Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
«Вси святии земли Русския, молите Бога о нас»!
«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святые, в той просиявшие. Тех молитвами в мирe глубоце Церковь и землю нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве!» (Тропарь). |
Вот молитва, достойная русского человека: обращение к памяти всех святых, в земле Русской просиявших. Но все ли русские люди знают, что во вторую неделю по Пятидесятнице, совершается праздник в честь всех святых, прославившихся святостью своей жизни на Русской земле? Все ли русские люди надлежащим образом чтут и чествуют этот знаменательный день наш русский праздник? Каждому народу свойственно чтить память своих национальных героев: государственных вождей, военачальников, писателей, художников, ученых, изследователей и изобретателей и т. д. В эмиграции, в свое время, был установлен праздник Русской культуры, приуроченный ко дню рождения А.С. Пушкина. Все это хорошо и весьма похвально. Но совсем не хорошо и очень не похвально, чрезмерно увлекаясь только земным, забывать о гораздо более важном и высоком о небесном. Все земное преходяще и имеет лишь временное значение, а небесное вечно, и слава его неувядаема.
Неразумно поэтому, чествуя наших земных вождей и национальных героев, забывать о тех духовных светилах, духовных вождях нашего народа, которые, будучи прославлены самим Богом за святость своей жизни, сделались теперь нашими небесными молитвенниками и заступниками перед престолом Божиим. К ним должны быть обращены наши сердца и умы, в первую очередь, и их святой жизненный путь должен служить нам примером подражания. Пред их дивным духовным обликом должны мы склоняться с благоговейным трепетом, и их святые молитвы должны мы, елико возможно чаще, призывать себе на помощь, а особенно, конечно, в делах всенародных, имеющих общее значение и преследующих благо народа.
Каждый народ имеет нечто особое, что служит предметом его «национальной гордости», чем он может похвалиться перед другими. «Гордость не христианское качество», как выразился в свое время приснопамятный московский митрополит Филарет. Но мы можем сказать, что наша национальная честь, наша национальная похвала, радость и утешение это все святые, в земле Русской просиявшие. Ни один народ в мире не имеют такого безчисленного сонма святых угодников Божиих, ангелоподобных по святости жизни, ни одна Церковь не явила такого дивного лика духовной красоты и Божественного величия, как наша Русская Православная Церковь. Едва был просвещен русский народ святым крещением, то есть: едва услышал призыв Христов: «идите за мной!» (Мф.4,19), как тотчас же откликнулся на него тысячами сердец. Если мы откроем месяцеслов, то увидим, что почти нет дня в году, когда бы не праздновалась память одного-двух-трех, а то и большого числа святых, вышедших из среды русского народа.
Какой отсюда следует вывод?
А вот какой! Все мы, русские люди, должны быть достойны наших святых предков этих великих угодников Божиих, облагоухавших святостью всю Русскую землю так, что она получила не лишенное самого глубокого смысла трогательное наименование «Святая Русь».
Пусть не иронизируют над этим именем современные неверы и безбожники, любящие указывать на отрицательные явления в жизни русского народа! Ведь это наименование отнюдь не значит, что на Руси все были святые, что не было людей грешных.
Это значит только то, что высшим идеалом для русского человека был всегда идеал святости и, как бы иной раз ни падал низко русский человек, он все же сознавал глубину своего греховного падения, понимал, что он грешит, и нередко поражал потом всех необычайной силой своего искреннего покаяния.
В наше время многие стали говорить и писать о высоких достоинствах русской культуры. Русскую культуру теперь ценят и высоко уважают во всем так называемом «культурном мире», многие лучшие люди Запада преклоняются пред гениями русской культуры.
Но чем так велика и славна русская культура? Тем, что она носит на себе тот отблеск духовной красоты и Божественного величия, который сообщили ей творцы и основоположники русской культурной жизни все святые, в земле Русской просиявшие. Тем, что она вскормлена и вспоена живительными соками святой православной веры, основана на твердом камени, который есть Христос-Господь (1 Петр.2,4 ;1 Кор.10,4), и насквозь проникнута духом христианского самоотречения, милосердия и смирения, духом служения Богу и ближним, ради Бога.
Истинный отец и родоначальник всей русской культуры, это св. равноапостольный князь Владимир; духовные вожди культурного просвещения Киевской Руси, это основатели Киево-Печерской лавры преп. Антоний и Феодосий; строители русского государства, это св. благов. князья, исповедники и борцы за веру Православную; основоположники духовной мощи, культурного и государственно-правового расцвета Московской Руси, это «игумен земли Русской» преп. Сергий Радонежский и «митрополиты всея России» и чудотворцы Московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, священномученик Святейший Патриарх Гермоген. Распространители духовного просвещения и подлинно-культурной жизни на окраинах Руси среди безчисленных инородцев, разсянных по всем пределам Русской земли и погрязавших во тьме идолослужения, это свят. Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский и иноки преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, и многие другие, имже несть числа, «именитии и безъименнии, явлении и неявленнии».
Невозможно исчислить всех этих героев духа. Но одно надо знать и помнить: святой долг каждого русского человека, желающего не на словах, а на деле быть подлинно-русским познакомиться с жизнью и подвигами своих святых соплеменников и брать их примером для себя, как в своей личной, так и общественной и государственной жизни. Без этого нечего думать и говорить о возстановлении настоящей национальной России, о возрождении русского народа.
Когда-то вся Русь благоухала святостью, и пока верен был русский человек заветам святых своих предков, росла и процветала, ширилась, укреплялась и благоденствовала Русская земля на зависть и удивление соседям. Отрекся русский человек от своего святого имени, от своего святого призвания и постигло Русскую землю величайшее кровавое бедствие голод, холод, нищета и пролитие крови многих миллионов Русских людей, слезы и сверхчеловеческие страдания их.
Не будем удивляться и соблазняться, почему именно Русскую землю постигло такое страшное, мучительное испытание Святая Русь, как мощный оплот единой истинной, единой спасающей святой православной веры, была особенно ненавистна диаволу. Он и устремился на нее со всею своею лютою ненавистью, напряг все свои силы, чтобы ее уничтожить, стереть с лица земли. Вспомним, что ведь завистью диаволею самый грех вошел в мир, что завистью диаволею Сын Божий Единородный был пригвожден ко кресту. Эта же зависть диаволя разрушила и Святую Русь!
«Западом и наказывал и накажет нас Господь», предрекал еще во второй половине прошлого столетия наш отечественный богослов, подвижник и прозорливец святитель Феофан, Вышенский Затворник.
С Запада и пришла к нам, как некое моровое повтрие, эта страшная духовная зараза, которая весьма упорной систематически-проводимой работой постепенно, шаг за шагом разложила все истинно-доброе и святое, что было в русском народе, вызвав эту ужасную кровавую катастрофу и уничтожив даже самое имя Руси. Вера в Бога, послушание Закону Божию, и установлениям Церкви, христианское самоотречение, милосердие и смирение, духовная воспитанность и целомудрие все это было высмеяно, оплевано и изгнано из жизни. На их место водворилось безбожие, доходившее порою до лютого, неистового богоборчества, невоспитанность, хамство, наглый цинизм, безжалостность к людям вплоть до звериной жестокости, безпринципность, подхалимство, пресмыкательство пред вышестоящими и власть имущими, безпросветный черствый эгоизм и материализм жизнь человеческая и уважение к личности потеряли всякую цену.
Этими подлинно-сатанинскими качествами были, в большей или меньшей степени, отравлены души едва ли не большинства русских людей, а решительно не принимавшие их были просто физически уничтожаемы, обрекаемы на лютую смерть.
Только этим и можно объяснить все, что стряслось над нашей несчастной Родиной!
К великой скорби и стыду нашему, многие русские люди не исцелились от этой духовной заразы и до сих пор, несмотря на все ими пережитое в эти страшные годы, а многие унесли ее с собой заграницу, в эмиграцию, чем и объясняется большая часть всяких ссор, разделений и нестроений в русской эмигрантской среде, злоба, зависть и взаимная ненависть, царящие в нашем обществе, безразличие к судьбе ближнего, отвержение всякого авторитета, кроме самого себя, а порою даже глумление над святынею.
Жаль бывает видеть и слышать этих несчастных русских людей, которые, часто весьма крикливо, объявляют себя «антибольшевиками», будто бы борющимися за спасение России, а практически, в жизни своей, ничем от разрушителей и осквернителей нашей Родины не отличающихся, даже если они иногда для приличия ходят в церковь!
Да! если мы действительно, а не на словах только, хотим спасения России и возстановления Святой Руси, где все могли бы жить по-человечески и по-христиански, мы должны стать другими, лучшими, отрясши от себя всю эту нечисть, столь неприличествующую и несвойственную сынам и дщерям Святой Руси, а особенно всякий вид безбожного вольнодумства, хамство, цинизм, безпринципность, нравственную распущенность и нечистоплотность. Мы должны вернуться к нашим историческим возвышенным идеалам идеалам Святой Руси, которыми жили наши благочестивые предки и которые воспитали нам целый величественный сонм «святых, в земле Российстей просиявших.»
В этом несомненно помогут нам, видя искренность наших добрых стремлений, наши небесные покровители, молитвенники и заступники все святые, в земле Русской просиявшие, если мы чаще будем обращаться к ним мысленным взором своим и молитвенно взывать к ним:
«Вси святии земли Русския, молите Бога о нас!»
к оглавлению