Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци

Книга скорбных песнопений

(перевод Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян)




к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     41     42     43     44     45     46     47     48     49     50     ...  
к следующей страницек следующей странице


Глава 48



Слово к Богу из глубин сердца



1

О Всевышний, Могучий, Безначальный,
Несотворенный и Необъятный,
Око недремлющее и всевидящее,
Родитель неизъяснимой Славы Единородного Твоего,
Оправдай пред жителями небесными и пред дольными
Милосердие, с коим принял Ты меня, отверженного;
Отпразднуй хороводами и песнями вышних
Мое возвращение к жизни, [возращение] погибшего;
Возвести словом благословения Твоего,
Что ожил я – умерший;
Объяви благость воли Твоей,
О Благословляемый всем сущим,
Стяжай себе Имя неизреченного,
А мне, злополучному, – спасение новое.
Уничтожь обвиняющее меня, грешного, письмо заемное,
Смой каплями крови любимого Сына Твоего
Смертный приговор моей душе,
Начертай кровью Христа Твоего
Уверенность в благодатном спасении,
Яви чудо благостыни Твоей на брачном пиру Твоего [Сына] родного,
Не затворяй предо мной, обращающимся к Тебе,
Завесу чертога дома жизни Твоего.
Не отделяй меня от званых на пиршество и не лишай Милостей Твоих,
Не прячь в хранилище своем скоп неправедных грехов моих,
Не запечатывай в кошеле Твоих Благостей безобразия мерзостей моих,
Не сокрывай застарелых ран грехов в порочном теле моем.
Не дозволяй смердящему гною язвин моих
Стать соучастником моей смерти,
Но уничтожь словом сострадания Твоего погибельный тлен,
Дабы, избавившись от изнурящего недуга,
Подготовился я к выздоровлению.
Найди, о Отец Милосердия, могучий пластырь для огромной язвы моей,
А от жестокой погибели [даруй] благое спасение,
Ибо я Твой, о Господи Душелюбивый,
Даже коли за один раз тьму грехов совершу,
Да не буду сочтен я вовсе греховным,
О Благодетельный Податель жизни моей,
Ибо уповаю на Твою дарящую жизнь благодать,
Поелику познание Тебя есть полная праведность,
А признание власти Твоей – корень бессмертия,
Как еще прежде написал об этом мудрец,
И еще: «Господство над всеми, – говорит, – располагает Тебя щадить всех»,
И еще: «Могущество всегда в Твоей воле».

2

Эту молитву упования Соломона я взял за образец для своей,
Ибо [поистине] нет другого большего грешника,
Который шел бы стезей, сопутной моей.
Какое-то время сын [любимый], затем ненавистный,
Какое-то время мирный посредник меж Господом и народом,
Затем причина многих междоусобных раздоров,
Какое-то время будучи законом жизни,
Он обратился затем в заемное письмо смерти,
Попрал службу Всевышнему и заставил признать имя [бога] чужого.
Без причины разлучающий,
Без нужды притесняющий,
Не ведающий голода вор,
Ропчущий баловень,
Изнеженный беглец,
Богохульствующий отступник,
Безнаказанный преступник,
В неге взращенный хулитель,
Сын, ненавидящий Отца,
Предатель заветов,
Поноситель Моисея, не помнящий благодеяний,
Мудрец заблуждающийся,
Нарушитель законов всезнающий,
Каяльщик, стыдом объятый,
Исповедник колеблющийся,
Идолопоклонник молящийся;
Обращение запоздалое,
Принятие неопределенное,
Примирение сомнительное,
Предостережение грядущим,
Спасение недостоверное,
Обретение [души], не вызывающее доверия,
Лишь часть, сохранившаяся от [царства былого].
Пленник обольщенный,
[Грешник] полуспасенный,
Самопредатель, нелюдь пресытившаяся,
Ученый, обильный заблуждениями.
В речах, изглаголанных им о себе,
Как о человеке, погубившем себя самого,
Всегда есть двойственность чувства:
Плач смешай с насмешкой,
Великое осуждение – с похвалой малой,
Язвительная издевка – с покаянием.
Словом своим он побуждает к совершенствованию [людей] разных возрастов,
А своими заблуждениями вызывает у всех на устах
Стенания скорбные и жалостные.

3

Я дивлюсь, прихожу в отчаяние, недоуменный, ошеломленный:
Коли он столько ошибался, что же со мной произойдет?
Как пал возвысившийся?
Как поколебался утвердившийся?
Как разрушилось созижденное?
Как стал чужим близкий?
Как впал в заблуждение сын избранный?
Как удалился приближенный?
Как потускнел блистающий?
Как оказался заложником свободный?
Как стал неправедным учитель?
Как умалился прославленный?
Как посрамился знаменитый?
Как сделался убогим богатый?
Как стал нечестивым благочестивый?
Как стал тщеславным тот, что распознавал [добро и зло]?
Как поддался суетности преисполненный [благостыни]?
Как порвал он союз со Всевышним?
Стыжусь сказать, что и с преисподней связался он.
Что было общего меж ним и идолами?
Отколе эта любовь к кумирам?
Почему эта склонность к запретному?
Как не вспомнил он обращенного к Саулу укора Самуила, сказавшего:
«Непокорность есть такой же грех, что и волшебство»?
Почему не вспомнил увещания отцовского:
«Ибо все идолы язычников суть истуканы бездушные и им
Подобны все слуги их»?
Моисей первым предрек,
С суровой насмешкой обвиняя [Израиль):
«Так Господь водил его, и не было с ним чужого Бога».
Где смертоносная, чудовищная статуя Фегора?
Где уродливое и бесстыдное, наипроклятое женское изваяние сидонитян?
Где неописуемая срамота этого гнусного на вид образа женского,
Коего пророки стыда
Нечестиво обожали во имя невоздержного демона зла,
Отдаваясь ему без различия и по-скотски?
Та, что [древле] уловила [нашего] праотца на погибель,
Похитила суть счастия [Соломона],
Высота [трона] победила превосходство ума,
Пленила гордыня, развратила нега,
Порабощающее серебро подчинило его себе,
Древнее оружие губительницы убило душу мужа прославленного,
Вырвав его из объятий Бога и бросив под ноги лукавого,
Беспечность умертвила его, леность усыпила,
Распутство опьянило.
О легко обманывающееся тело земнородное,
Каким плачем мне тебя оплакать!
Ибо не только к [Соломону] эти обвинения относятся,
Но ко всем, кто добровольно ошибается и заблуждается,
Поелику благодаря ему разумеем мы,
Что безрассудно хвалиться телесной мудростью,
Если [человек] не избран судом Бога.
Так что при условии этом, коли кто разумом скудный
Уповать на волю создателя станет,
Ничего из описанного не претерпит.

4

Однако Соломон оставил суровый и внушающий ужас,
Полный самоосуждающей хулы памятник обращения своего,
Как некто, кто поистине умер для любви ко всему миру и к самому себе,
Кто, коли правду [хотите] узнать, известен «суетой сует»,
А также «Книгой священников» и писанием Ахии Силомлянина,
В коих он поет, проливая слезы, о деяниях прошедшей своей [жизни]:
Тщетные старания, бесполезная работа,
Не имеющие смысла следствия, пустая беготня,
Неосновательные труды, помыслы, чуждые [истине], метания всуе,
Плоды, достойные порицания, нелепые мнения, суетный посев;
Здание, построенное на песке и [потому] развалившееся,
Имущество, подверженное порче;
Пренебрегаемые усилия, борьба с самим собой, суд над своей душой,
Пот от дел бесполезных, желания вредоносные;
Стезя погибельная, дорога ложная,
Знания пагубные, ученость обманчивая, понятия, всегда неверные;
Бесстыдно подкрашенные глаза, вид блудообразный,
Плоть, порождающая страсти;
Цвет омерзительный, краса многопечальная,
Дым с копотью, пар испаряющийся;
Товар, который легко разворовать,
Шатер, который можно разрушить;
Вопль отчаянный, насмешка беспричинная,
Поприще презираемое, пристрастие к мирскому, исход погибельный;
Мысли безбожные, речи лживые, изречения возмущающие,
Разбирательство, достойное осуждения, поиски безумные;
Видения постыдные, откровения позорные,
Нравоучения для грядущих времен;
Дела, в коих следует раскаиваться,
История гнусная, пример для нерадивых, бездна сокрытая,
Травля темная, пучина, смерть возвещающая, пропасти бездонные;
Сотоварищество с убийцами, вздор безумный, селение соплетателей козней,
Дом ветхий, строение пошатнувшееся, мост поколебленный,
Призрак неуловимый, обманщик обольщающий, предатель свирепый,
Бунт против Всевышнего.
Все суждения эти подробные, словно правила исповедания,
Посеял прежде у всех в сердцах сей Екклесиаст –
Законополагатель для обращающихся с раскаянием, –
Дабы никто из людей не похвалялся
И, будучи вооружен стрелами злословия,
Не наносил ран себе и другу,
Ибо идолопоклонник тот,
Кто, прячась под покровом [благочестия],
Являющем собою лишь личину,
Творит неугодные Создателю дела.

5

И вот [Соломона], который не столько грешил, сколько каялся,
Не осуждайте вовсе, но помяните мужа сего добром,
Как основу надежды для тех, кто припадет к стопам Господа,
Когда он сойдет с Духом и неотъемлемой Божественностью Своей,
Дабы животворить исповедующихся, кои находятся там,
О чем умершие принесли нам, живым, достоверную весть благую.
С ним вместе и я, виновный, мудрости его не достигший,
Но разделивший с ним долю грехов,
Молю Тебя, Благословенного Великого:
Добавь это мое скудное писание к мудрости блаженного,
Пусть эти нынешние мои моления сплетутся
С мольбами горько плачущего царя, дабы пышнее восславить Тебя.
Да будут мольбы мои приемлемы для Тебя
Как мольбы Избранника Твоего – Великого Сына Царского,
Коего Ты поставил в пример Единородному Своему.
Чрез причащение кровью мы вкусили Того, кто делит Славу с Тобой,
Так даруй спасение слуге Твоему, Всеведущий, Могущественный, Страшный,
Уничтожив грехи его неискупимые,
Ради приумножения Славы Твоей, о Создатель.
Памятуя благие наставления [Соломона],
Возроди вместе с помилованными и его,
Который в светозарной книге завета церкви,
Проповедуя Божественность Твою,
В сугубо лакомых и усладительных, преизящных притчах
Показал благую стезю приближения к Тебе
Чрез исповедь, о [Небесный] Отец.
Ибо слова его доказуют,
Что уж недалек он был от обретения милосердия,
Коли бы капля отчаяния не упала в пламень желаний сердца его,
Что несколько помешало ему раскаяться раньше.

6

Днесь, памятуя о неизреченных благах, к коим Ты приобщил его,
Яви милосердие Свое и вновь удостой блаженства того,
Кто много веков побиваем был камнями злословия,
Кто, проливая обильные слезы,
Залил в величайшем раскаянии пол пиршественного чертога дворца своего
И стенаниями жалобными души превзошел страдания отца.
Слезы из очей Слова Твоего,
Кое, [вочеловечившись], претерпело в себе наши страдания,
Присовокупи в своей долготерпеливой благости, слей с [его слезами],
О Милосердный!
И, приняв во Славу Единосущного Сына Твоего
Величания псалма, по ошибке полагаемого соломоновым,
Даруй ему в благости Твоей жизнь вместе с «нищими народа».
Некий мудрец доброхотный, кто сострадал Соломону,
Почитал для себя вознаграждением
Молить Тебя о нем вместе с ним, как с живым, в соучастном гласе едином, –
Что показано будет своим чередом, –
Поелику сочиненное им многодивное и пророческое повествование об убийце,
Оправдывающее Божественный [промысл],
[Доказует], что Соломон обрел милосердие [Господа],
Вот почему осуждения достойна не молитва о нем, а злословие.

7

Посему и я молю с упованием великим,
Вознося вместе с ним и свой вопль, стенаниям его подобный;
Коли, судя по [нашим] делам, нас погубишь,
Не убудет Славы Твоей, ибо справедливостью Ты ведом,
Коли же обретешь [нас], то поднимешься столько,
Сколько подобает величию Твоему,
Ибо Ты вечно Благословляем сим вторым – милосердием –
Боле, нежели староначальной суровостью.
Оборотись же, о Господи, оборотись с благоволением
к состраданию попечительному
И дарами любви, безвозмездными и щедрыми, утешь нас вечно скорбящих,
Коих сжигает такое же неисцелимое пламя страданий.
Возложи спасения длань и вновь нас возроди,
Очистив от грехов и защитив от гибели грехопадения.
Тебе, Единственному, Начальному и Безначальному,
С Начальным и с Зачинателем всех начал,
Святой Троице и Божеству Единому
Слава и власть во веки веков. Аминь!

к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     41     42     43     44     45     46     47     48     49     50     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова