Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
К читателям
Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч.4,
18), подобно свету светятся: они предходят нам и
просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых
Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать
(Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно
ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях
земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный,
поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих
(Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя,
пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем
Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им
по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).
Избранные черты из жизни христианских подвижников, особенно же их мудрые
изречения, ведущие к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3), вкратце
и для всякого вразумительно представляются в так называемых Патериках или
повестях и изречениях отцов. Эти повести и изречения справедливо называются
перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы Богоносных отцов.
Здесь не посторонний свидетель повествует и не разум по науке богословствующий
даёт наставления, но говорят о себе и поучают от своего долговременного
опыта и просвещения свыше мужи, всю жизнь проведшие по Богу, своими безпрерывными
трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся и просветлившиеся,
- мужи, достигшие ангельского жития и созерцания.
Чтение этих глубоких, но и удобнопонятных сказаний и наставлений отеческих,
тому, кто отверзает сердце своё Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет
неизреченное удовольствие и пользу. Сотове медовнии словеса добрая:
сладость же их исцеление души (Притч. 16, 24). Словеса мудрых, якоже
остны воловыя и якоже гвоздие вонзенно в жезл погонщика (Екклес. 12,
11): так они уязвляют и побуждают к добродетели самого ленивого и грубого
человека. Как для всякого назидательно чтение подвижнеческих изречений,
показывают сами подвижники.
"Авва Аммон", говорится в одном Патерике, "спросил однажды старца Пимена:
если будет нужно говорить с ближним: то как тебе кажется - лучше ли говорить
с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец
сказал ему в ответ, если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях
старцев, нежели о Свящ. Писании. Ибо говорить о Свящ. Писании не мало опасности."
Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как однажды чтение из Патерика "Рая"
о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другаго
старца сделать, - и он сделал, - такой же опыт терпения и нестяжательности.
Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил припоминать изречения
святых отцов, и они были всегда в устах его и в сердце, от чего он и приобрёл
величайший плод добродетели.
Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц
открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных её состояниях:
в естественном - её растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном
- её обновление, крепость и высоту духовную, до коих верующий достигает
силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания
и духовного совершенствования человека.
Заметим наконец: внимательный читатель, сравнивая жизнь древних святых
подвижников с жизнью нашего времени, невольно усматривает и чувствует,
до какой степени в духовной жизни мы отстали от жизни христиан древнего
времени. Это предвидели св. подвижники, и в постепенном упадке веры и добродетели
указывали постепенное приближение страшного дня Господня. "Святые отцы
скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На
это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили
заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после
нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё:
а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают.
Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут
больше нас и отцев наших".
Такое предостережение св. отцов, согласное с словами Спасителя (Матф.
24, 7-13. 21-26. 37-39 и др.), явно обличает обольщения мудрецов нашего
века, мечтающих о нравственном превосходстве руководимого ими общества.
Там, где испраздняется крест Христов (1 Кор. 1, 17), сего и быть
не может. Яко без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5).
Мы предлагаем читателям Патерик, переведённый с греческого из Синоидальной
рукописи № 452 (по каталогу Маттея между типографскими in quarto № XLIII),
на пергаменте, XI-XII века, на 182 листах. Патерик, занимающий всю эту
рукопись, был уже известен патриарху Константинопольскому Фотию,
который и описал его в своей Библиотеке по главам (cod. 198). Подлинный
греческий текст сего Патерика не издан, и даже по рукописям не известен.
Известен только латинский его перевод, сделанный ещё в VI веке Пелагием
и Иоанном, диаконами Римскими; он издан Росвейдою (De vita et verbis Seniorum,
Antwerpiae, 1628), и недавно Минем (Patrologiae cursus, Paris. 1849. T.
LXXIII. p. 855 et sq.).
Перевод сей однако имеет некоторые отступления от описанного Фотием
Патерика, равно как и от нашей греческой рукописи. Известен также, по Описанию
Синоидальных рукописей (гг. Горского и Новоструева, Москва, 1859, отд II.
2.стр. 247 и след.), Славянский перевод сего Патерика, содержащийся в рукописи
конца XIV, или начала XV века, № 153 (по катал. 1823 г. № 3), л. 126 об.
- 248 об., и в другой, ещё не вошедший в упомянутое Описание Синоидальных
рукописей, № 265 (по катал. 1823 г.). Он же находится и в Чудовской пергаментной
рукописи № 104. XIV в. Но в Славянском переводе являются значительные дополнения,
взятые из разных других Патериков, и нарушающие иногда связь и порядок
статей греческого Патерика.
В списке № 265, кроме дополнений в содержании глав, сами главы расположены
в другом порядке. Оба обозначенные перевода, латинский и славянский, были
у нас в виду, и сверх того часто мы соображались с изданием Котельера "Monumenta
Eclcesiae Graecae", где в Apophthegmata встречается в разных местах довольно
сказаний из Фотиева Патерика. Фотий в своём Патерике показал 22 главы,
но в нашей греческой рукописи содержится 23 главы; это потому, что у Фотия
опущена 3-я глава "о сокрушении". Но эта глава есть и в латинском переводе
у Миня (p. 860. de compunctione), и в славянской рукописи № 3 (л. 144 об.
о умилении). Так как в нашей греческой рукописи № 452, за утратою листов,
последних 5-ти глав недостаёт, то для восполнения сего мы употребим другую
Синоидальную греческую рукопись, № 163 (у Маттея № 164), на пергаменте
XII или XIII в., содержащую тот же самый патерик, только со значительными
дополнениями, а по местам с сокращениями.
Описанный патриархом Фотием Патерик, по его замечанию, есть сокращение
и свод по главам, так называемого, "Великого Лиминария" (Луга духовнаго),
в котором описываются жизнь и деяния Антония Великаго и последующих подвижников
(VI и V веков). "Это, говорит умнейший и учёнейший Фотий, из всех книг
есть полезнейшая для тех, кои хотят вести жизнь свою так, чтобы наследовать
царство небесное. Она имеет и обещанную ясность; впрочем,
в некоторых отношениях более прилична мужам, ищущим не изречений, а полагающим
весь свой труд и старание на дела подвижническия."
В списке № 163, в начале помещено предисловие неизвестного составителя
этого Патерика, в котором он объясеяет пользу, цель и план сделанного им
выбора из подвижнеческих сказаний. Это предисловие, которое как видно,
имел пред глазами и патриарх Фотий, мы вполне за сим помещаем.
Предисловие составителя Патерика
В сей книге описаны доблестные подвиги, образ чудной жизни и изречения
святых и блаженных отцев, дабы соревновали им, учились у них, и подражали
им те, которые желают вести жизнь небесную, и идти путем, ведущим в царство
небесное. Впрочем надобно знать, что святые отцы, ревнители и наставники
блаженнаго жития монашеского, однажды воспламенившись Божественною и небесною
любовию, и ни во что вменив все мирские блага и почести, более всего старались
о том, чтобы ничего не делать на показ. По преизбытку смиренномудрия, они
сами скрывались и скрывали наибольшую часть своих подвигов: так они совершали
свой путь по Христу. Посему никто не мог подробно описать нам доблестной
жизни их. Но только некоторые краткие их изречения и деяния описали мужи,
особенно занимавшиеся сим делом, не с тем, чтобы воздать им какую-либо
честь, но чтобы возбудить потомков к соревнованию.
В разные времена они записали таким образом очень многие изречения и
подвиги святых старцев, простым и безыскуственным языком, в виде повествования,
имея в виду единственно пользу многих читателей. Поелику же смешанное и
безпорядочное повествование о множестве предметов довольно затрудняет соображение
читателя, когда нельзя обнять памятию содержание книги, безпорядочно разбросанного
в ней, то мы избрали изложение по предметам, или главам, которое,
по своему порядку и совмещению изречений одного содержания, желающим может
принести действительнейшую и скорую пользу. Ибо не мало склоняет к добродетели
слово, в одном смысле о ней произнесенное многими добродетельными мужами.
Когда, например, авва Антоний говорит: "смиренномудрие избегает всех сетей
диавола;" а другой авва говорит: "смиренномудрие есть древо жизни, растущее
в высоту;" третий: "смирение не гневается и не раздражает другого;" и еще
один говорит: "если кто скажет кому со смирением: прости меня, тот попаляет
демонов:" то из всего этого разум читающего получает полное убеждение к
тому, чтобы со всем старанием искать смиренномудрия. Тоже самое находится
и в других главах.
Порядок всех глав в совокупности и каждой порознь весьма много помогает
приступающему к чтению книги. Поелику же каждая глава содержит в себе различные
слова и действия известных и неизвестных отцев: то, сколько мы нашли сказаний
с именами отцев, таковые сказания мы поместили сперва в каждой главе, по
алфавитному порядку имен, и только в последующих безымянных сказаниях не
могли держаться сего порядка. Но и общая связь глав, не случайно как-нибудь
положенная, также способствует читателю к уразумению содержания книги.
После увещаний (к совершенству) книга начинается частнейшими добродетелями
и преимущественно нужными инокам, каковы суть: безмолвие, сокрушение и
воздержание. Потом, мало по малу восходя как бы по некоторой лестнице,
изображает более совершенное, и наконец переходит к общеполезным добродетелям,
обнимающим вышепоказанные и возводящим к совершенству, устрояющим общежитие,
каковы суть: послушание, смиренномудрие и любовь; ибо что может быть важнее
и полезнее послушания, или выше смиренномудрия, и что совершеннее любви?
К этому присоединяются некоторые великие дарования: откровения и истолкования
Божественных словес, дар знамений и чудес: это суть дарования от Бога,
а не дела человеческие.
Может быть, не погрешит кто-либо, если причислит к Ангелам человека,
совершенно удаляющегося от общества людей, или постоянно ходящаго нагим,
или питающегося травою. Все это предложено в сей книге с тою целью, чтобы
мы всячески искали означенных добродетелей, и чтобы знали, какую любовь
к Богу имели святые отцы наши, и какими почестями Сам Он прославлял искренно
прилепляющихся к Нему (таковы вышеозначенные более дарования Божии, нежели
добродетели человеческие). Заключается вся книга достопамятными изречениями
святых отцев, венчающими конец и изображающими вкратце обязанности иноков.
к оглавлению