Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Зависть и клевета.
МЫСЛИ В НЕДЕЛЮ 7-ую ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
«О князе бесовстем изгонит бесы …» (Мф.9,34). |
Удивительное дело! Христос, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, исцеляет слепых, изгоняет беса и возвращает дар слова немому. Весь народ прославляет Его за это, говоря, что никогда еще ничего подобного не было во Израиле. Одни только фарисеи, бывшие ревнителями ветхозаветного закона Моисеева и потому мнившие себя лучшими людьми, духовными вождями избранного народа Божия Израиля, вместо того, чтобы вместе со всем народом преклониться пред Иисусом и признать Божественную силу за совершенными Им чудесами, а Его Самого за посланника Божия Мессию, предсказанного ветхозаветными пророками, вдруг говорят: «О князе бесовстем изгонит бесы» (Мф.9,34). Сколько и других чудес творил Господь Иисус Христос: исцелял прокаженных, воздвигал от одра болезни разслабленных, воскрешал умерших и при этом постоянно проповедовал, уча народ исполнению заповедей Божиих, но фарисеи никак не хотели признать Его Посланником Божиим Мессиею, хотя все ветхозаветные пророчества сбылись на Нем, и они, как знатоки Священного Писания, лучше всех должны были бы видеть и знать это. Однако, народ, по мнению их, «невежда в законе», сразу же из чудес Христовых усмотрел Его несомненное Божественное достоинство, а они упорно продолжали твердить, что Он, совершает чудеса «силою бесовскою» и что Он даже Сам имеет беса в Себе.
Откуда такое упорство? Откуда такое непонятное ослепление?
От зависти, братие! Когда народ целыми толпами стал ходить за Иисусом,жаждая слышать Его Божественное учение, ибо Он учил, «как власть имеющий» (Мф.7,29) и получать исцеление от недугов, их охватила страшная зависть. Ведь они считались вождями избранного народа Божия, пользовались всеобщим уважением и почитанием, как ревнители и учители веры, как знатоки Божественного Закона. Это льстило их самолюбию, питало их гордыню и тешило их тщеславие, они упивались и услаждались народным преклонением и безмерно дорожили им.
Вот почему, как только они увидели, что явился Кто-то, заслуживающий большее уважение и почитание, чем они, их охватила бешеная зависть к этому, как им казалось, счастливому «сопернику». Привыкшие, как и все самолюбивые и тщеславные люди, судить о других по себе, они решили, что и это такой же честолюбец и искатель народной славы, как и они сами, только боле удачливый, и страшно озлобились на Него.
Мы знаем, к чему, в конце концов, привела эта зависть и злоба!
Она Сына Божия, пришедшего в мир спасти человека, возвела на крест, предав Его страшной, поносной мучительной смерти, а (виновников ее заклеймила вечным позором, как богоубийц. Недаром даже почетное некогда звание фарисея стало с тех пор нарицательным именем для самого гнусного человека, который все доброе делает только напоказ, будучи исполнен внутри всякой неправды и нечистоты, зависти, ненависти и злобы.
Вот сколь великое зло зависть, которая всегда идет рука об руку с клеветой и не останавливается ни перед каким преступлением! Зависть и клевета от диавола. Самое имя «диавол» и значит «клеветник». Люди, завидующие другим и клевещущие по зависти, творят дело диавола и являются подлинно сынами и слугами диавола.
Завистью диаволею вошел в мир грех и грехом смерть. Дьявол позавидовал блаженству первых людей в раю, в общении с их любящим Творцом и Отцом Богом и прельстил их нарушить заповедь Божию, оклеветав Бога, будто Он запретил им вкушать плоды от древа посреди рая, дабы они не стали сами, как боги, знающие добро и зло (Быт.3,1-5). Следствием этого явились безчисленные бедствия для человеческого рода, болезни и смерть этот «оброк греха» (Рим.6,23 ;5 ,12-21).
Зависть, и всегда рука об руку идущая с нею клевета на протяжении всей дальнейшей истории падшего человечества не переставала творить зло, омрачавшее жизнь людей и ввергавшее их в неисчислимые беды и несчастия.
Не завистью ли диаволею ввергнута в страшный кровавые бедствия и наша несчастная родина Россия? Дьявол внушил зависть к Царю-Батюшке, Помазаннику Божию, которому завидовала знать и даже некоторые из самого царственного дома. Самая черная гнусная клевета стала распространяться о нем и о его кристально-чистой семье. И дело дошло до жуткой кровавой трагедии зверского убиения всей царственной семьи в подвале Ипатьевского дома. Крестьяне завидовали помещикам, рабочие завидовали фабрикантам, бедные завидовали богатым, простые знатным и… вся Россия залилась кровью и слезами: жертвы этой дьявольской зависти и клеветы исчисляются многими миллионами.
Там, где говорит зависть и господствует злобная клевета, не может быть и речи о какой-либо правде или хотя бы самой элементарной справедливости: там все покрыто мраком лжи, злобы и ненависти, не останавливающихся ни перед каким преступлением.
Призрак Православной России с православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в разсчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют возстановлению ее.
Видим мы и в истории других стран, в частности и в событиях страны, где мы сейчас живем, как широко пользуются люди, обуянные завистью и продавшие себя сатане, клеветой для достижения своих адских планов. Зависть, совершившая однажды самое страшное в мире преступление Богоубийство, уже без особого зазрения совести, готова идти на все: на всякую низость, подлость, обман, лицемерие, грабеж и убийство.
Завистливый человек, однако, никогда не имеет душевного мира и покоя, ибо он и сам постоянно мучается и других тиранит: зависть сушит его, он делается как бы неистовым, мир Христов становится чужд его душе. Он несносен и для других людей, его окружающих, как все самолюбцы: нетерпелив, придирчив, раздражителен никому нет от него покоя.
А между тем: «Зависть в христианине», как говорит наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский: «есть безумие». Во Христе все мы получили бeзкoнeчнo-вeликие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и в земных благах обещано нам довольство, под условием искания Правды Божией и Царствия Его: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам». Не безумие ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например, его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и проч.? Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божии, во искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, в даровании нам снова благословения Отца Небесного и соединенных с ним вечных утех в небесах?
«Итак да будет между нами», увещевает святой праведный Иоанн, «взаимная любовь, доброжелательство и довольство своим состоянием, дружество, гостеприимство, нищелюбие, страннолюбие и верх добродетелей, смиренномудрие, незлобие, кротость, святыня» («Моя жизнь во Христе»).
Отбросим далеко от себя и всякую тень зависти, чтобы, в увлечении этим злым чувством не сделаться нам, в конечном итоге, клеветниками на ближнего своего и на самого Бога и, уподобляясь диаволу, не стать человеконенавистниками и богоборцами. Будем опасаться, как бы через свои безумные страсти, в том числе особенно через зависть, не потерять нам самого великого своего имения вечной славы Божией, с которой ничто на свете по ценности своей не может сравниться. Аминь.
к оглавлению