Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия
1. Авва Антоний говорил: как рыба, находясь долго на суше, умирает,
так и монахи, находясь долго вне кельи, или пребывая с мирскими людьми,
делаются неспосбными к подвигу безмолвия. Посему, как рыбе необходимо пребывать
в воде, так и мы должны пребывать в келье, дабы оставаясь в оной, не забыть
о внутреннем бдении.
2. Он еще говорил: кто живет в пустыне и в безмолвии, тот свободен
от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него
искушение - в сердце.
3. Авва Арсений, еще находясь при царском дворе, молился Богу,
говоря: Господи! научи меня, как спастись. И был к нему глас, говорящий:
"Арсений! бегай от людей, - и спасешься."
4. Удалившись в монастырь, он опять молился Богу теми же словами,
и услышал глас, говорящий ему: "Арсений! бегай, молчи, пребывай в уединении.
Ибо в этом - корни безгрешности."
5. Авва Марк сказал авве Арсению: почему ты бегаешь от
нас? Старец отвечал ему: Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе
и с Богом и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей
- воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога, и быть с людьми.
6. Однажды блаженный Феофил архиепископ с каким-то начальником
пришел к авве Арсению и спросил старца, желая слышать от него слово. Старец,
немного помолчав, говорит им в ответ: исполните ли, что скажу вам? Они
обещались исполнить. Тогда старец сказал им: если где услышите об Арсении,
не ходите к нему.
7. В другой раз архиепископ, желая придти к старцу, послал наперед
узнать, отворит ли он ему дверь? Старец отвечал ему так: если придешь,
отворю тебе дверь; но если для тебя отворю, то и для всех отворю, - и тогда
уже не останусь здесь. Архиепископ, услышав это, сказал: если я своим приходом
прогоню его, то лучше мне не ходить к святому.
8. Авва Арсений пришел некогда в одно место, где рос тростник
и колебался от ветра. Старец сказал братии: что это за шум? Братия говорят
ему: это шумит тростник. Старец сказал им: подлинно, если кто пребывает
в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его не может сохранить прежнего
состояния; тем более трудно сохранить его вам, слыша шум сего тростника.
9. Сказывали, что келья его (аввы Арсения) отстояла от общежития
на две мили. Он редко выходил из нее; потому что другие прислуживали ему.
Когда же Скит был опустошен, он вышел из кельи со слезами и сказал: мир
потерял Рим, а монахи - Скит.
10. Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе, одна
весьма богатая и богобоязненная девица, сенаторского рода, пришла из Рима
видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить
старца, чтобы он допустил ее к себе. Архиепископ пошел к авве Арсению и
сказал ему: одна девица, сенаторского рода, пришла к тебе из Рима и желает
видеть тебя. Но старец не хотел даже и встретиться с нею. Когда сказали
об этом девице, она приказывает запрячь волов, говоря: я верую в Бога,
что увижу старца; ибо я пришла видеть не человека. Людей знатных много
и у нас в городе, но я пришла видеть пророков. Когда она достигла кельи
старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца,
девица пала к ногам его. Он поднял ее с гневом (истинность данного
выражения весьма сомнительна - ред.), и, обратившись к ней, сказал: если
хочешь видеть лицо мое, то вот, смотри. Девица от стыда не осмелилась взглянуть
на лицо его. Старец говорит ей: если ты слышала о делах моих, то на них
должно смотреть. Как ты решилась выйти из дома и плыть так далеко? Разве
не знаешь, что ты девица, и что тебе никуда не должно выходить? Или ты
для того пришла, чтобы по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я
видела Арсения? - и море сделается путем женщин, идущих ко мне. Девица
отвечала: если Богу будет угодно, и я возвращусь (в Рим), то не допущу
ни одну женщину прийти сюда. Но ты помолись о мне и поминай меня всегда.
Старец в ответ сказал ей: молюсь Богу, чтобы Он изгладил из сердца моего
память о тебе. Услышав сие, она пошла в смущении, и, по возвращении в город,
от печали впала в горячку. О болезни ее известили архиепископа. Он пришел
к ней и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше
бы мне никогда не приходить сюда; я сказала старцу: поминай меня, а он
отвечал: молюсь богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе,
- и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты
женщина, и что чрез женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе
старец; а о душе твоей он будет всегда молиться. Таким образом успокоилась
девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.
11. Однажды пришли к авве Арсению старцы и просили его сказать
им что-нибудь о пребывающих в безмолвии и неимеющих ни с кем общения. Старец
сказал им: пока девица живет в доме отца своего, многие желают ее иметь
своею невестою, но когда станет выходить из дома, не всем уже нравится.
Одни унижают ее, а другие хвалят; ей нет уже такой чести, как прежде, когда
жила она в сокровенности. Так бывает и с душою: когда она станет проявлять
себя, - не может всех удовлетворить.
12. Авва Диадох говорил: как в бане часто отворяемые двери скоро
выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить, то хотя бы говорила
и доброе, теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо благовременное
молчание; - оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей.
13. Авва Дула говорил: если враг принуждает нас оставить безмолвие,
мы не должны слушать его; ибо нет ничего равного безмолвию и посту. Они
помогают нам в борьбе против врага: ибо они внутренним взорам доставляют
остроту зрения.
14. Еще говорил: избегай брани и отсекай страсти, чтобы не возмущался
ум твой, и не нарушилось состояние безмолвия.
15. Брат спросил авву Исаию: как должно безмолвствовать в келье?
Старец отвечал: безмолвствовать в келье - значит повергать самого себя
пред Богом и всею силою своею противиться всякому помыслу, посеваемому
от врага. Это значит - бегать мира.
16. Брат спросил его: что есть жизнь по миру? Старец отвечал:
жить по миру - значит заботиться о теле больше, нежели о душе, и хвалиться
тем, в чем имеешь достаток. Всего этого должно избегать, как говорит Апостол
Иоанн: не любите мира, ни яже в мире ( 1 Иоан. 2, 15).
17. Еще говорил: безмолвствующий должен испытывать себя каждый
час, избежал ли он воздушных духов, его одержащих, и освободился ли от
них, находясь еще в сем теле? Ибо кто подлежит рабству их, тот еще не может
безмолвствовать.
18. Брат спросил старца: что должен соблюдать безмолвствующий?
Старец отвечал: безмолвствующий должен исполнять следующие три добродетели:
постоянно иметь страх Божий, просить с терпением, и не отрешать сердца
своего от памятования о Боге.
19. Рассказывали о об авве Исидоре пресвитере: когда приходил
к нему брат, он убегал во внутреннюю свою келью. Братия спросили его: авва
Исидор! что ты это делаешь? Он отвечал: и звери спасаются, убегая в свои
логовища. Это говорил он для пользы братий.
20. Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления.
Старец говорил ему: пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему.
21. Авва Моисей говорил: человек, бегающий людей, подобен зрелому
винограду, а обращающийся с ними есть как бы незрелая ягода.
22. Авва Марк говорил: желающий переплыть мысленное море долготерпит,
смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих четырех добродетелей,
если он решится вступить в море, возмущается сердце его, и он не может
переплыть.
23. Еще говорил: безмолвие тогда приносит пользу, когда свободно
от зла. А если с ним соединяется, по молитве, и означенные четыре добродетели,
то ничто лучше его не способствует к безстрастию.
24. Еще говорил: нельзя безмолвствовать умом без удаления от
тела, и нельзя разрушить этой преграды (духа) без молитвы и молчания.
25. Авва Нил говорил: любящий безмолвие не уязвляется стрелами
врага; обращающийся же с людьми непрестанно получает раны. И дух в уединении
бывает спокойнее, и похоть молчащая привыкает, по слову, действовать слабее,
и всякая вообще страсть, не будучи возбуждаема, глубоко молчит, проходит
и совершенно успокаивается. Наконец, человек со временем забывает о прошлой
деятельности своей, и остаются у него только одни слабые воспоминания дел,
когда наступит состояние безстрастия.
26. Еще сказал: безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного
для себя, а невиденного и ум не принимает, небывшее же в уме не оставляет
следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда не возбуждается страсть,
тогда человек имеет глубокую тишину и великий мир внутри.
27. Авва Пимен сказал: начало зол - рассеянность.
28. Еще говорил авва Пимен: хорошо удаляться плотского. Человек
близкий к плотскому искушению подобен стоящему над глубочайшим рвом. И
когда представится врагу случай, он легко низвергнет его вниз. Удаляющийся
же от плотского подобен стоящему далеко от рва; так что, хотя бы враг и
повлек его, чтобы низвергнуть вниз, но когда он повлечет человека и будет
принуждать ко злу, Бог пошлет ему помощь.
29. Однажды ученик аввы Сисоя Авраам сказал ему: отче! не благоугодно
ли тебе, чтобы мы поселились несколько ближе к миру? Пойдем туда, сказал
ему авва Сисой, где нет женщины. Где же нет женщины, кроме пустыни? - отвечал
ему ученик. Итак, веди меня в пустыню, сказал старец.
30. Мать Синклитикия говорила: многие живущие в горе (разумеется
Нитрийской, где был скит), но совершающие дела мирские, погибли. Ибо,
и находясь в обществе, можно быть иноком в мысли; и, будучи отрешенным
от людей, можно жить умом с чернью.
31. Старец сказал: монах должен приобретать себе безмолвие, дабы
мог он презреть телесный вред, если и случится ему.
32. Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха.
Один из них избрал для себя дело, примирять ссорющихся между собою людей,
по реченному: блаженны миротворцы (Матф. 5, 7). Другой - посещать
больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь,
по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех, и со скорбию пришел
к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и нестарающимся об исполнении
своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему
печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного
помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду.
А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он
опять говорит: смотрите, - теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели
в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает
и счеловеком, живущим среди людей, - от возмущения он не видит грехов своих;
а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.
33. Брат спросил старца: что такое безмолвие, и какая от него
польза? Старец отвечал ему: безмолвие состоит в том, чтобы пребывать в
келье в Богомыслии и страхе Божием, чтобы удаляться от памятозлобия и высокоумия.
Такое безмолвие есть мать всех добродетелей, и охраняет монаха от разженных
стрел врага, не допуская его уязвляться ими.
О безмолвие, преспеяние монашествующих! О безмолвие, лестница небесная!
О безмолвие, путь к царству небесному! О безмолвие, мать сокрушения! О
безмолвие, подательница покаяния! О безмолвие, зеркало грехов, показывающее
человеку его преступления! О безмолвие, не удерживающее слезы и воздыхания!
О безмолвие, просвещающее душу! О безмолвие, родительница кротости! О безмолвие,
сожительница смирению! О безмолвие, ведущее человека к мирному состоянию!
О безмолвие, собеседница Ангелов! О безмолвие, светоподательница разуму!
О безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, испытательница помыслов и соспешница
разсуждению! О безмолвие, родительница всякого блага, утверждение поста,
обуздание языка, преграда невоздержанию! О безмолвие, досуг для молитвы,
досуг для чтения! О безмолвие, укрощение помыслов и тихое пристанище! О
безмолвие, боящееся Бога, оружие вступающих в подвиг, соделывающее решимость
(их) нераскаянною, и сохраняющее невозмутимыми желающих пребывать в своих
кельях! О безмолвие, иго благое и бремя легкое, успокаивающее и носящее
понесшего тебя! О безмолвие, ясность души и сердца! О безмолвие, заботящееся
только о самом себе, и беседующее со Христом, постоянно имеющее пред глазами
смерть! О безмолвие, узда для глаз, слуха и языка! О безмолвие, каждый
день и ночь ожидающее Христа, сохраняющее светильник некгасаемым, стремящееся
к Нему и непрестанно воспевающее так: готово сердце мое, боже, готово
сердце мое (Псал. 56, 8)! О безмолвие, истребительница гордости, и
вместо смеха производящее плач в стяжавшем тебя! О безмолвие, враждебница
безстыдства и ненавичтница многоречия, всегда принимающая (странника) Христа!
О безмолвие, мать благоговения! О безмолвие, пленение страстей! О безмолвие,
страна Христова, изобилующая благими плодами! Ей, брат! стяжи безмолвие,
памятуя о смерти!
к оглавлению