоафам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех действительно сжег в городской башне жителей, скрывавшихся от его угрозы за неповиновение; а сам Авимелех убит был женщиной, бросившей в него обломок жернова. Таким образом проклятие Иоафама постигло и Сихемлян за нечестие и Авимелеха за братоубийство.
Празднующие царское миропомазание сыны России!
Не постигнет ли праведное наказание Божие и наших изменников, покушавшихся на убиение Богом помазанного на царство Царя нашего, предки которого, Богом помазанные некогда на царство Русское, возвеличили его и возвели его на степень первенствующей державы в мире? — И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, — так как носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, и без него Россия — не Россия.
Да хранит Бог Россию и Царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви Православной, ради всех святых и ради всех чудес, явленных в России в прежние века, по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев Русских, коими не скудна Русская Церковь и Русская земля. Аминь.
к оглавлению