Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ К ПРАЗДНИКУ СВЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 16/29 АПРЕЛЯ 1973 ГОДА
Христос Воскресе!
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» |
Каким необычайно-сладостным чувством охватывается сердце в пасхальную ночь при первых звуках этого песнопения, еще в алтарь предвещающего скорое наступление светлого праздника Пасхи! И хочется без конца внимать ему и без счета повторять эти святые слова умиления перед наступающей вот-вот светлой пасхальной радостью! Это, пожалуй, самые светлые мгновения в жизни каждого истинно-верующего православного человека, с которыми ничто более сравниться не может. Но полнее всего и глубже всего эта радость переживается действительно только теми, у кого чистое сердце вот почему мы и просим Воскресшего Господа, чтобы Он сподобил нас «чистым сердцем» Его славити. У кого сердце загрязнено омрачено греховными страстьми, тому недоступно в полной мере переживание духовных радостей, для того и Христос как бы не воскрес.
Вот почему Святая Церковь и начинает самое пение ликующего пасхального канона словами: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще».
Кто омрачает свое сердце страстьми и пороками, тот как бы теряет духовное зрение и для того, как бы меркнет неизреченный свет Воскресения. Ведь Сам Господь сказал: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5,8).
Увы! в наше время мало кто даже из носящих имя «христиан» думает об очищении своего сердца от греховных страстей. А между тем это-то и есть самое главное, это цель христианской жизни, без чего мы не увидим Бога, и нас ожидает адский мрак. Вот почему наши благочестивые предки на Святой Руси так старались тщательно очистить свою совесть покаянием, перед наступлением Светлого Праздника Пасхи, говея дважды и трижды в течение Великого поста. И нигде не праздновался этот Светлый Праздник так радостно, так торжественно, как у нас в России.
Ликующие пасхальные песнопения призывают к духовному веселию и радости, но какое может быть духовное веселие и радость у того, у кого совесть загрязнена и укоряет его за неподобные дяния, в которых он не потрудился принести настоящего покаяния не очистил себя, как должно?
«Христос бо воста веселие вечное», поет Святая Церковь. Но ты-то сам совостал ли Христу, спогребшись вместе с Ним для своей прежней греховной жизни? Есть ли чему тебе радоваться?
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», радостно поет Святая Церковь, но что мне от этого, если я предпочитаю духовную смерть этому «иному житию вечному» и живу не как верующий христианин, а как нечистый язычник, не думая об очищении своего сердца, а самоохотно удовлетворяя всем своим нечистым страстям и похотям?
Но, конечно, страшнее и губительнее всех грехов это предательство истинной веры и Церкви Иудин грех. Как Иуда отпал от лика Апостольского и не участвовал в радости Воскресения Христова, так и все те, кто идут путем Иуды, не знают чистой радости о Воскресшем Господе, чужды ее.
«Воскресения день, просветимся, людие», поет Святая Церковь. Последуем же ее призыву: не будем мрак страстей, оскверняющих душу, предпочитать свету Воскресения просветимся светом Его Воскресения, очистим наши чувства от всего низменного, скверного и нечистого, «и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася» еще в этой жизни, своими мысленными очами, а что всего важнее в жизни будущей, нетленной, когда мы увидим Его лицом к лицу, «в невечернем дни Царствия Его». А тогда воскреснет и наша Россия! Сего да сподобит всех нас Воскресший Христос!
С Светлым Праздником, братие и сестры!
к оглавлению