Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Моя мысль во Христе
О Деятельности (Энергии) Божества
к оглавлению
Примечания
[1] «На горах Кавказа».
[2] «Апология Веры во Имя Божие и во Имя Иисус», изд. Религиозно-Философской
Библиотеки. Москва, близ Храма Спасителя, д. Ковригиной.
[3] Под «Именем» не подумай, что здесь говорится о
каком-либо слове человеческом или о каком-либо собственном имени, но говорится
о Славе и Сиянии всех совершенных свойств Божиих, кои присно именуются, т. е.
определяются и ведаются Сыном Словом.
[4] «Христос… разрушив клятву, даде Благословение, и упразднив смерть, дарова нам
Живот Вечный» (Троп. 8 Сент.).
[5] Здесь под словом «Глагол» понимай не только слова Спасителя, но понимай вообще
Словесную Энергию Его, Свет Божественного Откровения.
[6] Приводя данное место, вероятно, по памяти, о. Иоанн
допускает некоторую несущественную неточность. А именно, сказано: «Бог бо есть
действуяй в вас» (Фил. 2:13).
[7] Равно исповедуя Божество Деятельности Сына,
обращенной к людям, с Его Деятельностью, обращенной к Отцу, мы не отождествляем
этих Деятельностей и не определяем недоведомой внутренней Деятельности Лиц Св.
Троицы. О евангельских же словах: «Лазаре, гряди вон!» и т.п. мыслях что они
присно живы и действенны, хотя и не в том направлении, как первоначально, но в
смысле откровения свойств Христовых.
[8] «Детель», «Действо» суть славянские слова, коими в
церковном языке переведено греческое слово «Энергия», и которое по-русски мы
называем «Деятельностью» и «Действием».
[9] Смотри Лк. 1:1 и Деян. 6:4: «Мы же в служении слова
пребудем». Как видим в приведенных текстах, служение понимается как служение не
только Ипостаси, но и Глаголам Его.
[10] Понимай под словом «Глагол»
слова Откровения не прагматически, а духовно, в смысле Света
Деятельности Божества и Божественных Истин созерцаемого Откровения.
[11] Эти же слова говорит священник, когда благословляет
диакона выходить читать Евангелие: «да даст тебе Господь Глагол
благовествующему силою многою».
[12] Прекрасно о сем свидетельствуют слова церковной
стихиры св. Флору и Лавру: «Благодать почерпите, и просвещение приимите...
мощем прикоснувшися Священных мученик, Флора же и Лавра, из них же истекает
богатно исцелений Божественное Действо» (Минея 18 Авг.).
[13] «Невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших Дара
Небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и доброго
вкусивших Божия Глагола и Силы грядущаго века, и отпадших, паки
обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе» (Евр. 6:4-6).
[14] Под «Славой» Божией понимается понимается вообще Энергия Божия, по в данном
случае под именем «Слава» Христова, которую Бог даровал Христу, понимаем в
особенности обоженную и прославленную воскресением и вознесением Плоть Христову.
к оглавлению