Oлег Платонов
Жизнь за царя
(Правда о Григории Распутине)
к оглавлению
Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик.
Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и
добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги
нуждающимся.
Граф С. Ю. Витте, 1914 год
Заняться историей жизни Григория Ефимовича Распутина подтолкнуло меня
многолетнее изучение личности последнего русского царя и его семьи. Чем
ближе я знакомился с документами, дневниками, перепиской этой семьи, тем
большее недоумение вызывало у меня внушаемое нам десятилетиями стандартное
представление о Распутине как об исчадии ада, человеке абсолютно аморальном
и корыстном.
Этот страшный образ не вписывался в обстановку высшей духовности,
нравственности, семейного лада и согласия, в которой жила семья последнего
русского царя. Со времени знакомства царской семьи с Распутиным (с октября
1905 года) вплоть до своей трагической кончины царь, царица и их дети,
безусловно, любили Григория и верили в него как в Божьего Человека. На
убитых царице и царских детях были надеты медальоны с изображением Григория
Распутина. Однажды, еще в заточении в Тобольске, царь попросил доктора
Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку, в которой находится, как он
выразился, "самое ценное для них". Рискуя жизнью, доктор Деревенко выполнил
просьбу царя. Передавая шкатулку Николаю Александровичу, доктор спросил
(думая, что там лучшие драгоценности) о ее содержимом. "Здесь самое ценное
для нас: письма Григория", - ответил царь.1
До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина.
Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, подруге царицы, что Россия страдает
за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие к нему, хотя все
враждебные газетные статьи были им известны - их приносили царской семье - и
все окружающие старались им доказать, что Распутин - дурной человек. Не
следует думать, что царь и царица были наивными, обманутыми людьми. По
обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки
достоверности полученной о нем информации (об этом мы еще будем говорить) и
каждый раз убеждались, что сказанное о Распутине - выдумки и клевета.
Когда-то мне казалось, что о Распутине написано так много, что все о
нем известно. Действительно, преимущественно в 20-е годы вышло большое
количество книг, брошюрок, статей о нем. Но когда я стал читать их
внимательно, стремясь найти первоисточники того или иного факта, то раз за
разом попадал в какой-то заколдованный круг. В большей части публикаций были
использованы одни и те же скабрезные примеры. Авторы этих материалов,
почитая их за достоверные доказательства, не утруждали себя ссылкой на
конкретные источники. Тогда я решил проверить эти публикации по архивным
данным - изучить личный фонд Распутина и другие материалы, относящиеся к
нему.
И любопытная картина открылась предо мной. Оказывается, "советская
историческая наука" историей жизни Распутина никогда серьезно не занималась.
Нет ни одной статьи, я уже не говорю о книге, где бы жизнь Распутина
рассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализ
источников. Все существующие ныне сочинения и статьи о Распутине являются
пересказом - только что в разных комбинациях - одних и тех же исторических
легенд и анекдотов (исключительно в духе революционной обличительности),
большая часть которых является откровенным вымыслом и фальсификацией, вроде
поддельных дневников Вырубовой и стенограмм процессов над "врагами народа"
1930-х годов.
По сути дела, был создан миф о Распутине, миф, имеющий целью опоганить
и дискредитировать Россию, ее крестьянское духовное народное начало,
которое, как мы увидим дальше, в определенном смысле олицетворял собой и
Распутин. Причем "невероятная злоба, пышущая со страниц бульварной
Распутиниады, целиком выдавала кочегаров преисподней, которые одни только
имеют способность добиваться столь высокого и повсеместного накала".2
Создание мифа носило отчетливый антирусский характер и шло в русле так
называемого леворадикального, революционного движения, для которого любые,
самые грязные, подлые и кровавые методы считались приемлемыми.
Впрочем, понимание русской общественностью этой цели мифотворцев мы
видим еще при жизни Распутина. В газетной полемике тех лет одни
рассматривали Распутина в народной традиции странничества и старчества,
другие - рисовали его страшным развратником, хлыстом, пьяницей. Причем
справедливо отмечалось, что на печатные столбцы проникали главным образом
лишь одни отрицательные мнения о Распутине, как правило без приведения
каких-либо конкретных фактов, в бешеном и все нарастающем потоке тонули
незамеченными попытки сказать правду о нем. Леворадикальная печать сделала
все, чтобы возбудить в отношении к Распутину самую непримиримую ненависть в
обществе.
"Думаем, что мы не будем далеки от истины, - писала в 1914 году газета
"Московские ведомости", - если скажем, что Распутин - "газетная легенда" и
Распутин - настоящий человек из плоти и крови мало что имеют общего между
собой. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до
того, что издали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал
каким-то гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень".
"Кому это понадобилось? - спрашивали "Московские ведомости" и отвечали:
- Во-первых, нападали левые. Эти нападки носили чисто партийный характер.
Распутина отождествляли с современным режимом, его именем хотели заклеймить
существующий строй. Все стрелы, направленные на Распутина, на самом деле
летели не в него. Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать,
обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить
Россию. Понятно, что ко всем нападкам с этой стороны на Распутина можно и
должно было отнестись с особой недоверчивостью. Тут наши публицисты избрали
для себя самую невыгодную позицию: они прикрывались именем Распутина как
щитом. Всем было ясно, что они целят в руководителей политики, говоря о
Распутине, но когда до этих писак добиралась цензура, угадывавшая их
истинное намерение, они вопияли: "Вот видите, что с нами делают из-за
Распутина! Вот каков наш теперешний режим!"
Но на Распутина выходили со своими обличениями и из правого лагеря.
Иные обличители были действительно искренни, но были и такие, которые делали
свою карьеру на Распутине: "Вот, дескать, какова наша гражданская доблесть -
мы самого Распутина не побоялись! Похвалите нас, удивитесь нашей смелости,
посодействуйте нашей популярности". И левые газеты охотно выдавали свои
похвальные листы таким господам, которым, впрочем, ничего другого и не было
нужно.
Что же получалось?
Наше общество поверило в Распутина".3
И эта вера продолжает поддерживаться до сих пор, ибо живы и процветают
те силы (точнее, их прямые наследники), которые в свое время создавали этот
миф и заинтересованы в его сохранении.
Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное
препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных,
политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы
завалить дорогу возвращения к этим ценностям. Чтобы, посмотрев на
мифологизированного Распутина, люди в ужасе отшатывались от своего прошлого,
стараясь забыть его и не возвращаться к нему.
Сегодня пришло время разбирать эти и другие завалы. И сделать это можно
только внимательным, объективным изучением подлинных фактов и документов,
тщательным анализом и сопоставлением различных источников, придерживаясь
строгой исторической последовательности событий. Только так можно размотать
тот трагический, детективный клубок, которым были жизнь и смерть Григория
Распутина.
Многие документы и материалы, приводимые в этой книге, публикуются
впервые. Они извлечены преимущественно из архивов и фондов музеев, где
десятилетиями хранились под особым надзором.
Прежде всего, это материалы и документы из личного фонда Г. Е.
Распутина, хранящиеся в ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации), -
52 дела. Там же находятся дневники наружного наблюдения за Распутиным с 1912
по 1916 год, в которых зафиксированы его встречи.
В Тобольском и Тюменском архивах хранится ряд дел, в частности, дело по
обвинению его в принадлежности к секте хлыстов, дело о покушении на него, а
также многочисленные материалы по наблюдению за его жизнью как со стороны
тобольского жандармского управления, так и со стороны тобольской
консистории.
Кроме того, в книге используются результаты нашего опроса около 40
старых жителей села Покровского - родины Распутина. Опрос производился по
определенной программе и позволил получить ценные сведения о его жизни.
И, наконец, пора дать слово самому Григорию Ефимовичу Распутину. Оно
сохранилось в его книгах, хоть и небольших, но очень емких по содержанию.
Оно сохранилось в беседах с ним, записанных разными журналистами. И порой
несколько его живых слов могут дать для понимания больше, чем десятки
страниц сфабрикованных против него документов. Именно поэтому отдельными
главками в нашей книге представлены небольшие части его работ.
Обилие документов и источников, используемых в нашей книге, не должно
пугать читателя. Без этого невозможно разобраться в завалах лжи и клеветы,
которыми была закрыта настоящая жизнь этого человека. Мы, конечно, не
претендуем на раскрытие всех загадок жизни Григория Распутина. Многое в ней
остается неясного, требующего специального исследования. Но уже сегодня
можно определенно сказать, что миф о Распутине, созданный антирусскими
силами, не соответствует действительности.
к оглавлению