Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!…»
Как раз в середине Великого поста совершается у нас в храмах особый чин поклонения Честному и Животворящему Кресту и одновременно славится Воскресение Христово: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Этим подчеркивается неразрывная связь Креста с Воскресением то, что Крест приводит нас к Воскресению, а потому мы не должны думать, что Крестом все кончается. Наоборот: в самом Кресте, который есть символ тягчайших страданий за Правду Божию, уже сокрыта неизреченная радость Воскресения радость победы над злом и торжества Истины.
Крест, бывший когда-то орудием страшной позорной казни для рабов и самых тяжких преступников, стал для нас, христиан, великим символом свободы от греха, потому что Сын Божий, волею распявшись на кресте, «пригвоздил на нем рукописание грехов наших» и затем, «смертью смерть поправ», преславно в третий день воскрес из мертвых, даровав нам жизнь вечную. Без Креста не было бы и Воскресения.
Вот почему, готовя нас к торжественному празднованию Воскресения Христова, которое есть залог и нашего общего воскресения, Святая Церковь проводит нас чрез подвиг Великого поста поприще страданий в борьбе со злом, путем отсечения всех своих плотских страстей и похотей житейских и искоренения начала всех зол бесовской гордости, и напоминает нам, что, если мы хотим сподобиться радости Воскресения и воскреснуть со Христом к новой, нетленной и блаженной жизни, то мы должны последовать призыву Самого Подвигоположника-Господа: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мк.8,34), как учит и святой Апостол Павел: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5,24). А св. Апостол Петр наставляет христиан: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Петр.2,21).
Вот потому-то теперь для нас, христиан, крест есть «Радости знамение, оружие нерушимое, Церкве стена, мучеников похвала, Апостолов украшение, архиереев утверждение» (Песнь 8 в среду крестопоклонной седмицы).
Крест есть великий символ истинного Христианства, а потому, где нет Креста, там нет и христианства. А где Креста стыдятся, где Креста боятся, где Крестом гнушаются, и изображение его изгоняют из жизни, там явно и очевидно действие антихристианских сил, сил дьявольскх, бесовских, ибо Крест, как знамение нашего спасения, ненавистен диаволу, о чем так сильно и выразительно поет Церковь в одном из своих песнопений: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал если нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его» …
Крест постоянное напоминание нам о великом деле спасения человечества, которое совершил Воплотившийся Единородный Сын Божий, об искуплении нашем от греха, проклятия и смерти Пречистою Его Кровию. Вместе с тем, крест есть постоянное напоминание нам о том, что истинно-христианская жизнь есть подвиг, сопряженный со многими страданиями что, если мы хотим унаследовать уготованное нам спасение, мы должны, каждый, взять «крест свой» и идти за Христом, с полной готовностью все претерпеть за Него и во Имя Его, чтобы соучаствовать с Ним, как в Его распятии и погребении, так и в воскресении. По выражению св. Апостола Павла, мы должны «сораспяться Христу» и умереть вместе С Ним для прежней греховной жизни, если желаем и воскреснуть с Ним к жизни новой, святой и блаженной (Рим.6,2-11 ;Гал.2,19).
И вот, несмотря на такое очевидное учение Слова Божия, в наше время, спустя столько веков после Христа и св. Апостолов, появились «умники», которые не, почитают Креста, отвергают его, хотя и называют себя «христианами». Чрезвычайно характерно для них то, что они отвергают одновременно и «сораспятие» Христу, к которому призывал христиан св. Апостол Павел. Они не только умаляют значение личного подвига для спасения, но и вовсе его отрицают, утверждая, будто для спасения, кроме веры, ничего не нужно, хотя святый Апостол Иаков так ясно говорит, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2,17 ;26) и что у кого вера не сопровождается добрыми делами, у того «пустое благочестие» (Иак.1,26).
Увы! к несчастию, и у нас, христиан православных, есть немало таких, которые хвалятся своей верой, но о том, чтобы «призирать вдов и сирот» и творить вообще дела милосердия нисколько не радят, надмеваясь, однако, перед другими этим своим «пустым благочестием». Совсем забывают они, что «суд без милости не сотворшему милости» (Иак.2,13), и что мнимое фарисейское «пустое благочестие» на веки заклеймено и осуждено Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, когда Он, кротчайший и любвеобильнейший, так резко и притом неоднократно обличал фарисеев, предостерегая Своих учеников от «закваски фарисейской» (Мф.16,6 ;Мк.8,15 и Лк.12,1).
«Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3,16). Крест, это знамение величайшей неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду, любви, с которой ничто больше на свете сравниться не может.
Сколь же великое для нас знамение Крест Господень! Какой великой любовью и почитанием должен он у нас пользоваться!
И вот, предпразднуя страдания Господа за нас на Кресте и Его преславное тридневное воскресение из мертвых, Святая Церковь в середине Великого поста, поприща нашего покаянного подвига во Имя Христово, призывает нас поклониться этому драгоценному знамению нашего спасения воспевая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
к оглавлению