Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать
1. Некогда в киновии аввы Илита случилось с братом мскушение.
Будучи изгнан оттуда, он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл
у него несколько времени, Антоний послал его опять в киновию, из которой
он вышел. - Но братия, увидев его, опять изгнали. - Брат, возвратившись
к авве Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! - Тогда старец
послал его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял
груз свой, и сам с трудом спасся у берега. - Братия, услышав, что послал
его авва Антоний, тотчас приняли его.
2. Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. -
Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник.
3. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл - осудить ближнего
в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам
ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, - не надейся, что ты
угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего.
4. Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается
спокойствие совести.
5. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего
в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень,
стал пред дверьми его, и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его,
говоря: какая сему причина? - Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня
к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? - Авва
Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, - прости мне!
- Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать
кого-либо, прежде нежели Бог осудит его.
6. Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать
лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер
и совершать для него приношение. - Диавол, видя крепкое терпение мужа,
злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто
бы для молитвы. - Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря:
пресвитер твой грешник, - не позволяй ему более ходить к тебе. - Авва Марк
сказал ему: сын мой! в Писании сказано: не судите, да не судими будете
(Матф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, - я
и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал
из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер,
старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое
знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к св. трапезе, я увидел
- рассказывал сам старец, - Ангела, сходящего с неба, - он положил руку
на главу пресвитера, - и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении,
как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, - услышал глас,
говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь
не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но
требует от них великолепия; тем более Божественная сила не дозволит служителям
Святых Тайн предстоять гнусными пред небесною славою? - И блаженный Марк
удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера.
7. Некогда в Скиту брат пал на грех. - Братия собравшись послали
за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с
такими словами: иди, тебя ожидает собрание. - Авва, встав, взял худую корзину,
наполнил ее песком, и так пошел. - Братия, вышедши к нему навстречу, спрашивают
его: что это значит, отец? - Старец отвечал им: это грехи мои сыплются
позади меня, но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи. - Братия,
услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его.
8. Авва Иосиф спросил авву Пимена: скажи, как мне сделаться монахом?
- Старец отвечал: если хочешь покоя, и здесь и в будущем веке, то при всяком
деле говори: кто я? и никого не осуждай.
9. Еще брат спросил его: если я увижу грехопадение брата моего,
хорошо ли скрыть его? - Старец говорит ему: когда мы покроем согрешение
брата своего, - и Бог покроет наши оскорбления; а когда мы обнаружим грех
брата, - и Бог объявит наши грехи.
10. Некогда в киновии брат пал в грех. - В тех местах был отшельник,
который долгое время никуда не выходил. - Авва киновии пошел к сему отшельнику
и рассказал ему о падшем брате. - Изгоните его, сказал отшельник. - Брат,
будучи изгнан из киновии, от сильной скорби заключился в пещеру, и плакал
в ней. - Случилось там проходить братиям к авве Пимену, - они услышали
его плачущего. Вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби, и стали упрашивать,
говоря: пойдем с нами к авве Пимену, - Он не хотел, и сказал: я здесь умру,
ибо согрешил. - Братия, пришедши к авве Пимену, рассказали ему о брате.
- Старец упрашивал их, и посылал к брату, говоря: скажите ему - авва Пимен
зовет тебя. - они пошли и привели его. - Старец, видя брата сокрушенным,
встал, облобызал его, обращался с ним ласково, и просил вкусить пищи. Между
тем авва Пимен послал одного из братий сказать отшельнику: много лет слыша
о тебе, я желал ведить тебя, но по лености нашей мы не виделись друг с
другом. А теперь по воле Божией и по оказавшемуся случаю, потрудись прийти
сюда, и повидаемся. - А отшельник никуда не выходил из кельи своей. Выслушав
слова сии, он сказал: если бы не Бог внушил старцу, - он не послал бы за
мною. И вставши, он пошел к нему. Облобызав друг друга с радостью, они
сели. Авва Пимен сказал ему: в одном месте были два человека, и каждый
имел у себя мертвеца. Один из них оставил своего мертвеца, и ушел плакать
над мертвецом другого. - Отшельник, выслушав, пришел в сокрушение от сего
слова, вспомнил, что сделал, и сказал: Пимен горе, на небе; а я - долу,
на земле.
11. Брат спросил авву Пимена: что мне делать? - сидя в келье,
я прихожу в уныние. - Старец говорит ему: никого не уничижай, не осуждай
и не оговаривай, - и Бог дарует тебе спокойствие, и сидение твое будет
невозмущенно.
12. Однажды было собрание в Скиту. Братия говорили о грехопадении
брата. Но авва Пимен молчал. Потом, встав, он вышел, и взяв мешок, наполнил
его песком, и нес за спиною. Насыпал также немного песку в корзину, - ее
нес пред собою. Отцы спрашивали его: что бы это значило? - Он отвечал:
этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи: их много, но я оставил
их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это - немногие
грехи брата моего, - они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая
брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить
пред собою, скорбеть о них, и умолять Бога о помиловании себя! - Отцы,
выслушав сие, сказали: поистине это есть путь спасения!
13. Авва Пафнутий сказывал: однажды путешествуя, я по причине
тумана сбился с дороги, и очутился близ одного селения. Там встретил я
некоторых срамно говоривших. Устранившись, я пал пред лицем Бога, осуждая
себя самого. И вот Ангел идет ко мне с мечем и говорит: Пафнутий! все осуждающие
братий своих погибнут от меча сего. Но ты хорошо сделал, что не осудил
их. Посему имя твое вписано в книгу жизни.
14. Сказал старец: не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен,
потому что и сам ты, так же как и он, преступаешь закон. Ибо Сказавший
- не прелюбы сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (Мф.
7, 1).
15. К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него
приношение Св. Тайн. - Пришедши некто к сему отшельнику, наговорил на пресвитера,
что он грешник. - Когда пресвитер пришел по обычаю совершать принлшение,
отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. - И вот
был глас от Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел
как бы в исступление, - и видит кладезь золотой, и бадью золотую, и веревку
золотую, и воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего
и наливающего в сосуд. Он, томясь жаждою, не хотел пить, - потому что черпал
прокаженный. И вот опять был глас к нему: почему ты не пьешь от воды сей?
Какую вину имеет черпающий? - он черпает и только наливает. - Когда пришел
в себя отшельник, и размыслил о смысле видения, - призвал пресвитера, и
просил его по прежнему совершать для него приношение Св. Тайн.
16. Были два брата в киновии, - и каждый из них удостоился видеть
благодать Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них
в пяток вышел из киновии, и увидел кого-то, едящего утром. Он сказал ему:
в пяток ты ешь в такой час? - В следующий день было собрание, и по обычаю
брат, взглянув на него, увидел, что благодать отступила от него, - и опечалился.
Когда пришел в келью, говорит ему: что ты сделал, брат? ибо я не вижу на
тебе, как видел прежде, благодати Божией. - Я, отвечал он, ни на деле,
ни в помышлении не сознаю в себе ничего худого. - Не говорил ли ты какого
слова? - сказал ему брат. - Тот вспомнив, отвечал: да! вчера увидал я одного
едящего утром, и говорил ему: ты в пяток ешь в такой час? Вот мой грех!
Но потрудись со мною две недели, и помоли Бога, чтобы Он простил мне. -
Они так и поступили. - По прошествии двух недель, брат увидел благодать
Божию, опять сошедшую на брата своего. Они утешились и благодарили Бога.
17. Один из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими
слезами: сей ныне пал, а я - завтра.
18. Старец сказал: если кто согрешит когда пред тобою, - не осуждай
его, но считай себя грешником более его.
19. Авва Пимен, когда пришел на жительство в страны Египта, то
довелось ему жить подле брата, имеющего жену. Старец знал это, но никогда
не обличал его. - Случилось жене родить ночью, - и старец, узнав об этом,
призвал к себе меньшего брата, и сказал: возьми с собою один сосуд вина,
и отдай соседу, ибо он теперь нуждается в этом. - А братия не разумели
его поступка. - Посланный сделал так, как повелел ему старец. - Брат, приняв
это на пользу, и покаявшись, чрез несколько дней отпустил жену, наградив
ее на случай нужды, и сказал старцу: отныне я каюсь! И ушедши от него,
выстроил себе по близости келью, и из нее входил к старцу. - Старец наставлял
его на путь Божий, и приобрел его (слич. Матф. 18, 15).
20. Некоторые из отцев спрашивали авву Пимена: если мы увидим
согрешающего брата, - позволишь ли обличить его? - Старец отвечал им: а
когда мне нужно бывает проходить по тому месту, где могу я видеть его в
грехе, - прохожу мимо и не обличаю его.
21. Еще сказал старец: в Писании сказано: яже видеста очи
твои, глаголи (Притч. 25, 8); а я советую вам - не говорить даже и
о том, что осязали вы своими руками. Один брат обманулся таким образом:
представилось ему, будто брат его грешит с женщиною; долго боролся он сам
с собою, - потом подошел с тою мыслью, какую имел, и толкнул их ногою,
говоря: перестаньте наконец! - Но оказалось, что то были пшеничные классы.
Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и будете осязать руками
своими.
к оглавлению