И днесь, давно познав истину притчи,
Что «неприятна похвала в устах грешника»,
Как могу повторить те же восхваления
Я, многогрешный молящийся,
Что всегда получаю проклятия из псалтыря, о Счастье молящего?
Как могу я петь о горестях моих,
И писать о себе хулу,
И на груди обнаженной вместо лилий тернии собирать?
Как дерзну сказать я с Давидом: «Сокрушаешь зубы нечестивых»?
И еще: «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими»?
Как [скажу]: «Суди меня, Господи, по правде моей
И по непорочности моей во мне»?
Как [скажу]: «Да прекратится злоба нечестивых»?
Как [скажу]: «Сокруши мышцу нечестивому и злому»
И то, что следует дале?
Как [скажу]: «Дождем прольет он на нечестивых
Горящие угли, и огонь, и серу»?
Как [скажу]: «Истребит Господь уста льстивые, язык велеречивый»?
Как [скажу]: «Ты испытал сердце мое... и ничего не нашел»?
Как [скажу] следующий за этим стих:
«Я охранял себя от путей притеснителей»?
Или следующий: «А я в правде буду взирать на Лице Твое»?
Или: «Я был непорочен пред Ним?
Как [скажу] следующее: «И воздал мне Господь по правде моей,
По чистоте рук моих пред очами Его»?
И как стану я сам ложь свою уличать,
Говоря вместе со святым:
«Буду омывать в невинности руки мои»?
Как, пребывая в суетности, буду «злословить престолы нечестивых»?
Как я, жалкий, представлю гордость блаженного,
[Говоря]: «Рассуди меня Господь, ибо я ходил в непорочности моей»?
Как я, чуждый добру, буду молить Тебя,
Коему ведомо сокровенное:
«Не погуби меня с нечестивыми»?
Как я, будучи сам проклят, прокляну других, говоря:
«Воздай им по делам их»?
И осмелюсь еще продолжать!
2
Ибо, коли я присовокуплю к первым [стихам] последующие,
Еще тяжелее станут недуги мои и умножатся горести.
Посему из обилия слез [этих стихов] лишь малую долю отмерив,
Я удовольствуюсь повторением непрестанным
Откровенно укоряющих воплей Псалтыря,
Что всегда меня, грешного, порицают.
К ним относятся и слова укоризны
Последней части псалма сорок девятого,
Кои вечно срамят меня, мерзкого;
Замыкая рот мой, дабы не мог я славословить,
Они обнажают жалкую мою душу
И, обвиняя гласом божественным, –
Словно меча в меня со стены смертоносный булыжник, –
Лишают меня упования на жизнь.
Ибо ежели горько принять от чужого проклятие,
То вдвое горше проклясть самого себя.
Однако коли хулу ближнего можно не принимать [во внимание]
То ожидать ее от Всевидящего –
Значит претерпеть муки кровавые,
Горести бедственные и терзания совести.
Но коли предашься им по своему смирению,
Бичуя и порицая себя проклятиями языка своего,
Будешь благословен признанными и всевластными
Губами уст Всевышнего,
Ибо свое обращение к Богу изъяснишь истинно,
Не покидая стезю жизни [праведной],
Мерой любви подсечешь ты под корень грехи,
Не дозволив козням злоречивых себя одолеть.
Овца стада христова нашла себе исцеление,
Обратившись к соли целебной, что лечит нутро изъязвленное,
Но [воистину] безрассудным надо обладать нравом,
Дабы, будучи разумным животным
И пасясь средь зеленых, цветущих лугов животворного слова,
По лености разума вкушать траву смертоносную.
3
Днесь, поелику обо мне сей пример укоряющий,
То указует он на несчастья мои и беды опасные,
Ибо сам на себя самого вызывал я всегда
Извержения жаркого пламени сожигающего,
Что низвергается с небес на естество черепа –
Сего светильника разума моего.
И какой плод полезный извлеку я из Псалтыря,
Коли, не «воспевая духом», как учит Павел,
Остаюсь бесплодным, [хоть] и часто пою [псалмы]!
Как к [реченному] пророком присовокуплю [Слово] Господа
Я, величайший средь грешников, ничтожнейший средь полезных,
Говоря вместе со святым:
«Удалитесь от меня все делающие беззаконие»,
Как я, не исполнив [ни единой] из многих заповедей милосердия и закона,
Скажу вместе с блаженным,
Который сам сперва исполнил то, что [потом] установил для нас:
«И раб Твой охраняется ими» и следующие затем слова?
Как я, лишенный совершенной мудрости жизни,
Стану благословлять Господа вместе с боящимися Его?
Как присоединю я к молитве [Давида] великого свою:
«Одного я просил у Господа:
Созерцать красоту Его и посещать [Святый] Храм Его»,
Как подступиться к тому, от чего отказаться должен,
Когда слышу, что «правым прилично славословить»?
Как устами своими себя прокляну, сказав вослед многих:
«Но Лице Господне против делающих зло,
Чтобы истребить с земли память о них»?
Или еще другой: «Ибо делающие зло истребятся»,
Или подобающее мне по сходству:
«Мышцы нечестивых сокрушатся»,
Как молить стану о своей погибели:
«А нечестивые погибнут»,
Как погружу свой многогрешный язык в слово благословенное:
«Буду я наблюдать за путями моими,
«Чтобы не согрешать мне языком моим»?
Как я, удушенный терниями грехов, буду хвалиться [вместе] с непорочным:
«А меня примешь в непорочности моей»?
Как я, грешный и вдвойне виновный,
Стану осуждать себе подобных, дабы избавиться от них:
«От человека лукавого и несправедливого избавь меня»?
4
Как, словно бы я не был идолопоклонником, стану величаться бесстыдно,
В суетном тщеславии говоря вместе с Давидом:
«Если бы мы забыли Имя Бога нашего
И простерли руки наши к Богу чужому»?
Ибо, кто поддастся мерзким грехам,
Тот пред собою воздвигнет и станет поклоняться
Похотливым, порочным, ввергающим в любодеяние изображениям
Астарты и Хамос и мужским изваяниям Милькома и Тарахата подлого,
С неприкрытым срамом женским и плотью ослиного.
Как же не постыжусь я в сей [молитве] сказать вместе с мучеником,
Который всегда к добру благосклонностью обладал:
«Но за тебя умерщвляют нас всякий день»
И следующие строки псалма сего?
Как же я, всегда безрассудный и гнусный, дерзну произнесть:
«Уста мои изрекут премудрость и размышления сердца моего – знание»?
Как я, притворщик и льститель, стану молить,
Дабы рассыпал Бог кости льстецов?
Как [упомяну] о дважды повторенной благодати великой:
«Я ходил перед лицом Божьим во свете живых»?
Как я, обладатель несметных грехов, возглашу вместе с праведником:
«Нет ни греха во мне, ни вины, но ходил без греха я праведным»?
Как предам я сам себя гибели, молвив сей стих:
«Не пощади ни одного из нечестивых безбожников»?
Могу ли [сказать]: «Как тает воск от огня,
Так нечестивые да погибнут от Лица Божия»?
Как я, избалованный растлевающей негой,
Произнесу слова, несогласные мне:
«Изнури постом мою душу»,
И стих другой, схожий с ним:
«Я во время болезни их одевался во вретище...
Я ходил скорбный, с поникшей головой»?
Как стерплю вечное упоминание кары для мне подобных:
«Однако гуща гнева Божьего не иссякнет,
И упьются ею все нечестивые земли»,
А также: «Все роги нечестивых сломаю»?
Как, судя о предательстве Иакова, стану насмехаться над ним,
Я, что вместо тени истину получил
И все же, повторяя за израильтянами их ошибки,
Скорее забыл Благодеяния Христа,
Ниспосланные Божественным Промыслом чрез Спасительный Крест,
Нежели они предводительство Моисея,
[Свершившееся] чудом жезла,
Что был лишь прообразом воплощения Божьего?
Могу ль показать, сколь пагубны восставшие на меня бесы,
Словно бы они были иноплеменным народом варварским,
Говоря: «Трупы рабов Твоих отдали на снедание птицам небесным», то есть бесам воздушным?
Как могу я святыми назвать: семя слова, упавшего на дороге,
И волю мою, соединившуюся со злом,
И следующее той же стезею воинственного зла
Тайное ратоборство необузданных мыслей моих,
Кое я возбудил с помощью козней искусителя?
И посему не могу я молить [словами]:
«Не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже »,
А также «замыслили против святых Твоих и сказали»
И следующими дале мольбами сего псалма,
Ибо уместнее применить [сей псалом]
К насилию бесов буйствующих, а с ними и их подручных,
Кои сражаются вечно, дабы смущать настоящее.
5
Сохрани и укрепи нас против них –
О Господь Христос, вышний Сын Бога Великого, –
Окружив нас воинством небесным Твоим
И защитив Святым Крестом Твоим
От всех налетающих на нас ветров искусителя.
Ибо хоть и присущи мне прегрешения многообразные,
Но только не богохульство!
Ведь от гибели нечестивцев, подобных мне,
Ты не обрел облегчения,
Но скорей восскорбел с печалью и состраданием глубоким
О развращенных людях, коих истребил Ты потопом,
Сочтя смертный жребий их для Себя огорчительным;
И сказал Ты в сердце Своем слова,
Удивившие тех, кто их слышал:
«Не буду больше проклинать землю за человека».
И утешаешься Ты премного и радуешься,
Когда [люди], нечистые и повинные смерти, [возвращаются] к жизни,
Показав, Милосердный, в притче о тыкве,
Что умеешь щадить [заслуживших] погибели.
И на пророка разгневался Ты, встревоженный очень
За промедление с дождем, что спасти должен был отступников;
В дни последние [вочеловечения Своего]
Ты явил примеры, упоминания и празднования достойные,
Повелев апостолам [Именем] Твоим
Благовествовать всем народам дальним и варварским.
Так брызни и на меня, о Животворец,
Росой Милосердия Отцовской Твоей любви,
Дабы обрел спасение и я, очистившись в [день] щедродательного Твоего посещения.
И Тебе с Отцом и Духом Твоим Святым вечная Слава.
Аминь!