Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ
1. Авва Анотоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил
на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и
утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев,
пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию,
он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ,
но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени, авва Антоний
вдруг начал плакать, рвать на себе волося и рыдать. - Ученики спросили
его: о чем плачешь, авва? - Старец отвечал им: сейчас пал великий столп
Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал
он, и посмотрите, что случилось! - Ученики идут, и находят монаха сидящим
на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. - Увидев учеников Антония,
монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога - дать мне только
десять дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться.
Но по прошествии пяти дней он скончался.
2. Некоторые братия и монахи хвалили авве Антонию одного монаха.
Антоний сравнениями испытывал, перенесет ли уничижение, и увидев, что не
переносит презрения, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди красиво,
а сзади разграблено разбойниками.
3. Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они
более всякого зла ненавидели славу пред человеками. Почему авва Арсений
редко показывался кому-либо; а авва Феодор, хотя и показывался людям, но
был для них, как меч.
4. Авва Исаия сказал: великий и важный подвиг - победить тщеславие
и преуспеть в разум Божий. Ибо впадший в руки злой сей страсти, тщеславия,
очуждается мира и сердце его ожесточается к святым людям, и в довершение
зла он впадает в высокоумие, а таковая гордость есть мать всех зол. Ты
же, верный раб Христов! держи в сокровенности делание свое, и остерегайся,
со скорбию сердца, как бы из человекоугодия не погубить мзды твоего делания.
Ибо делающий на показ людям уже воспринимает мзду свою (Матф. 6,
2), как сказал Господь.
5. Еще сказал он: любящий прославляться от людей, не может быть
без зависти; а имеющий зависть не может приобрести смиренномудрия; а таковый
предал душу свою врагам своим: они вовлекают ее во всякое зло, и погубляют
ее.
6. Еще сказал: убегай тщеславия, - и удостоишься славы Божией
в будущем веке.
7. Некто Евлогий, ученик святого Иоанна, архиепископа Константинопольского,
пресвитер и подвидник, постился но два дня, а иногда продолжал пост и по
целой неделе, вкушая только хлеб с солью, и был прославляем людьми. Пришел
он к авве Иосифу в Панефо, надеясь найти у него еше большую строгость в
жизни. Старец принял его с радостью, и предложил в утешение все, что имел.
Но ученики Евлогия говорят: пресвитер, кроме хлеба с водою и солью, ничего
другого не ест. Авва же Иосиф ел молча. В продолжении трех дней посетившие
не слышали, чтобы авва Иосиф и ученики его пели или молились. Ибо они это
делали тайно. - Евлогий и ученики его пошли, не получив никакой пользы.
По устроению Божию сделалось темно, - и они, заблудившись на пути, воротились
к старцу. Прежде нежели постучались, они услышали, что авва Иосиф и ученики
его поют. Долго простояв, наконец постучались. Старец принял их с радостию.
Ученики Евлогия, так как был сильный жар, и Евлогий томился жаждою, налили
в сосуд воды, и подали ему. Вода эта была смешана из морской и речной,
и Евлогий не мог пить. Размышляя сам с собою, Евлогий припал к старцу,
и просил его объяснить причину поведения ох, говоря: авва! что это значит:
прежде вы не пели, а теперь, когда мы ушли, стали петь? и взяв сосуд, чтобы
напиться воды, я нашел в нем соленую воду? Старец отвечал ему: брат неосторожен,
- и по ошибке примешал морской воды. Евлогий продолжал просить старца,
желая узнать истину. И Иосиф сказал ему: та малая чаша вина - есть чаша
любви, а это - вода, которую всегда пьют братия. И научил его разсуждению
помыслов и отсек от него человеческое. Евлогий сделался снисходителен,
и в последствии ел все предлагаемое, научился и сам делать втайне, и сказал
старцу: подлинно, ваше делание есть истинное.
8. Брат пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл при
нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, - и брат
пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: авва, почему ты не сказал брату
слова? - он пошел с печалью. Старец отвечал ему: правда, я не сказал ему
слова, но потому, что он торговец, и хочет прославляться чужими словами.
9. Другой брат спросил его: хочешь ли, авва, - в продолжении
нескольких дней не буду есть хлеба? Хорошо сделаешь, отвечал авва, - я
сам сделал так же. - Брат говорит ему: итак я хочу снести чечевицу мою
на толчею, чтобы сделать из нее муку. Авва Феодор отвечал ему: если ты
опять хочешь идти на толчею, то сделай себе хлеб, - какая же теперь нужда
такого выноса чечевицы?
10. Иной брат пришел к нему и начал говорить и рассуждать о таких
делах, в которых он еще не упражнялся. Старец говорит ему: ты еще не приобрел
корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл
в город. Но наперед сделай дело, а потом приходи рассуждать о том, о чем
теперь говоришь.
11. Авва Кассиан рассказывал: пришел брат к авве Серапиону, -
старец убеждал его сотворить молитвословие по последованию; но брат отказался,
называя себя грешником, недостойным и самого образа монашеского. Старец
хотел омыть ему ноги; но брат не допустил его, под тем же предлогом. Авва
убедил его вкусить пищи, - и в то время, как он ел, старался с любовью
вразумить его, говоря: сын мой! ежели хочешь себе пользы, то сиди в келье
своей, будь внимателен к себе и к своему рукоделию; ибо выходя из кельи
ты не получишь столько пользы, сколько пребывая в ней. - Брат, выслушав
наставление, огорчился и так изменился в своем лице, что это не могло укрыться
от старца. Посему авва Серапион сказал ему: вот сей час ты говорил: я грешник,
- обвинял себя, как недостойного жизни; а теперь так рассердился, когда
я с любовью напомнил тебе о долге! Если хочешь быть истинно смиренным,
то учись твердо переносить сказанное тебе от другого, и не говори праздных
слов. - Брат, выслушав сие, раскаялся пред старцем, и удалился от него,
получив большую пользу.
12. Областной правитель, слышав об авве Моисее, пришел однажды
в Скит, чтобы видеть его. Об этом сказали старцу; он встал и побежал к
болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему: скажи нам, старец,
где келья аввы Моисея? - Авва отвечал: чего вы хотите от него? Он человек
глупый и грешный. Правитель, когда пришел в церковь, сказал клирикам: я
слышал о делах аввы Моисея, и пошел посмотреть его, - и вот встретился
с нами старец на дороге в Египет: мы спросили у него - где келья аввы Моисея?
а он отвечал нам: чего вы хотите от него, - он человек глупый и грешный.
- Выслушав его это клирики опечалились и спросили: какой по виду этот старец,
который так поносил святого? - Им отвечали: старец был высокий и черный,
в ветхой одежде. Тогда клироики сказали: это сам авва Моисей, - он сказал
это на самого себя потому, что не желал встретиться с вами. - Правитель
возвратился, получив большую пользу.
13. Брат спросил авву Матоя: если я уйду жить в какое-либо место,
то как посоветуешь мне жить там? - Старец отвечает ему: в каком бы месте
ни жил ты, не старайся выказывать свое имя тем, что - вот я не хожу в собрание,
или не ем вечери любви. Это приобретет тебе пустую славу, а в последствии
будет беспокоить тебя; ибо мирские люди, где слышат об этом, туда и бегут.
14. Авва Нистерой великий ходил однажды по пустыне с одним братом.
Увидев дракона, они побежали. Брат говорит ему: и ты, отец, боишься? -
Старец отвечал: нет, сын, не боюся; но мне нужно было убежать, - иначе
я не убежал бы от духа тщеславия.
15. Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пимена; но старец
не позволил увидеть себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто
бы за какое-то преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец,
- пусть просит за него, я отпущу его. - Сестра Пимена со слезами пришла
к дверям кельи его; но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить
его и взывала: медное сердце! сжалься надо мною, - у меня один только сын
и есть! - Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. - Сестра так
и ушла от него. - Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он только словесно
приказал мне, - и я бы отпустил его. Но старец отзывался так: исследуй
по законам: если он достоин смерти, пусть умрет; а если нет, то делай что
хочешь.
16. Авва Пимен сказал: усильно домогающийся любви человеческой,
лишается любви Божией. Не хорошо всем нравиться, - ибо сказано: горе,
егда добре рекуть вам вси человеци (Лук. 6, 26).
17. Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык
твой.
18. Еще сказал: люди совершенны только на словах, а делают очень
мало.
19. Некогда авва Аделфий, епископ Нилопольский с братиями пришел
к авве Сисиою, в гору св. Антония. Это было постом. Старец убедил их вкусить
пищи утром. Когда они начали есть, - вот некоторые стучатся в дверь. -
Старец Сисой сказал ученику своему: дай им немного кашицы: они устали.
- Нет, сказал ему епископ, оставь это, чтобы не сказали, что авва Сисой
с утра ест. - Старец, выслушав его, сказал ученику: пойди, дай им, о чем
я говорил тебе. - Те же, увидев кашицу, говорили: у вас есть странники,
- и старец не ест ли с вами? - Да, отвечал им брат. - Они стали скорбеть
и говорили так: да простит вам Бог, что вы заставили старца в этот час
вкусить пищи! Или вы не знаете, что за эту малую пищу, он будет изнурять
себя в продолжении многих дней? - Услышав это, епископ поклонился старцу,
и говорит: прости мне, авва, - я помыслил человеческое, а ты сделал, как
угодно Богу. - Авва Сисой отвечает ему: если Бог не прославит человека;
то слава человеческая ничего не значит.
20. Авва Амун Раифский говорил авве Сисою: когда я читаю Писание,
то помысл внушает мне искать изящного слова, дабы я мог что-либо сказать
пред людьми. - Нет нужды стараться об этом, сказал ему старец; но лучше
в чистоте ума приобретай себе то, о чем надобно помышлять и говорить.
21. Некогда областной начальник пришел видеть авву Симона. Авва,
услышав об этом, опоясался и влез на финиковое дерево, чтобы очистить его.
Пришедшие кричали ему: старец, где здесь отшельник? - Здесь нет отшельника,
отвечал авва. - Получив такой ответ, они удалились.
22. В другое время пришел иной начальник посмотреть на Симона.
Клирики предварили авву, и сказали: авва, приготовься! один начальник,
услышав о тебе, идет принять от тебя благословение. - Хорошо, я приготовлюсь,
- сказал Симон. Надев на себя кентон, и взяв в руки хлеба с сыром, авва
вышел к воротам, сел и начал есть. - начальник пришел с своею свитою, и
увидев старца, посмотрел на него с презрением, и говорил: это ли отшельник,
о котором слышали? - И отвернувшись, они тотчас удалились.
23. Святая Синклитикия сказала: как открытое сокровище оскудевает,
так и добродетель узнаваемая и разглашаемая помрачается; как тает воск
от огня, так и душа от похвал разсеивается и теряет свою силу.
24. Еще сказала: не возможно в одно и тоже время - быть траве
и семени; так точно не возможно, при окружающей нас мирской славе, сотворить
плод небесный.
25. Некогда во время праздника в Келлиях, братия вкушали трапезу
в церкви. Там был брат, не едящий вареной пищи. - прислужнику сказали:
один из братий говорит - я не ем вареного, но соль. - Прислужник подозвал
другого брата, и сказал пред всем собранием: такой-то брат не ест вареного,
- принеси ему соли. Тогда встал один из старцев, и сказал брату: лучше
бы тебе сегодня есть в своей келье мясо, нежели услышать такое слово пред
всем собранием.
26. Один брат - подвижник, не едящий хлеба, пришел к одному великому
старцу. Там случились и другие странники. - Старец приготовил им немного
вареной пищи. - Когда они сели, чтобы вкусить, брат-подвижник положил для
себя только размоченной чечевицы, - и они ели. Когда встали, старец отвел
его, и наедине сказал: брат, если ты прийдешь к кому, не открывай образа
жизни своей, - и если хочешь сохранить оный, сиди в своей келье, и никуда
не выходи. - Убежденный словом старца, он стал быть снисходительным при
встрече с братиями.
27. Сказывали о скитских подвижниках: если кто видел их дела,
то они считали их уже не добродетелью, а грехом.
28. Старец сказал: человекоугодие истребляет всю сочность человека,
и делает его сухим.
29. Еще сказал: открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен
сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные, и съедают семя.
А скрывающий житие свое подобен сеющему на браздах пашни, - он пожнет обильный
плод.
30. Старец сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути с людьми
и миром, делая из себя юродивого.
31. Рассказывал один из отцев: в палестине при реке, близ села,
где пребывал блаженный Силуан, жил один брат, принявший на себя юродство.
Если встречался с ним брат, он тотчас начинал смеяться, так что в последствии
все чуждались его, и удалялись. - Случилось трем отцам прийти к авве Силуану.
По совершении молитвы, они просили его послать с ними кого-либо, дабы посмотреть
на братий, в келиях их. Они говорили старцу: окажи любовь прикажи брату
сводить нас ко всем братиям. - Старец при них сказал брату: своди их ко
всем отцам; а наедине сказал ему: смотри, не води их к юродивому брату,
дабы не соблазнились. - Проходя по келиям братий, отцы говорили провожавшему:
окажи любовь - своди нас ко всем братиям. - Хорошо, говорил он им. Но,
по слову старца, не водил их в келью юродивого. - Когда они возвратились
к старцу, он спросил их: видели братий? - Да, отвечали они, - благодарим!
Только мы скорбим о том, что не ко всем ходили. - Старец говорит провожавшему
их: не говорил ли я тебе - ко всем своди их? - Я так и сделал, отвечал
брат. - Уходя отцы опять сказали старцу: искренно благодарим тебя, что
видели братий, но только о том скорбим, что не всех видели. - Тогда наедине
брат говорит старцу: я не водил их к юродивому брату. - Как скоро ушли
отцы, старец рассуждая сам с собою о случившемся, уходит к этому брату,
принявшему на себя юродство, и не постучавшись, но тихонько отворивши дверь,
внезапно входит к нему, и находит его сидящим на скамейке, и при нем две
корзины, - одна с правой стороны, а другая - с левой. - Как скоро он увидал
старца, то по обычаю начал смеяться. - Старец говорит ему: оставь это теперь,
и объясни мне что значит сидение твое? - Он опять засмеялся. - Авва Силуан
говорит ему: ты знаешь, что я кроме субботы и воскресения не выхожу из
кельи, но ныне вышел я среди седмицы, - ибо Бог мой послал меня к тебе.
- Устрашенный сим, брат повергся пред старцем и говорит ему: прости мне,
отец, - я каждое утро сажусь, имея пред собою сии камешки; и если родится
во мне добрый помысл, - кладу камешек в эту корзину, а если злой, - кладу
в левую корзину; вечером считаю камешки, - и если найду их более в правой
корзине, то вкушаю пищу; а если в левой, - то не вкушаю. И если утром опять
придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: смотри, что ты делаешь,
- ты опять не должен есть! - Услышав это, авва Силуан подивился и сказал:
поистине приходившие отцы были - святые ангелы, желавшие объявить добродетель
брата; ибо в пришествие их произошла великая во мне радость и веселие духовное.
к оглавлению