И вот подобно тому как без Иисуса-Бога нет спасения душ,
Или без зрячих очей – наслаждения светом,
Или без блеска утренней зари никогда не быть сладостному [восходу] солнца,
Точно так же без исповедания сокровенного
И обличения самого себя
Нет очищения от грехов.
Ибо что пользы в твоей чистоте, коли ты будешь судим с фарисеями?
Или какой вред мне от долгов моих, коли восхваляем буду с мытарем?
Или где сказано, что пророк Иоиль был осужден
За то, что трижды повторил сетования свои?
Или может ли быть суд над святым за памятование великого дня?
Или ужель нечистыми сочтутся уста Исайи,
Что остался далек от дел дома израилева?
И ужель Бога сочтут виновным за то,
Что, приняв из сочувствия ко мне адамову плоть,
Он, подобно грешнику, молится Отцу?
Или как истолковать сказанное в притче:
«Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселия»,
Ибо, коли кто не относит к себе прегрешения Адама
И грехи, [свойственные] всем, не считает своими,
Подобно блаженному средь царей,
Который [принял на себя грехи] предков,
Потеряет он праведность свою,
Как [полагающий] непорочным естество наше
И как речено:
Не возрадуется сердце весельем лиц при вести о надежде благой,
Коли, как учит апостол Христа, не станет печалиться он ради Бога.
2
Посему наипаче желанно мне здесь принять внове
Древний совет мудреца вдохновенного,
Что даже Господом был повторен:
Садиться не на первой подушке гордых в собрании суетных нечестивцев –
От коих Давид с Иеремией велят отречься
Каноном, установленным непреложно и твердо, –
Но охотно и смиренно, почитая себя равным с убогими,
Сесть с теми, кто, устыдившись грехов, раскаялись сердцем
И трепещут, страшась возмездия [в день] суда великого.
Ими Всевышний Господь возвеселится и возрадуется.
Посему и я, следуя [канону] тому,
Дерзну [воссесть] вместе с избранными
Средь званых на пиршество блаженное;
Тем избегну я осуждающих слов пророка,
Кои указуют на иных возгордившихся:
«Остановись, не подходи, – говорит, – ко мне, потому что я свят для Тебя».
Я же взял в подмогу себе безмерное смирение Давида блаженного,
Говоря вместе с ним:
«Как скот был я пред Тобою»,
«Окружили меня беды»,
«Смердят, гноятся раны мои от неисцелимого безумия моего»,
А также добровольные самоукорения в греховности
Неких избранных, непорочных лиц в Ассирии,
И вместе с ними реченное великим священником Ездрой,
Кое я, словно от себя самого, возглашаю:
«Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой».
3
Днесь я – истинное подобие всей земли
Присовокуплю прегрешения всех людей к своим
И, вдвойне умножив ими горечь свою, возрыдаю с ними,
Хотя и нет нужды мерзкий цвет делать еще омерзительней.
Вот и ныне я согрешил,
Ибо безрассудно впал в неугодное Тебе множество заблуждений преступных.
Взгляни на меня, о Милосердный.
Как некогда на уличенного в отступничестве Петра [1],
Ибо я вовсе погряз в тщете.
Освети меня лучом Твоего сострадания, о всеобъемлющее благодеяние,
Ибо, получив Твое благословение, я оправдаюсь и возрожусь,
Очищусь от мук, не Тобой сотворенных.
Я не дерзаю, о Господи, воздеть к Тебе греховные руки мои,
Доколь не приблизишь благословляющей Твоей десницы,
Дабы обновить меня, осужденного.
Днесь одолей вновь мое упорство Твоею кротостью,
Человеколюбиво придя мне на помощь,
И всем совершенным в своем совершенстве могуществом
Отпусти мне грехи мои первые, средние и последние,
О постигающий непостижимое Христос, Царь света праведных.
4
Я недостоин упоминать Твое Имя Благословенное,
Ибо повинен в [нанесенных] Тебе смертельных ударах
[Повинен] пред Твоим крещением, благодатью,
Дыханием, щедротами, залогом, даяниями,
Пред именем, усыновлением, царскою честью,
Образом, знамением, помазанием,
Могуществом, отвагой, сородственностью,
Жизнью, светом, блаженством,
Надеждой, Славой, неколебимым величием,
Венцом неотъемлемым, обещаниями таинств,
Кои Ты, Господь Христос, не единожды благовествовал мне, –
Упорствующей ехидне и аспиду,
С накрепко замкнутыми, запертыми для слушания, глухими ушами
Против Твоей все усугублявшейся доброты
Многажды боле, нежели она, росли мои злодеяния,
Кои вовсе сгубили меня;
Отринув от жизни, они привязали меня к смерти,
Обратив в раба тления.
Днесь только Ты правосуден и справедлив в суде,
О Благодетель, Благословенный в своем милосердии,
Я согрешил пред Тобой, свершил неправедность и беззаконие
И, став посему порочным, скверным, преступным и нечестивым,
Не внял превозносимому Слову Твоему.
Кое исповедуют и обожают,
Хоть и явился Ты с неизреченной любовью Своею,
О чем страшно писать и что начертать ужасно.
Да будут Тебе Истина, Слава и вечное Восхваление,
А мне, устыженному, от Тебя, предстателя, –
Искупление, и милосердие, и исцеление,
Помощь и покровительство сердцу и душе,
О Восхваляемый всеми вечно. Аминь!