Древний Патерик
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
к оглавлению
Глава 3. О сокрушении
1. Авва Антоний говорил: имея пред очами страх Божий, будем всегда
помнить о смерти; возненавидим мир и все, что в нем; возненавидим всякое
плотское успокоение; отречемся жизни сей, дабы жить для Бога. Будем помнить
то, что обещали мы Богу: ибо Он взыщет сего от нас в день суда. Будем алкать,
жаждать, наготеть, бодрствовать, плакать, воздыхать в сердце своем; будем
испытывать себя, соделались ли мы достойными Бога; возлюбим скорбь, чтобы
обрести Бога; презрим плоть, чтобы спасти душу свою.
2. Сказывали об авве Арсении, что во все время жизни своей, сидя
за рукоделием, он имел в пазухе платок для утирания слез, падающих из очей
его.
3. Брат просил авву Аммона - сказать ему слово. Старец сказал:
пойди, имей такие мысли, какие имеют преступники, находясь в тюрьме. Они
постоянно спрашивают других: где судья? когда придет он? - и от ожидания
его плачут. Так и монах должен непрестанно внимать и обличать душу свою,
говоря: увы мне! как я предстану на суд Христов, и чем буду оправдываться
пред ним? Если всегда будешь так размышлять, можешь спастись.
4. Авва Евагрий говорил: сидя в келье, собери свой ум, помни
о дне смерти; представь тогдашнее разрушение тела, подумай об этом случае;
восприими труд; познай суету мира; позаботься о терпении и тщательности,
чтобы мог ты постоянно пребывать в состоянии безмолвия и не ослабевать.
Вспомни и о положении во аде, и подумай, как пребывают там души! в каком
они горьком молчании! или в каком страшном стенании! в каком страхе и мучении!
в каком ожидании терпят они непрестанную скорбь душевных и нескончаемых
слез! Вспомни также и о дне воскресения и явления своего пред Богом. Вообрази
страшный и ужасный оный суд. Представь то, что приготовлено грешникам,
- стыд пред богом и Христом Его, пред Ангелами и Архангелами и властями
и всеми людьми, (представь) все наказания, - огонь вечный, червь неусыпающий,
ад, мрак, ко всему этому скрежет зубов, ужасы, муки. Представь и блага,
приготовленные праведникам, общение их с Богом Отцем и христом Его, с Ангелами
и Архангелами, со властями и со всем ликом Святых, представь небесное царство
и блага его, радость и наслаждение. Приводи себе на память то и другое.
Скорби и плач об осуждении грешников, рыдай и о своей душе, страшась, чтобы
и тебе не быть с ними; но радуйся, утешайся и веселись о благах, уготованных
праведникам. Старайся и сам соделаться их причастником и избегнуть мучений.
Смотри, чтоб это никогда не выходило у тебя из памяти, - и будешь ли ты
находиться в келье, или где-либо вне оной, не оставляй размышления о сем,
чтобы хотя таким образом избежать тебе нечистых и вредных помыслов.
5. Авва Илия сказал: я страшусь трех вещей: именно того, когда
душа будет исходить из тела, когда я должен буду предстать Богу, и когда
будет произнесено последнее о мне определение.
6. Авва Исаия говорил: пребывающий в безмолвии должен иметь страх
Божий, страх своего явления пред Богом, занимающий все его существо; ибо
когда грех увлекает сердце человека, то в нем нет еще страха Божия.
7. Авва Петр, ученик аввы Исаии, говорил о нем, что когда я посетил
его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печаль,
сказал мне: что это за страдание, когда есть надежда успокоения! но меня
объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица
Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение.
8. Говорил еще: в другой раз, также пришедши к нему, я нашел
его в большей слабости. И он, увидев печаль моего сердца, сказал мне, что
в сих страданиях он едва не приблизился к смерти. Должны же мы помнить
этот горький час; потому что здравие смертного тела сего не имеет пользы,
- тело ищет здравия для того, чтобы удалиться от Бога. И в дереве, когда
оно каждодневно поливается, впоследствии сохнет его корень так, что оно
не может приносить плода.
9. Авва Петр говорил: когда я спросил его (Исаию): что есть страх
Божий? - то он сказал мне: человек, надеющийся на кого-либо, а не на Бога,
не имеет в себе страха Божия.
10. Говорил еще о причащении святых Тайн: увы мне! сколько раз
я ни причащаюсь, - вхожу в союз со врагами Бога. Какое же общение имею
я с Ним? Я причащаюсь таким образом в суд себе и осуждение. Мы возглашаем:
святая святым; то есть, святым подобает святое. Если я свят, то
враги несильны сделать что-либо со мной.
11. Авва Исаия говорил: горе мне! горе мне, что я не подвизался
очистить себя так, чтобы удостоиться благосклонной милости Божией. Горе
мне! горе мне, что я не подвизался в борьбе дотоле, чтобы победить врагов
Твоих, чтобы Ты воцарился во мне.
12. Еще сказал: горе мне, что я облечен именем Твоим, не работаю
врагам твоим; горе мне! горе мне, что я делаю то, чем гнушается Бог, и
потому Он не врачует меня.
13. Еще сказал: увы мне! увы мне! что я имею пред собою обвинителей,
коих частию знаю, частию не знаю и не могу удалить. Увы мне! увы мне! Как
я могу предстать пред Господом и Святых Его, потому что враги мои не оставили
во мне ни одного члена моего чистым пред Богом?
14. Блаженный Феофил архиепископ, приближаясь ко смерти, сказал:
блажен ты, авва Арсений, что всегда помнил о сем часе.
15. Отцы сказывали: однажды, когда братия ели на вечери любви,
один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн Колов, увидев его, заплакал
и сказал: что это у брата на сердце, что он рассмеялся? Он должен лучше
плакать, потому что ест вечерю любви.
16. Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной
комнате, освещает ее; так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека,
просвещает и научает всем добродетелям и заповедям Божиим.
17. Некоторые из отцев спросили авву Макария Египетского: от
чего это, - ешь ли ты, или постишься, - тело твое всегда сухо? Старец отвечал
им: палка, которою ворочают хворост, совершенно снедается огнем; так и
человек, если будет очищать ум свой страхом Божиим, то сей страх будет
снедать его тело.
18. (сомнительный фрагмент - ред.) Рассказывали об авве Макарии
Великом: однажды, проходя пустынею, нашел он череп мертвеца, валявшийся
на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой?
- отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на
этом месте; и когда ты, авва Макарий - духоносец, милосердуя к страждущим
в мучении, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторою отраду. Авва
Макарий спросил его: какя это отрада и какое мучение? Череп говорит ему:
сколько небо отстоит от земли, столь велик огонь внизу под ногами нашими
и до самой головы; когда мы стоим среди этого огня, не можем видеть лицо
друг друга: потому что у нас связана спина спиною. Когда же ты помолишься
о нас, то частию один видит лицо другого. Старец заплакал и сказал: несчастный
тот день, в который родился человек тот! Ужели только это есть утешение
у него в наказании? Старец спросил его еще: нет ли другого более тяжкого
мучения? Череп отвечал ему: под нами мучение еще ужаснее. Старец спросил
его: а кто там находится? Череп отвечал: мы, незнавшие Бога, еще несколько
помилованы; но познавшие Бога и отвергшиеся Его, и не творившие воли Его,
те находятся под нами. После сего старец взял череп, зарыл его в землю
и пошел своим путем.
19. Некогда старцы из горы Нитрийской послали в скит к авве Макарию
просить его к себе. Посланные говорят ему: пока весь народ, собравшись
к тебе, не обременил тебя, просим, - прийди к нам, дабы нам видеть тебя,
прежде отшествия твоего ко Господу. Когда Макарий пришел в гору, собралось
к нему множество братий. Старцы просили его сказать слово братии. Макарий
заплакав сказал: будем плакать, братия! Пусть очи наши проливают слезы,
прежде нежели отойдем туда, где слезы наши будут жечь тела наши. И все
заплакали, падши на лица свои и сказали: отче! помолись о нас.
20. Авва Моисей сказал: если мы побеждаемся плотскою страстию,
то не обленимся покаяться и оплакать самих себя, прежде нежели постигнет
нас плачь судный.
21. Сказал еще: слезами человек достигает добродетелей; слезами
получается оставление грехов. Потому, когда ты плачешь, не возвышай голоса
воздыхания и да не увесть шуйца твоя, что творит десница. Шуйца означает
тщеславие.
22. Один брат говорил авве Пимену: меня смущают помыслы и не
дают мне подумать о грехах своих, а заставляют меня замечать только недостатки
брата моего. Авва Пимен рассказал ему об авве Диоскоре, что он в келье
плакал о себе; а ученик его жил в другой келье. Когда ученик приходил к
старцу и заставал его плачущим, то спрашивал его: отец! о чем ты плачешь?
Он отвечал ему: плачу о грехах своих, чадо. Ученик говорил ему: ты не имеешь
грехов, отец! Но старец отвечал ему: уверяю тебя, сын мой! если бы можно
было мне видеть свои грехи, то мало было бы еще четырех человек, чтобы
вместе со мною оплакивать их. При этом сказал авва Пимен: тот поистине
человек, кто познал самого себя.
23. Некогда авва Пимен, идя в Египет, увидел женщину, которая
сидела на могиле и горько плакала. Он сказал при этом: если бы явились
удовольствия всего мира, то и они не отрешили бы души ее от скорби. Так
и монах должен непрестанно иметь скорбь в душе своей.
24. Некогда авва Пимен шел с аввою Анувием в пределах Диолка.
Проходя около кладбища, видят они женщину, которая страшно терзалась и
горько плакала. Они остановились и смотрели не нее. Отшедши потом не много,
встретились с одним человеком. Авва Пимен спросил его: о чем эта женщина
так горько плачет? Он отвечал, что умер у ней муж ее, и сын, и брат. Авва
Пимен, обратясь к авве Анувию, говорит: уверяю тебя, авва, если человек
не умертвит всех вожделений плоти и не будет так плакать, не может быть
монахом. Вся жизнь и душа этой женщины погрузились в скорбь.
25. Еще сказал авва Пимен: плач приносит двоякую пользу: производит
добродетели и сохраняет.
26. Брат спросил авву Пимена: что мне делать? Старец говорит
ему: если бы Бог посетил нас, о чем бы нам заботиться? - О грехах своих,
отвечал брат. Старец говорит ему: пойдем же в кельи свои, будем сидеть
там и размышлять о грехах своих, - Господь поможет нам во всем.
27. Другой брат спросил авву Пимена: что мне делать? Он отвечал:
Авраам, когда пришел в землю обетованную, купил себе место для погребения,
и чрез гробницу наследовал землю (Быт. гл 23). Что же значит гробница?
- сказал брат. Старец отвечал: место плача и рыдания.
28. Брат спросил авву Пимена: что мне делать с грехами своими?
Старец отвечал: кто хочет очиститься от грехов, очищает их слезами.
29. Еще сказал авва Пимен: плач есть путь, указанный нам Писанием
и отцами нашими, которые говорили: плачьте, - кроме сего пути нет другого.
30. Авва Исаак посетил авву Пимена, и когда они сидели, увидел
его в исступлении. И спросил его: где был ум твой? Старец отвечал: там,
где была святая Мария и плакала на кресте Спасителя; и я желал бы всегда
плакать.
31. Блаженный Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву
Памво придти из пустыни в Александрию. Авва пришедши увидел театральную
женщину и заплакал. Когда бывшие с ним спросили: от чего он заплакал? то
он отвечал: две вещи тронули меня, - во-первых, погибель этой женщины,
а во-вторых, то, что я не имею столько тщания к тому, чтобы угождать Богу
моему, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям.
32. Авва Силуан, сидя однажды с братиею, пришел в исступление
и пал на лице свое. По долгом времени встав, он заплакал. Братия спросили
его: что сделалось с тобою, отец? Он молчал и плакал. Когда же братия побуждали
его сказать, он отвечал: я восхищен был на суд и видел, что многие из нашего
монашеского звания шли на муку, а многие из мирян шли в царство небесное.
Старец продолжал плакать и не хотел выходить из кельи своей. Если и вынужден
был выходить, всегда закрывал лице свое кукулем и говорил: за чем мне смотреть
на этот временный свет, от которого нет мне никакой пользы?
33. Мать Синклитикия говорила: много подвигов и трудов сначала
предстоит приходящим к Богу; но за ними - неизглаголанная радость. Ибо
как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы,
а потом уже достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный
огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь подаяй
есть (Евр. 12, 29).
34. Авва Иперехий говорил: монах трудится день и ночь, бодрствуя
и пребывая в молитвах, и, уязвляя сердце свое, проливает слезы и призывает
милость с неба.
35. Братия пришли к авве Филиксу, в сопровождении некоторых мирян,
и просили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал. Когда же они сильно
упрашивали, сказал им: вы хотите слышать слово? - Так, авва! отвечали они.
Старец сказал им: ныне нет слова. Когда братия спрашивали старцев и исполняли
то, что старцы говорили им, тогда сам Бог наставлял их, как сказать слово;
а ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял
у старцев благодать слова, и они не находят, что говорить; потому что нет
исполняющего слова их. Братия, услышав это, вздохнули и сказали: помолись
о нас, авва!
36. Рассказывали об авве Оре и авве Феодоре: однажды, бросая
глину на келью, сказали они друг другу: если теперь посетит нас Бог, что
будем делать? заплакав, оставили глину и удалились в кельи свои.
37. Один старец рассказывал, что некий брат желал удалиться в
пустыню, но ему не позволяла родная мать. Он не оставлял своего намерения
и говорил: я хочу спасти душу свою. Мать долго уговаривала его; но будучи
не в силах удержать, наконец отпустила его. Удалившись и сделавшись монахом,
он в безпечности проводил жизнь свою. Случилось умереть матери его. Чрез
несколько времени он сам впал в сильную болезнь, и, в изступлении, был
восхищен на суд, где встретил мать свою, вместе с прочими судимыми. Когда
увидала его, изумилась и сказала: что это такое, сын мой! И ты осужден
на это место! Где же слова твои, которые ты говорил: хочу спасти душу свою?
Смущенный такими ее словами, он стоял с поникшею головою, и не знал, что
отвечать матери. И слышит опять голос, говорящий ему: "возьмите его отсюда.
Я послал вас в киновию за другим монахом, соименным этому, из такой-то
пустыни." Когда кончилось видение, он пришел в себя и рассказал о нем присутствующим.
Для утверждения и удостоверения в словах своих, он просил одного брата
сходить в ту киновию, о которой слышал, и дознать, не скончался ли там
брат, о котором он слышал. Посланный пришедши в киновию нашел точно так.
После этого, когда брат возстал от болезни и мог располагать собою, он
сделался затворником и сидел, помышляя о своем спасении, каялся и плакал
о том, что прежде проводил жизнь в беспечности. Таково было его сокрушение,
что многие уговаривали сделать себе некоторое послабление, дабы не потерпеть
какого-нибудь вреда, по причине неумеренности плача. Он не хотел на это
склониться, говоря: если я не снес упрека от матери своей, то как могу
перенести в день судный стыд пред Христом и святыми Ангелами?
38. Старец сказал: если бы возможно было в пришествие Божие,
по воскресении, от страха умереть душам человеческим, то весь мир умер
бы от этого ужаса и изумления. Как можно видеть небеса раздирающиеся, Бога
являющегося с гневом и яростию (сомнительно - ред.), несчетное воинство
Ангелов и все вместе человечество? Посему так мы должны жить, как имеющие
каждый час отдать Богу отчет в своей жизни.
39. Брат спросил старца: почему, авва, сердце мое жестоко, так
что я не страшусь Бога? Старец отвечал ему: я думаю, что когда человек
воспринимает в сердце свое обличение самого себя, тогда он приобретает
страх Божий. Брат спросил его: в чем состоит обличение? В том, отвечал
старец, чтобы человек обличал свою душу во всяком деле, говоря самому себе:
помни, что ты должен предстать пред Бога, и еще: чего я хочу себе, живя
с человеком, а не с Богом? Итак, я думаю, если кто будет сохранять самообличение,
то вселится в него страх Божий.
40. Старец, увидя одного смеющегося, сказал ему: пред небом и
землею мы должны отдать Богу отчет во всей своей жизни, - и ты смеешься!
41. Старец сказал: как тень свою мы везде с собою носим; так
мы должны плакать и иметь в себе сокрушение, где бы мы ни находились.
42. Брат спрсил одного старца: авва, скажа мне слово. Старец
сказал ему: когда Бог поразил Египет, то не было ни одного дома, в котором
бы не было плача.
43. Брат спросил одного старца: что мне делать? - Мы должны постоянно
плакать, сказал старец. Так одному старцу случилось некогда быть в обмороке,
и, по прошествии многого времени, опять придти в самого себя. Мы спросили
его: что ты видел там, авва? Он сказал нам со слезами: я слышал там плач
говорящих непрестанно: "горе мне! горе мне!" Так и мы должны взывать непрестанно.
44. Брат спросил одного старца: почему душа моя желает слез,
- так как я слышу старцев плачущих, - и не приходят слезы, о чем и сокрушается
душа моя? Старец сказал ему: сыны Израиля чрез сорок лет вошли в землю
обетованную. Слезы суть земля обетованная. Если их достигнешь, не будешь
бояться войны. Так Бог желает сокрушения твоей душе, дабы она постоянно
стремилась в оную землю.
45. Старец сказал: во время пребывания в келье, каждый час имей
память о Боге, - и окружит тебя страх Божий. Устрани от души твоей всякий
грех и всякое зло, дабы получить спокойствие.
46. Сказал еще: приобретший страх Божий имеет полноту благ; потому
что страх Божий спасает человека от греха.
к оглавлению