Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Истинныя веры проповедник безбоязнен.
«В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять» такой завет оставил нам наш небесный покровитель преподобный и богоносный Иов, Игумен и чудотворец Почаевский.
Все, что делается в Церкви от чистого сердца и с чистой совестью, несомненно имеет глубокий смысл и промыслительное значение. И то, что наш почивший Авва Архиепископ Виталий, столетие со дня рождения которого мы недавно отметили (8 августа 1873-1973 гг.), после Святой Троицы, избрал небесным покровителем нашей св. обители преподобного Иова было, конечно, не без особого Промысла Божия. Этим самым он как бы предначертал нам ясный и определенный путь, которым мы должны идти, как в деле нашего личного спасения, так и в деле служения церкви, сделав преподобного Иова нашим духовным вождем, указывающим нам этот путь нашим путевождем.
В житии преподобного Иова мы видим гармоничное сочетание молитвы и труда, что требуется и от каждого истинного инока да, в сущности, и от каждого желающего быть истинным христианином. Одна молитва, без труда, особенно, когда она творится самочинно, без надлежащего руководства, как и все подвиги благочестия, могут таить в себе опасность прелести дьявольского обольщения через гордыню и тщеславие, и послужить не во спасение, а на падение и гибель. Мы знаем, что все великие подвижники с молитвой соединяли рукоделие, то есть телесный труд. И наш великий наставник святитель Феофан, Вышенский Затворник, неоднократно говорил, что без труда будет греховная праздность, а праздность, по учению свв. отцев-подвижников, есть «начало всех зол», начало всякого греха. Постоянное пребывание в одной только ничем не развлекаемой созерцательной молитве есть удел лишь «совершенных», то есть достигших высших степеней духовной жизни.
Преподобный Иов был великим молитвенником: он уединялся иногда для молитвы на 3 дня, а то и на целую седмицу в каменную пещеру, которая одна лишь была свидетельницей его молитвенных подвигов. Однажды, по свидетельству его ученика, Досифея, фаворский свет осиял пещеру и даже всю церковь и виден был в течение более двух часов.
Вместе с тем, преподобный с самого поступления своего в Угорницкую обитель еще в 10-летнем возрасте с усердием нес все возлагавшиеся на него послушания и с большим усердием старался всегда во всем услужить нуждавшимся в его помощи, а ставши игуменом, он «земли копаньем, древес саждением и гноя собираньем смирял себя», не гнушаясь, следовательно, никаким телесным трудом.
Отмечает жизнеописатель преподобного основные черты характера его, говоря, что он «зело братолюбив бысть, смирен, послушлив, кроток, милосерд и молчалив» настолько, что трудно было слышать от него что-либо иное, кроме постоянно-творимой им молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»
Это тоже все те черты, которыми должен отличаться каждый истинный инок, не напрасно желающий носить иноческие одежды, а вместе с тем и каждый истинный христианин: без взаимной любви, без смирения, послушания, кротости, милосердия и молчаливости, нет монашества, не может быть и истинного христианства.
Таков был наш небесный покровитель, и вот чему учит он нас самою своею жизнью.
Но это еще не все. Есть еще одна черта у преподобного Иова, которая делает его особенно близким и дорогим для нас именно в переживаемое нами лукавое время.
Боде трехсот лет тому назад, когда жил преподобный Иов, (в 1951 году мы праздновали 300-летие со дня его блаженного преставления), Православная вера и Церковь на крайнем западе Русской земли переживала весьма трудные времена, вследствие страшного гонения, начатого со стороны служителей папского Рима, а частично и со стороны протестантизма, возставшего против извращений и злоупотреблений латинян, но не только не вернувшегося в Православие, а совершенно порвавшего с истинно-христианской верой и Церковью, поскольку крайние протестантские секты дошли даже до отрицания главных христианских догматов догмата Святой Троицы и догмата о Божестве Господа нашего Иисуса Христа.
В эти трудные времена, когда даже епископы изменяли Православию и становились предателями нашей святой веры и Церкви, как напр., печальной памяти Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей, преп. Иов выступил безбоязненно и решительно в качестве борца за св. Православие.
Вместе с «освященным собором православных» в Богоспасаемом граде Киеве он дерзновенно исповедал «неврежденную веру» и к тому же увещевал «вся люди», принеся на мощах киево-печерских святых угодников страшную клятву: «В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять». Обходя землю Галицкую и Волынскую, преп. Иов всех просвещал светом Православия, «ревнителем веры сугубую ревность внушая» и «добрых сердца в Православии утверждая». Приняв на себя труд такой неустанной миссионерской работы, он «священные книги тиснением предавати во обители Почаевстей не преставал», за что и почтила его Святая Церковь, воспевая ему:
«Истинные веры был еси проповедник безбоязнен», «вся люди в православии утвердил еси»; «Явился еси истинные веры столп»; «Радуйся, скалы Почаевския твердейший адаманте!»
В молитве к нему она называет его: «Веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче!»
В наши дни мы не только окружены со всех сторон врагами Православия и еретиками латинянами и протестантами, но переживаем нечто гораздо худшее и более опасное для наших душ отступление от истинного христианства самих православных, пусть они и продолжают считать и называть себя официально «христианами» и «православными». Это те рядовые миряне, священнослужители и даже высокие иерархи Церкви, которые, ради карьеры и денег, или просто «страха ради иудейска», вступают в разные явные и тайные сообщества и организации, ставящие себе целью искоренение и уничтожение истинной веры Христовой и Святой Церкви.
Жуткая современность в своей полной аморальности, безпринципности и потере всякого здравого смысла дошла до того, что считающие себя «служителями Церкви Христовой» без зазрения совести заключают противоестественный союз с врагами Христа-Спасителя и явными богоборцами и не находят для себя зазорным пожимать им руки и садиться за один стол с ними, охотно с ними сотрудничая и помогая им в их адском плане обезбожения всего мира.
Все это они прикрывают и оправдывают благовидным предлогом «всепрощающей христианской любви» и «блага Церкви», а потому в основе всей их «деятельности» лежит, в сущности, измена, предательство, обман и лицемерие. Внешне, по наружности, они остаются как будто вполне православными, но это только этикетка, рекламная вывеска, внутри же «отступление истинное», о котором предрекал наш отечественный богослов, святитель Феофан Затворник.
Мы никогда не смеем забывать предостережения святого Апостола Павла о том, что «сам сатана преобразуется во Ангела светла, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор.11,14-15). Все это стало уже обычным явлением в наше злокозненное время, когда далеко не все то, что носит на себе имя «Православия» является действительно таковым, когда обман и лицемерие нередко господствуют даже в церковных кругах и вводят в заблуждение многих наивных, не умеющих или не желающих разбираться во всем ныне происходящем людей, когда истинную Церковь необходимо отличать от лжецеркви и истинных служителей Церкви от служителей сатаны, облекающихся в церковные одежды.
Не забудем также и того, что в наши дни сатанисты стали выступать порою уже совершенно открыто, рекламируя себя, о чем свидетельствуют хотя бы радио-передачи и телевизионные программы, пропагандирующие на весь мир открытую в Сан-Франциско, так называемую «сатанинскую церковь», которая, кстати сказать, уже официально признана государственными властями США, как одна из легальных «деноминаций», и вступила недавно в Национальный Союз Церквей, а чрез него и в Мировой Совет Церквей организацию, объединяющую все христианские вероисповедания, не исключая и православных.
Вот до чего дошли современные «христиане»! Ведь на собраниях этого Мирового Совета Церквей, согласно установившейся традиции, они должны будут теперь молиться сатане наряду с своими братиями сатанистами!! Думают ли они об этом, или тут имеет место сознательное предательство и измена Христу-Спасителю?! Здесь ведь уже и маскировки никакой нет, а открытый кощунственный цинизм Богоотступничества, который, конечно, не пройдет даром для этих мнимых «христиан», поклоняющихся, во имя мнимой «христианской любви» и «единения всех», самому сатане!
Вот почему мы можем, по всей справедливости, считать, что переживаемое нами время хуже и страшнее всего того, что было раньше, что современное лжетолкование всеобъемлющей и всепрощающей христианской любви и безграничность компромиссов во имя «блага Церкви» гораздо хуже и зловреднее всех прежних ересей, ибо прямо толкает современных христиан в объятия противника Христова и врага Божия и человеческого спасения сатаны.
Такая грозная современность повелительно требует от нас, если мы желаем остаться истинными христианами, следуя примеру нашего небесного покровителя преподобного Иова, ревновать не только о личных подвигах молитвы и поста ведь и многие еретики в свое время были большими молитвенниками и подвижниками! но, прежде всего об ограждении и хранении истинной веры и Церкви от всякого близкого и дружественного взаимообщения с современными богоборцами, врагами нашего Господа, и их приспешниками предателями нашей святой веры и Церкви, чтобы не быть увлеченными на общий, ставший теперь модным, путь отступления.
В наши страшные злокозненные дни всяких лукавых обольщений, обманов и предательства, взирая на дивный образ нашего безбоязненного проповедника истинной веры преподобного Иова, и мы должны безбоязненно исповедовать и проповедовать истинную веру, мысленно повторяя данную им клятву:
«В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять!» Аминь.
к оглавлению