Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Моя мысль во Христе
О Деятельности (Энергии) Божества
к оглавлению
Часть 2. Глава VI
Что есть Истина?
«Аз есмь
Истина», назвал Себя Господь. «Истина есть Бог», говорит св. мученик
Иустин. Однако мы знаем в мире много чего, что называется истиною, но не может
быть названо Богом. Знаем много всяких научных истин: арифметических,
геометрических, физиологических и т. п. и вообще называем истиною не только
Истину о Боге, но и всякое верное и безошибочное, постоянное и неизменное
словесное отображение в глаголе человека какого-либо закона природы.
Но идеи,
отображающие эти законы, суть тварь, и не их подразумевал Господь, когда назвал
Себя именем «Истина». Мы знаем, что, сошед на землю, Господь не сообщил людям
никакой научной тварной истины, предоставляя самим людям находить их умом своим
из рассмотрения и изучения естества вещей, ибо сие искание и нахождение тварных
истин посильно оку ума человеческого.
Но какова
же та Истина, которую Господь удостоил отождествить с Самим Собою? В нашем
сочинении «Апология Веры во Имя Божие и во Имя Иисус» мы дерзнули называть Имя
Божие Истиною о Триипостасной Истине, и наши критики, недоумея, что
есть Истина, вопросили нас, подобно Пилату: «Что есть Истина?» Это побуждает
нас высказаться с помощью Истины, что понимаем мы под той Истиной, которую
Господь назвал словом «Аз».
Дважды два
четыре есть истина, но не есть Бог, ибо не есть Божественное Откровение и
Деятельность Божества, но есть лишь произведение Деятельности словесной
Божества, но Имя Божие в смысле Истины о Триипостасной Истине есть Бог, ибо
хотя язык человеческий, на коем именуется Бог, есть тварь и есть плод деятельности
ума человеческого, но в сем слове сокрыт луч Божественного Откровения, который
есть луч Божественной Истины, как мы выше говорили, живая Деятельность
Божества. Итак, Истина есть Откровение Свойств Божиих словесной
Деятельностию Слова, которую отождествляя с Самим Собою Ипостасное Слово
именует словом Аз. Истина есть отображение в Глаголах воплощенного Слова
Господа Иисуса Христа свойств Божиих, сообразно коим определяется Богоподобие
человеков и устанавливаются религиозно-нравственные устои жизни.
Слово Божие есть Творец всякой тварной истины и Начало,
а не Творец всякого ведения о Боге.
Человек
создан был по образу и подобию Божиему и, следовательно, должен был носить в
себе отпечаток свойств Божиих, но, впав в грех, сочетался со диаволом и
приобрел отпечаток свойств диавольских. Бог есть Совершенство, и отображение
его совершенства в Глаголе Слова есть Истина. Диавол есть противоположность
совершенству, ибо в нем не осталось ни одной черты богоподобия, но есть уродство, и отображение свойств его в
глаголах его есть ложь.
Итак,
Господь сошел на землю, дабы восставить падшего в ложь человека и восстановить
в сочетавшемся с ложью человеке извращенные свойства души, возвратив им
истинные черты Богоподобия. Но каким же образом восстановить? Диавол извратил
Богоподобие человека, прельстив человека глаголом лжи своей, поэтому и Господь
восстановляет человека Глаголом Истины Своей. Человек имел свободу послушать
или не послушать Бога. Отождествляя Себя с энергией
Своей, Господь именует Себя Истиною. Глагол Свой, Который Господь именует
Истиною, Он именует также и Светом. «Аз есмь Свет миру» (Ин. 8:12), говорит
Господь, подразумевая под Светом Истину Своего учения. «Истинно есть
свидетельство Мое» (Ин. 8:14). «Аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте»
(Ин. 8:19). «Пославый Мя Истинен есть, и Аз яже слышах от Него, сия глаголю в
мире» (Ин. 8:26). «Аще вы пребудете в словеси Моем, …уразумеете Истину, и
Истина освободит вы» (Ин. 8:32). (Обратите внимание, что немного ниже Господь
повторяет ту же мысль словами: «Аще Сын вы свободит», именуя таким образом
Себя и «Сыном», и «Истиною».) «Ищете Мене убити, человека, Иже Истину вам
глаголах, юже слышах от Бога» (Ин. 8:40). В этих приведенных нами выдержках
из 8-й главы от Иоанна ясно определяется, что именно следует понимать под
евангельским термином «Истина». Итак, во-первых, Истина есть то, что «слышит»
Сый в Боге Отце от Бога Отца Бог-Слово и что по воле Отца открывает людям.
Итак, Истина есть Божественное Откровение. Истина есть словесная энергия Бога Слова и есть Сам Он, Бог
Слово, неотделимо Сущий в Глаголе Своем.
В этой же
главе определяется, что такое есть ложь. Господь говорит о диаволе, что он «во
Истине не стоит, яко несть Истины в нем» (Ин. 8:44). Что же значит «стоять в
Истине», и что значит «несть Истины в нем»? Это, во-первых, значит, что
диавол не пребывает в тех Богоподобных свойствах, которые имел, когда пребывал
Ангелом, и так как он сознательно и непринужденно, самоохотно отступил от любви
Божией и, следовательно, от любви к единственному в мире сущему совершенству,
то лишился всякого приобщения Сего Совершенства «несть Истины в нем».
Божественное Откровение, подаваемое приобщением словесной Энергии Бога, есть
единственный источник Истины, а посему у диавола Истины нет и быть не может, но
есть лишь все противоположное Истине, то есть ложь. «Егда глаголет лжу, от
своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8:44). «Аз же… Истину глаголю»
(Ин. 8:45). «Кто Мя обличит о гресе; аще же Истину глаголю, почто вы не веруете
Мне?» На этот вопрос Господь вслед за этим и отвечает, почему иудеям невозможно
было в Него уверовать: «Иже есть от Бога, Глаголов Божиих послушает: сего ради
вы не послушаете, яко от Бога несте» (Ин. 8:47). Итак, как видите, «Глаголов
Божиих» послушать может лишь тот, в коем есть хотя малое приобщение Истине. Тот
только может послушать Глаголов Божиих, который хотя в малой степени носит в
себе Бога, носит в себе Истину, то есть имеет общение с Богом в духе своем
и в этом смысле «есть от Бога». В ком же отсутствует приобщение словесной
Деятельности Божества, тот «во Истине не стоит, несть Истины в нем», и
таковой не «от Бога», но от диавола. «Аз чту Отца Моего», вот признак, «от
Бога» ли человек или нет. «Аз чту», «аз
люблю» Бога по тому самому, что люблю совершенство, но если я люблю грех,
который есть уродство и в этом смысле ложь, то значит, люблю ложь и тем самым
по необходимости не люблю Истины, не люблю свойств Отчих и не чту Отца, а люблю
свойства диавола. «Аз вем Отца, и аще реку, яко не вем Его, буду подобен вам
ложь, но вем Его и слово Его соблюдаю» (Ин. 8:55).
***
«Будити
святи, якоже Аз Свят Господь Бог ваш», говорит Господь Моисею. Господь же
Иисус Христос заповедует нам: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный
совершен есть» (Мф. 5:48). Очевидно, что в обоих текстах смысл тождественный,
и слова «Свят» и «Совершен» суть синонимы. Также называет Господь Отца словом
«Истинен». Очевидно, что и слово «Истинен» имеет тот же смысл, что и
«Совершен», и «Свят». Итак, это дает нам до некоторой степени разгадку загадки:
«Что есть Истина?» Истина, ответим мы, есть Святость, есть Совершенство.
Всесовершенство есть Бог, а посему Истина. Всесовершен Отец и все
Волеизволения Его, а посему Истинен есть. Всесовершен есть Сын, ибо в Себе
отображает все совершенства Отца, и потому Истина есть. Всесовершенны суть и
Глаголы Его, ибо отображают все совершенные Волеизволения Отчия, а посему
Истина суть. Всесовершен есть Дух Святый, в Себе ощущающий все совершенства
Отца, а посему «Дух Истины» есть. Совершенны суть и все дела Духа Святаго,
осуществляющего все совершенные волеизволения
Отца и все совершенные Глаголы Сына, а посему Дух Истины есть. Триипостасное совершенство есть Бог по существу
Своему и в этом смысле может быть назван Триипостасною Истиной. Триипостасное
Совершенство есть Бог и в Тройственной Деятельности Своей, а посему может быть
назван Триипостасною Истиной.
Триипостасная
Святыня, Триипостасное Совершенство, Триипостасная Истина, усовершенствуй и
нас в Истине Твоей!
***
В Евангелии
нет непосредственного ответа Пилату на его вопрос: что есть истина? Однако,
тот, кто желает получить этот ответ, может его найти в Евангельском
повествовании от Иоанна в главе 8-ой. Там приведены слова Господни, совершенно
непреложно и ясно отвечающие нам, что словом Истина Господь именует Самого
Себя в словесной Свой Деятельности. Изложим же это учение рядом
последовательных выдержек из этой главы:
«Аз есмь
Свет миру… Ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать Свет Животный»
(Примечание: как видите, Господь под Светом Животным подразумевает Свое
Учение.) «Ты кто еси? и рече им Иисус: Начаток, яко и глаголю вам.
…Пославый Мя Истинен есть, аз яже
слышах от Него, сия глаголю в мире… Аще вы пребудите в словеси Моем, воистину
ученицы Мои будете. И уразумеете Истину, и Истина свободит вы… Аще Мя
бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте… Аще убо Сын вы свободит, воистину
свободны будете… Ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз еже
видех у Отца Моего глаголю… Истину вам глаголах, яже слышах от Бога…
Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во
веки… Вем {Отца} и слово Его соблюдаю».
Таков ответ
уст Господних на вопрос: что есть Истина. Итак, Истина есть все то, что Господь
по повелению Отца возвестил нам. Эта истина
не есть тварное произведение Деятельности Божества, но есть самая словесная
Деятельность Божества и Сам Бог, ибо Господь «Сый и Живый» неотделимо
пребывает во Энергии Своей. Глаголы Господни, слышанные Им от Отца, не суть
отвлеченные идеи, существующие якобы лишь постольку, поскольку они восприяты
памятию и разумом учеников, но есть реально сущая словесная Энергия Божия,
сущая и вне воспринимающих ее познанием учеников. Будучи неотделима от Ипостаси
Слова и нося в себе Духа Святаго, сама действует в мире животворяще и
спасительно.
***
«Аще вы
пребудете в словеси Моем… уразумеете Истину, и Истина свободит вы» (Ин. 8:31).
Спрашивается: от чего же должна освободить Истина? От чего должны человека
освободить Глаголы Господни? от рабства греху и от причастия диаволу. Но кто
же в силах освободить от власти диавола, как не Сам Бог? Итак, из этих слов
Господних не ясно ли вытекает, что в словах Его человеческих пребывает Истина,
сущее Божество Божественной Энергии, Глагол Слова, Сила Духа Святаго и
Благоволение Отца…
Сопоставьте
с этими словами слова Господни Пилату: «Аз приидох, да свидетельствую Истину: и
всяк, иже есть от Истины, послушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Сопоставьте с
этим и следующие слова: «Иже есть от Бога, Глаголов Божиих послушает: сего ради
вы не послушаете, яко от Бога несте» (Ин. 8:47). Как видите, Господь в одном
речении говорит, что Его Глаголы может воспринять лишь тот, кто от Истины, а
в другом речении говорит то же самое словами кто от Бога. Не видно ли из
этого, что Господь называет Бога Истиной, а Истину, как Деятельность Божества,
называет Богом?
Затем
обращаю внимание и еще на следующие слова, из которых ясно видно, что Господь
Истиной и Богом признавал не только слова, непосредственно исходящие из уст
Его, но и слова, записанные в Писании, и таки образом дал нам право считать и
слова Писания за живые Глаголы Его и за Деятельность Божества. «Аминь, аминь
глаголю вам, аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки» (Ин.
8:52). Спрашивается, относится ли это обетование только до Апостолов,
непосредственно слышавших Глаголы Спасителя из уст Его, или относится и до всех
тех, кои слышат эти Глаголы, прочитывая их в Писаниях Евангельских? Думаем,
что и противникам нашим придется по необходимости ответить, что это относится и
к Глаголам Писания. Но это признание по необходимости ведет к признанию, что и
в словах Писания естество Глаголов Божиих не изменилось, и они одинаково с
первоначально изреченными словами суть живы и действенны, суть Дух и Живот, и
посему суть Истина, суть Словесная Энергия Божества, а не
произведение Деятельности Божества, ибо «произведение», как тварь, ни
Жизнью, ни Духом быть не может.
***
Сын Божий
определяет Свою Деятельность следующими словами: «Аз не сие родихся и на сие
приидох в мир, да свидетельствую Истину, и всяк, иже есть от Истины,
послушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Слово «родихся» относится к предвечному
рождению, а слово «приидох в мир» относится к воплощению. Итак, как видите,
Деятельность Сына предвечно заключается в том, что Он свидетельствует
Истину в Себе показует Отца. В том же самом заключается и
Деятельность Сына по воплощении: Он в Себе и в Глаголах Своих
свидетельствует Истину показует Отца. Мы много говорили уже, каким
образом Сын показует Отца, много говорили о Глаголах Сына и вообще о
причастимости Глаголов Божиих и Деятельности Божией человеку, а посему
сказанное нужды в повторении не имеет. Обратим лишь внимание на следующие
слова, что внять свидетельству о Истине не всякий может, но лишь тот, «кто
от Истины». Это значит, что воспринять в себя Глаголы Господни в
деятельность свою может только тот, кто имеет некое сродство с Истиной, т. е. с
Богом. Как же приобретается зачаток сего сродства? Начало возобновления
сродства с Богом есть покаяние. Покаяние есть сей светильник Света, коим
просвещается око сердечное от тьмы греховной и делается способным к восприятию
лучей Истины.
Светильником
Света Церковь именует Предтечу, потому что, призывая людей к покаянию, он
доставлял душам их малый Свет Истины, слабо, подобно светильнику, во тьме
озарявший души их. Этим предначинательным светом покаяния просвещались люди,
исповедуя грехи свои Предтече во Иордане, и породнялись с Истиной, делаясь
способными к восприятию велиего Света Глаголов Господних. итак, вот и еще разгадка, почему мытари
и грешники познали Истину, а фарисеи и книжники не познали. Потому, что мытари
и грешники «оправдиша Бога, крещшеся крещением Иоанновым. Фарисеи же и
законницы совет Божий отвергоша в себе, не крещшеся от него» (Лк. 7:29).
Совет Божий в том именно и заключается, чтобы прежде пришествия Воплощенного
Слова предпослать проповедника покаяния, дабы дать людям возможность
предочиститься, умилостивить Бога смирением, покаянием и исповеданием
греховности своей, и привлечь тем на себя первый благоволительный взор Отчий и
с ним первый предначинательный луч Истины и Благодати и начаток сродства с
Богом.
***
Господь
говорит: «Аз приидох в мир, да свидетельствую истину»,
а в другом месте Господь, говоря о Себе, говорит: «Благословен грядый во
Имя Господне». Смысл сего таинственного слова «Грядый во Имя Господне»
будет ясен, если сопоставить его со словом «свидетельствовать Истину».
Откровение свойств Божиих есть откровение Имени Господня. Свидетельство Истины
есть откровение совершенств Господних. В этом и заключалась, как мы видели
выше, Деятельность Сына Божия, ради которой Он и сошел в мир. «Благословен
Грядый во Имя Господне». Ей: «оправдися Премудрость от чад своих всех».
***
«Что есть
истина?» пусть ответит нам на это наперсник Господень Иоанн, что следует
понимать под Истиной.
Итак,
читаем во втором Послании его: «Старец избранной госпоже и чадам ее, ихже аз
люблю воистину, и не аз точию, но и вси, разумевающие Истину, за Истину,
пребывающую в нас, и с нами будет вовеки: да будет с вами благодать,
милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отча, во Истине
и любви» (II Ин. 1:1-4).
Таинственные
слова и не сразу понятные, но если вникнем в них, то заключаем следующее:
Апостол свидетельствует о некой христианке, которая дсотойна почитания и любви
всех, слышащих о ней и знающих ее христиан, коих Апостол называет «разумевшие
Истину». Ради чего же христиане ее любят? «За Истину, пребывающую в нас».
Любят ради Христа, ибо Христос в них и в ней. Как же Христос в них, и как
Христос в ней? «Во Истине» Своей. Итак, христиане именуются
Апостолом людьми, разумевшими Истину, то есть уразумевшими Глаголы
Христовы, которые суть Сам Христос… Сия Истина, то есть Глаголы Христовы, кои
суть Энергия Христа, и в коих неотделимо присущ и Сам Христос, есть вечная
Энергия Его, которая в христианах не только ныне есть, но будет их достоянием и
в будущем веке «за Истину, пребывающую в нас, и с нами будет во веки».
К этому присовокупляет Апостол и еще одно величайшее свидетельство, что Истина
сия есть носительница милости, мира и Благодати. Истина есть носительница
всех вышепоименованных даров, подаваемых от Единосущной Троицы в лучах
Деятельности Ее. Но кто же сподобляется воспринимать вместе с Глаголами господними сии дары? Те, которые
воспринимают Истину с любовию к ней, почему Апостол и присовокупляет во
Истине и любви. Ради Христа, говорит этими словами Апостол, Энергией
Божества и Душею, и Телом пребывающего в нас, ради Христа, Глаголами Своими пребывающего
в нас, да будет нам в причастии Глаголов Истины причастие и Милости Божией, и
Мира Божиего, и Благодати Божией, и сие потому, что мы являемся не только
слушателями Глаголов Истины, но и возлюбившими Истину и исполнителями Глаголов
Господних.
***
Истина,
понимаемая в смысле Истины о Боге и Истин религиозно-нравственных, согласно
мнению Св. Мученика и философа Иустина, есть Бог. Но разве всякая истина по
существу своему не есть некая идея? Почему же в таком случае идея о Боге и о
Божественном есть Бог, а идея истинная о прочем не есть Бог? Почему, напр.,
дважды два четыре не есть Бог, тогда как истина: возлюби ближнего твоего, как
самого себя, есть Бог? Мы уже говорили, что это потому, что истинные идеи о
Боге и о Божественном суть плоды Божественного Откровения и живые семена
добродетелей, то есть суть Энергии словесные Божества. Но нельзя того же
сказать и о всяких научных истинах, ибо научные истинные идеи суть лишь
произведения Премудрости Божества, но не суть живые носители словесной энергии
Божества и не суть, следовательно, словесная Энергия Божества. Но это порождает
вопрос: что же такое суть идеи? Может быть предложен следующий вопрос: если Бог
всеведущ, то все сущее не было ли Ему известно прежде всех век, и,
следовательно, не существовали ли и идеи всего сущего прежде всех век?
Непостижима для разума человеческого природа Божества, но, как открыли то святые отцы, Бог не нуждается ни в членораздельной речи, ни в
многочисленных идеях для Своего мышления и глаголания. Поскольку проста Отчая
мысль, постольку просто и Ипостасное Слово, постольку прост и Глагол Сего
Слова. Поэтому и Вторая Ипостась Святой Троицы не именуется словами Божиими, но
Словом Божиим простым и единым, в одном акте глаголания и все совершенства
Отца, и все соизволения Отца изрекающим. Поэтому для всеведения Божия нет нужды
в идеях, и идеи не суть предвечны, ибо без пособия идей мыслит и глаголет Бог.
Но когда же появились идеи, и откуда они произошли? Ипостасная Премудрость
Божия словесным Действием Премудрости Своей тогда, когда создала все сущее, создала
и идею всего сущего. Слово тогда, когда создало мыслящую и глаголющую
тварь, создало ради сей твари членораздельный образ мышления, состоящий в
созерцании оком ума идей всего сущего. Эти созерцаемые идеи, выраженные условными
звуками, создали речь ангельскую и человеческую. Наконец, для того, чтобы
открыть словесной твари Истину Божию, Ипостасное Слово употребило те же
созданные Им идеи и созданную членораздельную речь. В этих словах и понятиях
сокрыв Истину Божественную, Бог таинственно сообщает ее людям и, таинственно в
них действуя, открывает людям Непостижимого Бога, и свойства Его, и Волю Его, и
Силы Его.
***
Как дышать
не мог бы человек, если бы не было воздуха, так и мыслить не мог бы ни Ангел,
ни человек, если бы не было идей. Как зреть не могло бы око, если бы не было
предметов и лучей, отображающих фигуры их, так и мыслить не мог бы ни Ангел, ни
человек, если бы не было сущего и идей, отображающих все сущее. Как из
рассматривания человек постепенно все больше и больше познает то, что пред
глазами его, так и из рассмотрения идей сущего от начала мира и доселе человек
познает все больше и больше все сущее, и эти познания идей использует в разных
изобретениях. Как слепота человека не может упразднить существование лучей, кои
исходят от всего сущего, хотя для слепого человека эти лучи как будто и не
существуют, так и слепота ума человеческого и недальнозоркость ума
человеческого не может упразднить существования мысленных лучей в идеях,
отображающих все сущее, хотя бы человек и доселе многих из сих идей и не познал
и даже не наименовал.
***
Как человек
зреть сущее может, лишь воспринимая в око свое зримые лучи, так и мыслить и
человек, и Ангел могут, лишь воспринимая в мысленное око свое идеи. Поэтому
всякое мысленное сообращение человека как с Богом, так и с диаволом, происходит
через посредство идей. Чрез посредство человеческих понятий и слов Господь Бог
открыл людям и Имя Свое, и Истину Свою, также и диавол чрез посредство слов
своей тайной беседы с человеком и чрез посредство обычных понятий человеческих
и идей прививает человеку свой образ мыслей и свои свойства. Как Господь Бог
словесной Деятельностию Своей воплощается, так сказать, в идеи и слова
человеческие, так и диавол своею демоническою энергией воплощается, так
сказать, в глаголы своей проповеди людям. Наконец, есть область идей, мыслей,
речей и слов, которая до некоторой степени свободна от особых воздействий как
Духа Божиего, так и духа диавола. К числу таких идей относятся и все научные
истины, которые не суть исполнены Божественного Откровения.
***
Итак, не
мысль человеческая создала мир идей, но стихия идей дает пищу и материал для
человеческой мысли. И не человек изобрел речь и членораздельные слова, но
существование созерцаемых умом идей вызвало к жизни выражение сих идей
членораздельными звуками. А что это так, в том нас удостоверяют глухонемые.
Они, хотя и не ведают человеческой речи, однако, и у них мысль течет и
действует по тем же законам, как и у обыкновенных людей. Существование тех же
идей у самых дальних народов доказывает существование идей независимо от
человека. Отрицание существования идей вне мысли человеческой и утверждение,
что идеи существуют только в мышлении человеческом, а не вне его, равносильно
отрицанию существования лучей, исходящих от всех видимых предметов, и
утверждение того, что сии лучи существуют, якобы, только в акте зрения ока
человеческого.
***
Да не
подумает кто, что мы суемудрствуем и сами от себя изобрели сравнение ума
человеческого с оком. Так мыслить дает нам право Сам Господь, Который в
Евангелии приравнял ум человека оку его: «Аще убо око твое просто будет, все
тело твое светло будет». «Светильник телу есть око» (Лк. 11:34). Еще Господь
Иисус Христос весьма часто именуется в церковных молитвах именем «Солнце Правды»,
ибо подобно тому, как очертания предметов не бывают видимы глазом, если их не
осветит свет солнца, так и в познании Истины Божественные истинные идеи не
могут быть видимы умом человеческим, если их человеку не осветит «Солнце
Правды» Иисус Христос благодатным светом
словесной Деятельности Своей. «Аз есмь Свет миру».
***
Итак, по
сотворении идей и мыслящих созданий, способных познавать Бога, единая Истина,
единая предвечная словесная Деятельность Божества, единая несозданная
Премудрость Божия Глагол Ипостасного Слова воссияла и засверкала
бесчисленным числом лучей в бесчисленных созданных идеях и понятиях, открывая в
них познание и созерцание для мысленно-словесной твари вечной Истины и Глаголов
Слова.
Эти
созданные идеи, в коих сияет и открывает себя
несозданная Истина, суть, во-первых, слова Божественного Откровения, в том
числе и все Имена Божии, все Божественные Глаголы, все религиозно-нравственные истины. В этом смысле Святой Симеон
Новый Богослов и говорит, что все имена, коими мы именуем Бога, хотя взяты из
понятий человеческих, как напр.: отец, сын, дух, однако отличаются от имен
человеческих, ибо суть Свет и суть Бог Непреложный, Непреодолимый, Нетленный и
Живый, тогда как те же идеи, если относятся к твари, суть «текучи и пусты». В этом
же смысле и Св. Иустин Мученик называет, как мы увидим ниже, Истину
религиозно-нравственную Самим Христом, Который в этих религиозно-нравственных
истинах искони словесно приобщался человечеству. В этом смысле и мы называем
имена Божии Богом, ибо хотя имена Божии образованы словами и идеями тварными,
но в них всегда сияют, хотя и не всегда созерцаются нами Лучи словесной
Деятельности Божества, которые исполняют сии тварные идеи Духом и Жизнью,
Истиной и Благодатию и Благоволением Божества. Итак, хотя и мы признаем, что
идеи, кои употребляются человеком для именования Бога, суть произведения
деятельности Божества, но сокровенные Лучи Истины, кои неотделимо сияют в
Богооткровенных Именах Божиих, суть Сама Деятельность Божества, почему
религиозно-нравственные идеи по всей справедливости и именуются именем «Бог».
***
Вот свидетельства святого Иустина философа о том, что религиозно-нравственные
истины в человечестве суть Сам Господь Иисус Христос в Глаголе Своем: «Мы
научены, что Христос есть Перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он
есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Которые жили согласно
со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковыми между
еллинами Сократ, Гераклит и им подобные, а варваров Авраам, Анания, Азария,
Мисаил» (Сочинения святого Иустина философа и мученика. Перевод протоиерея
Преображенского, Москва, 1892 г., стр. 76). «Итак, наше учение возвышеннее,
очевидно, всякого учения, потому что явившийся нас ради Христос по всему был
Слово, то есть и по телу, и по слову, и по душе. И все, что когда-либо сказано
и открыто хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно
меры нахождения ими и созерцания Слова, а также, как они не знали всех свойств
Слова, Которое есть Христос, то часто говорили даже противное самим себе.
Но кто из живых до Христа, по Его человечеству, покушался исследовать и опровергать
что-либо Словом, те были предаваемы, как нечестивые и дерзкие, суду. Самый
твердый из всех них в этом деле Сократ был обвинен в тех же преступлениях,
как и мы; ибо говорили, что он вводил новые божества и не признавал тех, которых
граждане почитали богами» (там же, 115). «Слово Истины свободно и самовластно:
оно не хочет подлежать испытанию посредством доводов, н допускает пред слушателями
исследования путем доказательств. Ибо его благородство и достоверность требует,
чтобы верили Тому, Кто послал Его. Слово же Истины посылается от Бога; посему
и свобода Его не надменна. Возвещаемое свободно, оно справедливо хочет, чтобы
не требовали доказательств предлагаемого учения, потому что и нет иных доказательств,
помимо самой Истины, Которая есть Бог» (469). «Истина есть Бог,
Отец всего, Который есть совершенный Ум. Сын Его Слово пришел к нам во плоти,
показуя Себя и Отца, и дал нам в Себе Самом воскресение из мертвых и после
того жизнь вечную. Это Иисус Христос, Спаситель наш и Господь; в Нем-то заключается
доказательство и достоверность Его Самого и всего» (470).
к оглавлению