Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово пятнадцатое
На день рождения благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны.
Сегодня у нас торжество в память дня рождения благочестивейшей Государыни нашей, Императрицы Александры Феодоровны и всенародное благодарственное Господу Богу моление о ее здравии и исполнении благих судеб Божиих в ее жизни.
Думала ли она, в нежной девической юности, что она предназначена Богом быть супругою Императора Всероссийского и матерью августейших чад и между ними наследника престола.
И вот о чем ей и на мысль не приходило, — то совершилось в свое время по всеблагой воле Творца и Промыслителя. — Но при радостях деторождения и лицезрения августейших чад, ей выпали в последние годы скорбные дни вместе с державным супругом; они продолжаются и не знаем, когда кончатся. Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачныя думы.
Но всеблагое провидение не оставит России и в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует ее и ведет к возрождению.
Судьбы Божии праведные совершаются над Россией, как они совершались в предшествовавшие века ее существования, — при древних великих князьях и царях наших. Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, премудро, метко кладет на свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала.
В начале я привел слова из псалма: От лица Твоего судьба моя изыдет (Пс.16,2). Важная эта истина. Жизнию нашею, жизнию царств и народов управляет Господь, создавший нас для вечного бытия. Земная жизнь есть приготовление, обучение к будущей, безконечной жизни. Вот последняя цель каждого из нас, как и каждого народа, каждого племени. Мы предопределены к вечному гражданству, к вечному царству в общении с Богом, с Ангелами, с лучшими из людей, с избранными Божиими. Мы должны обучиться здесь нравам небесным, молитве, вере, благодарению, любви и преданности, чистоте и непорочности. А где у нас эти добродетели? Мы осквернены всякими грехами; нужно измыться, очиститься, просветиться, укрепиться, убелиться как снег. А можно ли достигнуть этого без страданий, без слез?
Для этого Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Душа, закосневшая в грехах всякого рода, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. — Вот цель бед и скорбей, насылаемых нам Богом в этой жизни!
Они нужны как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие, населяющие ее племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. По делом! Если сознаем свои грехи, обратимся к вере, покаемся, изменимся к лучшему, с Божией помощью, — тогда и Господь обратит к нам Светлое Лице Свое и помилует нас, и даст нам благословение, изобилие и мир. — А если нет, то будем таять в бедах наших. Аминь.
к оглавлению