Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Бойтесь слепоты духовной!
«На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут» (Ин.9,39). |
В течение сорока дней по Своем преславном Воскресении из мертвых Господь Иисус Христос в прославленном теле Своем оставался еще на земле, многократно являясь Своим ученикам и беседуя с ними «яже о Царствии Божии» (Деян.1,3). В соответствии с этим Святая Церковь в продолжении сорока дней не перестает славить Его Воскресение, ежедневно воспевая радостные пасхальные песнопения. В течение этого сорокадневного периода она приводит нам на память все то, что может укрепить в нас веру в спасительную истину Его Воскресения. Так, прежде всего вспоминается промыслительное невеpиe Апостола Фомы, мгновенно претворившееся в пламенную веру, когда он сам увидел воскресшего Господа; затем прославляет Святая Церковь св. жен-мироносиц, свв. Иосифа Аримафейского и Никодима, как свидетелей смерти Господа Иисуса Христа на кресте, Его погребения и истины Его Воскресения; а в последние три воскресных дня вспоминает такие события земной жизни Господа, которые ярко и красноречиво убеждают нас в Его царственном всемогуществе и тем укрепляют в нас веру в Него, как Сына Божия, для Которого нет ничего невозможного, и, следовательно, в истину Его Воскресения: это исцеление разслабленного, 38 лет безнадежно лежавшего при Овчей купели, беседа с женой-самарянкой при колодце Иакова, о «воде живой» (под которой надо понимать благодать Святого Духа, навсегда утоляющей духовную жажду), и о поклонении Богу «духом и истиною», в конце коей Господь прямо открылся жене, что Он и есть Мессия, Которому надлежало придти, и, наконец, исцеление слепорожденного.
Не случайно этот радостный пасхальный период завершается повествованием о том, как Милосердный Господь Божественною Своею властию и силою исцелил слепого от рождения, и как ненавидевшее Господа гордые и надменные фарисеи не хотели признавать действительности этого чуда. Здесь как бы проводится для сравнения параллель между слепотою телесной и духовной и подчеркивается, насколько слепота духовная опаснее и губительнее телесной. Об этом ясно свидетельствуют слова Господа, обращенные к фарисеям, упорно не желавшим веровать этому чуду и признать в лице Господа Иисуса Христа Божественного посланника, Мессию, предсказанного пророками: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут». И когда фарисеи спросили Господа: «Неужели и мы слепы?» Он отвечал им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9,39-41).
Это евангельское повествование, как мы видим, убеждает нас в том, что, кроме слепоты телесной, может быть еще слепота духовная, которой, как очевидно, страдали передовые вожди избранного народа еврейского фарисеи, видевшие столько дивных чудес, совершенных Господом, и все же остававшиеся при своем упорном неверии в Него, как Meccию-Сына Божия.
Страдают этой же духовной слепотой и многие современные неверы и безбожники, страдают ею, и современные фарисеи, которые, воображая, что видят все лучше других, в действительности ничего не видят, пребывая постоянно в излюбленном ими духовном мраке.
Где главная причина этой столь губительной духовной слепоты, которая довела фарисеев с иудейскими первосвященниками во главе до такого страшного, из ряда вон выходящего преступления, как убиения Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти человека?
Ослепляет человека грех во всех его проявлениях, а особенно развившийся до состояния страсти, как-то: гордость, властолюбие, славолюбие, тщеславие, зависть, предубеждение, неправда, стремление к суетным и порочным удовольствиям и т. п.
Слеп духовно человек, когда он настолько самоуверен, что только своим собственным силам и способностям приписывает все свои успехи и достижения, не замечая всесодействующей добру Божией силы.
Слеп духовно человек, когда в окружающей его дивно и премудро созданной природе не видит проявления всемогущества и премудрости Божиих и дерзко утверждает, что Бога нет.
Слеп духовно человек, когда он, охваченный гордостью и высокомрием, воображает, что он во всем превосходит других, сам нося в себе бремя греха и несовершенства.
Слеп духовно человек, когда он возлагает все свои надежды на свое богатство, которое столь непостоянно и преходяще: сегодня есть, а завтра нет: или огонь его уничтожит или грабители отнимут.
Слеп духовно человек, который стремится к обладанию властью, и упивается ею, когда ее достигнет, думая создать чрез нее свое личное благополучие. Он забывает, что и власть может быть легко потеряна, и тогда он обратится в полное «ничто».
Слеп духовно человек, когда все расценивает только с точки зрения своих личных эгоистических интересов, когда во имя этих интересов отвергает истину и попирает правду; когда заглушает в себе голос неподкупной совести; когда, имея в руках весы правды, дает перевес неправде и беззаконию.
Слеп духовно человек, когда, водимый больным своим честолюбием, любит, чтобы ему всегда льстили, чтобы восхваляли даже его недостатки; когда «считает ложь добродетелью, а ласкательство необходимым выражением почтительности и уважения» (Бурдало).
Слеп духовно человек, когда не знает истинного своего предназначения здесь на земле, когда не знает или не хочет знать, что есть «единое на потребу», а весь охвачен суетой мира и смысл своей жизни находит только в земном и в плотских удовольствиях.
Для духовного слепца чрезвычайно характерно то, что он упорствует в своем нравственном нерадении и не желает, чтобы кто-нибудь открывал ему глаза.
Кто же осмелится открывать ему глаза, на того он начинает смотреть, как на самого лютого своего врага, хотя бы он был преисполнен к нему самых добрых чувств. Ему ближе и дороже льстецы-ласкатели, которые постоянно лишь хвалят и превозносят его мнимые добродетели.
Для такого человека духовный мрак вожделеннее света: он, подобно некоторым ночным птицам, предпочитает блуждать в темноте, потому что она прикрывает его темные дела.
Наше время время отступления от истинного Бога и от Христа и вместе с тем время ослепительных чисто-внешних успехов и достижений, особенно изобилует такими людьми, пораженными губительным недугом духовной слепоты. Утрачено настоящее, чистое духовное зрение, придушен, если не совсем еще вытравлен голос совести, исчезло внутреннее чувство меры, справедливости и благоразумия.
И вот весьма многие в наши дни, без всякого зазрения совести и даже с дерзкой запальчивостью готовы утверждать, что «белое» это «черное», а «черное» «белое», добродетель называют грехом, а порок возводят на пьедестал добродетели, свет провозглашают тьмой, а тьму светом.
Духовная слепота перепутала и смешала все поняла и представления в душе современного человека, и вот причина, почему, под всякими самыми благовидными предлогами и оправданиями, стало твориться сейчас так много всевозможных безумных поступков и преступлений.
И это буквально во всех областях современной жизни, не исключая и церковной, где, казалось бы, все должно быть безукоризненно свято и непорочно, все должно отвечать Истине и Закону Божию.
И исполняется воочию на наших глазах предречение древних отцов подвижников христианского благочестия: «В последние времена люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».
В наш лукавый век особенно актуальна известная весьма нравоучительная сказка о голом короле. Какой-то портной взялся сшить королю необыкновенное одеяние из таких ниток, которые видимы только для умных и добродетельных людей, а глупые и злые их не видят. Когда одеяние было сшито, и король надел его на себя, все наперебой начали восхищаться и хвалить его, хотя ничего не видели. Они боялись признаться в том, что ничего не видят, дабы не скомпрометировать себя и не лишиться благоволения короля. И вот среди всеобщего лживого восторга неожиданно открыл глаза всем, восхищавшимся новой необыкновенной одеждой простой, безхитростный ребенок, который неожиданно воскликнул: «Да ведь король-то голый!», и все вынуждены были признаться, что они были обмануты и сами обманывали других, льстиво хваля из подобострастия к королю несуществующую одежду.
Да! наше лукавое время время, по преимуществу, всяческого обмана, введения друг друга в заблуждение лживыми речами с корыстной целью личной выгоды и создания себе земного благополучия.
Но забывают эти лукавые люди духовные слепцы какое страшное посрамление ожидает их, когда во всеуслышание раздастся голос Правды, которая подвергалась ими поруганию, обличающий их, ложь и лицемерие, и они поймут тогда, в какой духовной слепоте они жили, возлюбив более тьму, нежели свет, только потому что дела их были злы, и они боялись света, дабы не обличились дела их (Ин.3,19-20).
Но особенно ужасно и губительно, когда духовной слепотой страдают те, кто поставлены руководить так или иначе другими, кому вверяются бразды правления в человеческом обществе. О них так сказал Христос-Спаситель: «они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого то оба упадут в яму» (Мф.15,14).
Будем же бояться, братие, этой слепоты духовной пуще всего на свете, ибо нет несчастия хуже ее. Вот почему Святая Церковь и учит каждого из нас обращаться с молитвой ко Христу, отверзшему очи слепорожденному: «Душевными очима ослеплен к Teбе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения: покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый» (Кондак в неделю слепого).
к оглавлению