Благодагный и Многожалостливый, Человеколюбивый и Терпеливый.
Единый Царь, вместе с Отцом Твоим Почитаемый и Благословляемый!
Господь всех [сущих], Сын Бога Живого!
Кто не был никогда повинен в гибели моей;
Кто вовек не был искушен в грехах;
Кто не желал смерти грешникам;
Кто волею своей даровал спасение;
Кто обращал вьюгу грехов в [веяние] ветра очищения.
Кто пламя гнева заменял дождем:
Кто женщину, [не внявшую] добрым [советам],
Задержав, [поставил] как столп один,
С сутью двоякой и веществом двойным,
И не пошла она с истинно безгрешными.
Но и не стала всецело грешницей:
Кто зыбкость воды морской
Обратил в кучи каменных глыб;
Кто в пустыне из тверди скалы,
Заставил забить родник звонкий;
Кто, остановивши чудом быструю стремнину вод Иордана,
Послал последних язычников на духовное омовение крещения;
Кто быстро развеял легковесной соломой.
Словно насилие дьявола, крепкие стены Иерихона;
Кто вредоносную воду ею
Подсластил, приправив таинственной солью,
Как благой пример обращения ханаанеян;
Кто горечь Мерры, как неверие мыслей,
Древом жизни, Тобой приспособленным, сделал полезною:
Кто, проявляя безграничность воли Своей.
Взяв воду из [реки|,
По своим свойствам бесцветную,
Придал ей новый красноватый оттенок.
Сгустив ее кровью на берегу;
Кто жезл неживой уподобил по обличью неядовитой змее,
Дабы [сущность] Свою через нашу изобразить
И народам чуждым [дать возможность] выбора [истины]:
Кто [исцелением] блаженной десницы Моисея
Дал [нам] узреть
Грядущее чудо Твоего, о Всевышний, вочеловечения
И дважды неизменным воздаянием своим провозвестил
Очищение Тобой склонной к порокам плоти моей.
Столькими [примерами] преображения Ты предсказал,
Всеискуснейшим промыслом Твоим, благословенный, всеблагий,
И ознаменовал нежданное, любовью сотворенное
Обретение грешников смертных.
2
Ты, что растишь зеленую поросль из мертвой земли бездыханной,
Ты, что заставляешь двигаться неподвижное,
Ты, что из скверной утробы призываешь образы, Тебе подобные,
Ты, что юным даешь зубы жующие
И чистым ланитам – волосы даришь,
Ты, что черную крону волос
Преображаешь чудом в снег [белый],
Показывая, что и в пределах дальних Ты – Победитель Всемогущий,
Ты, что преображаешь «язык велеречивый»
В суждения верные, как Иов сказал,
Ты, что сотрясаешь основы земли и столпов ее до основания,
Существованием созижденного давая нам знать,
Что лишь Тебе не дано погибнуть.
Ты, что обращаешь стихии, как преходящие, и снова
По-старому их объединяешь, как вечные,
Показывая тем, что столь же Ты властен,
Что легко Тебе не прощать иль прощать обилие грехов,
Ты, что бесчувственную природу зарниц, словно уздой, направляешь,
Показывая тем, что злые наклонности [нашей) природы,
Если захочешь, можешь усмирить.
Ты безмолвный лик луны то уменьшаешь, то делаешь полным,
Чем возвещаешь и благовествуешь видящим это,
Что лишенному благ греховному телу, его совершенствуя,
Ты возвращаешь первозданную святость.
Ты образы звезд бессловесных, как ничтожное стадо овец,
То разбиваешь [на группы], то собираешь [вновь],
Иносказательно обозначая этим попечение благое – надежду на жизнь.
Мол, Ты властен сподобить милостей и тех, кто не может [об этом] молить.
Ты открываешь по морю путь прямой между жизнью и смертью,
Предъявляя подлинное доказательство [того], что и в надежном месте
Мы будем непреткновенно защищены Тобою.
Как кипение воды в котле на очаге,
Ты предотвращаешь словом воли Своей
Яростную бурю наших грехов.
Ты взираешь на землю и ее сотрясаешь,
Дабы с помощью бессловесных [созданий] образумить разумных.
Ты, как легкий челн иль суденышко малое на бурных валах,
Сотрясаешь твердь земли безграничную,
Тем возвещая всем тварям [Своим]
Несомненное Свое бытие
И то, что все сущее было сотворено могучим Словом Твоим;
Ты засеваешь землю отдышавшею плотью
И, продержав ее там без потерь,
Вновь оживляешь:
То, что отдано в тлении, получаешь нетленным.
Ты мешаешь со смертною плотью моей частицы жизни Своей;
Ты волей [одной] в краткий миг мановением ока
Сотворил, украсив, все твари безвидные;
Ты так всесилен и всемогущ, что чередованием дней
Изменяешь времена года, придавая им сообразно благолепный вид.
Ты, как [тварей] живых, называешь бессловесных именами их,
Ты внушаешь им лишь – и шагают они;
Только Ты один Своим неизреченным мастерством высокомудрым
Соплетаешь мрак с утренней зарей;
После начального сотворения бытия первозданного
Ты, вочеловечившись, начал творить
Такие великие, славные, дивные дела,
К изумлению [Иова], предвосхитившего их в книге блаженства,
Что, совершенные при иных условиях благословенных,
Они превосходят своей несотворенностью
Все, что [до того] сотворено было в мире,
И несть им числа.
3
Ты погрешности наши Себе приписал,
Ты праведность Свою даровал нам,
Ты взял на Себя искупление за мир наш,
Ты никогда не отказывал в милости.
Обрати меня, кощунствующего,
К благому страху [Божьему],
Оцепеневшего меня – к бдению сердца доброго,
Нечистого меня – к Святости Образа Света,
Запятнанного меня к целомудрию и смирению Лика Святого,
Сломленного меня к доброму здравию, что не подорвется от бед,
Заплаканного меня – к ликующей бодрости неиссякаемой,
Отчаявшегося меня – к нерасторжимой любви соединяющей,
Устыдившегося меня – к твердой уверенности неколебимой,
Помраченного меня – к свету блаженства неизреченному,
Плененного смертью – к жизни, что не сгинет от тлена,
Дабы прославить Имя Твое, Иисус, исповедуемое всеми,
Вместе с Отцом и Духом Святым в высях небесных
И внизу, на земле, и обитателями их во веки веков.
Аминь!