|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Иеросхимонах Антоний (Булатович)Моя мысль во ХристеО Деятельности (Энергии) Божества
к оглавлению
Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго
в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна… И Слово плоть бысть
и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко единороднаго от Отца, исполнь
Благодати и Истины.
Ин. 1:9-14
В ГЛАГОЛЕ СЛОВА «ЖИВОТ БЕ, И ЖИВОТ БЕ СВЕТ ЧЕЛОВЕКОМ»
Часть 2. Глава I
Нечто о приобщении людям Деятельности Божества. Нечто о Боге и человеке
Ради чего создал Бог человека? Ради того, чтобы осчастливить созданное
существо приобщением ему Божества Своего. Ради чего создал Бог человека?
Ради того, чтобы, сделав человека способным воспринимать и усваивать совершенные
свойства Божии и сделав его образом Божиим, дать ему возможность сделаться
и возможно совершеннейшим подобием Божиим. Для чего создал Бог человека?
Для того, чтобы соединить его с Собою союзом Божественной любви и сделать
человека причастником Божественного Естества. Для чего Бог создал человека?
Для того, чтобы человек, духовно воспитавшись, занял то место на небе, которое
упразднилось по ниспадении и отступлении от Бога диавола и ангелов его. Итак,
Бог создал человека, чтобы обожить его, обожение же человека заключается
в том, что в человека вселяется Энергия Божества. Сущность Божества Божия
неприобщима твари, но Деятельность приобщима. Но что же такое представляет
из себя человек? В чем его образ и в чем его подобие Богу? Каким образом совершается
процесс приобщения Божественной Энергии существу человека? Что такое душа
человека, и что такое дух человека? Каково бессмертие души, и что такое есть
смерть духовная? В чем заключается жизнь духа человеческого? Что такое суть
вера, надежда и любовь духовная и душевная? И в каком соотношении все сие
состоит по отношению к Энергии Божества, приобщимой человеку? Вот те вопросы,
на которые моя мысль искала во Христе ответа, и вот те ответы, которые отчасти
открылись мне из молитвенных размышлений и слов Святого Писания.
Образ и подобие Божества в человеке
Господь Бог создал человека, как о том
свидетельствуется в Писании, «по образу Своему и по подобию». Сотворив же
человека, Бог не ограничился этим Своим творческим действием, еще вдунул в
человека Свой Дух, то есть Дух Своей Божественной Энергии, и тем приобщил
человека Божеству Своему. Этими двум действиями и были сделаны в человеке
сначала образ, а затем подобие. В чем же образ и в чем подобие? Образ
Божества в душе, а подобие в духе человека. Душа человека, хотя и подобна
до некоторой степени душам ближайших к человеку животных, однако, в отличие от
душ животных, есть бессмертна и в сем является образом Божества. Душа
человеческая есть и трехчастна, и в сем являет также образ триипостасности
Божества. Душа человеческая бессмертна, и самочувствие ее никогда не
прекращается; умирает человек и телом, и телесное самочувствие в человеке
прекращается, и тело его разлагается, но душевное самочувствие человека никогда
не прекращается.
Но в чем же трехчастность души? Душа
трехчастна, ибо объединяет в себе: волю или изволение, слово или мысленное
определение и чувство или силу, т. е. деятельности волевую, словесную и
ощутительно-совершительную. Триединство сих душевных сил составляет образ
Триединой Троицы.
Подобие человека Богу состоит в усвоении Богоподобных качеств. Но сие для
человека достичь самому по себе невозможно и возможно лишь при условии, если
Сам Бог Духом Благодати Своей приобщится духу человека и вселится в него,
тогда человек становится Богоподобным, усваивая себе благость, милосердие,
кротость, воздержание, терпение, смирение, истинность, великодушие, мужество,
целомудрие, простоту, премудрость и прочие богоподобные качества.
В чем состоит жизнь души?
Необходимый признак жизни всякого живого
существа есть его самочувствие. Самочувствием обладают не только люди, но и
животные и даже растения, ибо и они ощущают потребные для них вещества в почве
и непотребные.
В человеке же чувствительность столь велика, что
переходит до степени страдания, неизвестного низшим организмам.
Другой признак жизни всякого существа есть
сознательное и несознательное определение своих свободных или несвободных
действий. Так, этим свойством несознательного определения своей жизненной
деятельности несомненно обладают даже протоплазмы, ибо определяют и действия
своего организма, содействующие его питанию, возрастанию и проч. Всякое
растение в росте своем неведомо для него самого исполняет строго определенный
план своего возрастания, причем само определяет, где образовать ветку, где
почку, где листик и т. п. В естественном росте и человек бессознательно
определяет действия своего организма еще из утробы матери своей, ибо не мать
образует ребенку его организм, но сама душа ребенка, воспринимая питание от
матери, сама образует себе, во-первых, сердце и затем все прочие органы.
В человеке же эта способность определения
достигает в отношении некоторых наблюдаемых разумом вещей до степени словесной
речи.
Третий необходимый признак жизни существа есть
его произволение. Степени сего произволения до крайности разнообразны. Так
например, по произволению своему, а не по какой-либо необходимости,
естественной и вынужденной, подсолнечник оборачивает диск свой к солнцу; в
человеке же во время земной жизни его сие произволение достигает степени
свободы воли.
Жизнь души человека заключается в приснодвижении тройственной деятельности
ее: душа присно что-либо ощущает, что-либо произволяет, что-либо определяет,
что-либо деет, выражая сие или в мыслях, или в словах, или в делах. Деятельность
души человеческой тесно связана с плотью ее и с окружающим ее миром, ибо на
ощутительно-совершительную деятельность души очень большое влияние имеют телесные
чувства; словесно-мысленная же часть души ограничена в определении и в познании
земными пределами того, что видит и слышит; поэтому и произволительная деятельность
души человеческой имеет тяготение к плоти своей и ко всему земному, руководясь
преимущественно плотскою любовью к самой себе.
В чем состоит жизнь духа человеческого?
Жизненность духа в человеке проявляется в
присном самочувствии человеком своего духовного состояния. Жизненность духа в
человеке состоит в присном ощущении взаимоотношения своего к Богу и отношения
Бога к этому человеку. Жизненность духа в человеке состоит в присном ощущении
Богообщения, которое дух человеческий имеет с Духом Божиим, которого Бог
вдохнул в человека, с Духом Энергии Божества, живущем в тех, кои не суть
духовные мертвецы.
Жизнь духа человеческого состоит в присном движении его чувства, его определения
и его волеизволения, обращенного, с одной стороны, к Богу, а с другой стороны
к душе своей. Поскольку душа человеческая имеет тяготение к земному и к
плоти, постольку дух человеческий имеет тяготение к небесному, к духовному
и к Богу. Итак, жизнь духа человеческого состоит в живом Богообщении и сожительстве
с Триединым Действием Божиим, вселяющимся в достойных Его.
Богообщение в человеке происходит чрез веру, надежду и
любовь
Но каким же образом осуществляется общение духа
человеческого с Духом Деятельности Божества? Дух человеческий воспринимает в
себя Дух Триединой Деятельности Божества в три свои тончайших духовных чувства;
эти три духовных чувства суть вера в Бога, надежда на Бога и любовь к Богу. Эти
три чувства всегда совместно и нераздельно действуют в духе человеческом, и
всякое действие духа человеческого происходит по вине этих побуждающих его
чувств. Эти три чувства соответствуют трем особым энергиям Лиц Св. Троицы,
соединенных в триедином Духе Деятельности Божества, и дух человеческий в
чувство любви своей Богу воспринимает Дух Отчего Благоволения, в чувство веры
воспринимает Дух Сыновнего Откровения и в чувство надежды воспринимает Дух
Крепости и Силы Духа Святого, Дух утешения и ободрения.
Любовь к Богу выражается в стремлении духа
человеческого быть во всем благоугодным Богу. Показателем сей благоугодности
бывает в человеке голос его духовной совести. Этот тончайший глас духовной
совести, в ком он есть, богоугодные дела одобряет, а небогоугодные осуждает.
Итак, духовная совесть в человеке есть ощущение волевой Деятельности Отца.
Вера есть некое словесное чувство духа
человеческого. Вера сердечная, по определению приснопамятного отца Иоанна
Кронштадтского, «есть не иное что, как живая и ясная мысль, что Бог есть на
всяком месте» («Мысли христианина», изд. 1903 г., стр. 49). В веру свою
духовную воспринимает человек Глаголы Откровения Слова тайные и явные.
Надежда сопутствует всякой совершительной и
исполнительной деятельности духа человеческого, как сказано в Писании, что без
надежды не может оряй орати и молотящий молотити.
Но следует различать веру духовную и веру
душевную, надежду духовную и надежду душевную, любовь духовную и любовь
душевную. Мы знаем, что и животные не чужды сих чувств; так, и у животных
бывает и вера, то есть доверие, например, к человеку, любовь и надежда на
человека; но у животных эти чувства суть душевные, а не духовные, и в них не
может быть сознательного чувства Богообщения, выражающегося в вере в глаголы
Откровения, в надежде на ощущаемого в себе Бога и в любви к благоволящему Отцу
Небесному. Вера, надежда и любовь бывает и у людей, не ведущих истинного Бога;
и эти люди, чуждые Духа Святого, верят и любят и надеются на свои божества, но
сии чувства в них суть чувства душевные, а не духовные; духовное же чувство в
них мертво и требует воскрешения его в бане Крещения.
В душе человека душевные чувства веры, надежды и любви никогда в течение
сей земной жизни человека не прекращаются. Всякий человек направляет деятельность
свою сообразно тому, что он любит, во что верит и на что надеется. И тягчайшим
и отъявленнейшим злодеям не чуждо чувство любви но не к Богообщению, которого
они не ведают, а к греху и ко всякому злу. И они верят или в себя, или в прельщающих
их людей, или в безнаказанность свою здесь, или в несуществование будущей
жизни, но не верят в истину о Боге, ибо чужды общения с глаголами Откровения
Божества. И они надеются на успех их злой деятельности, но чужды ощущения
укрепляющего надеждой Духа Святого. Итак, во всякой душе есть чувства веры,
надежды и любви к чему-либо и к кому-либо, но духовные чувства веры, надежды
и любви к Истинному Богу и к Божественному могут быть лишь в тех, в коих живет
Дух Божий. Только Дух Божий, когда приобщится духу человеческому, воскресив
его от духовной смерти, оживотворяет эти духовные чувства человека к Богу.
О смерти телесной и о смерти духовной
Итак, Дух Божий, которого Бог, как сказано в Писании, вдунул в душу Адама,
означает то, что Бог приобщил Адаму Дух Тройственной Деятельности Святой,
Единосущной и Нераздельной Троицы. «Вдунул» Бог эту Свою энергию в некое тончайшее
духовное тройственное чувство души человеческой: в Божественную веру, надежду
и любовь. Ради этого приобщения Божеству Своему и дал Бог душе человеческой
это тончайшее тройственное чувство, именуемо «духом», которого Он не дал прочим
земнородным существам. Не удостоил их сознательного Богообщения. Но это тончайшее
духовное чувство отъемлемо от души человека, по словеси Господню: «в онь же
аще день снесте от него, смертию умрете», и это духовное чувство умертвил
в душе своей Адам в момент своего грехопадения. Поколику смерть тела человеческого
состоит в прекращении деятельности телесной, потолику и смерть духовная есть
прекращение в человеке его деятельности духовной; поколику смерть телесная
состоит в прекращении самочувствия телесного, потолику и смерть духовная есть
прекращение самочувствия духовного. Душа же человеческая, как мы говорили,
бессмертна, и если по смерти в аду, по разлучении и воссоединении с телом
в аду свободная деятельность души прекратится, то самочувствие ее никогда
не прекратится. Также самочувствие тела по воскресении никогда не прекратится
будь то в аду, будь то в раю. Смерть тела человеческого состоит в том, что
душа, оживотворяющая тело, отступает от тела, а смерть духовная состоит в
том, что Дух Божий, обоготворяющий душу, отступает от души. Воскресение тела
человеческого состоит в воссоединении его с душею своею, а воскресение духа
человеческого состоит в воссоединении его с Духом Деятельности Божества. Тогда
в мертвой духом душе снова возобновляется тончайшее чувство к Божественному
и духовному, которое до сего было мертво и неспособно к восприятию Божественных
Действий.
В духовном человеке Дух Божий руководит деятельностью души
Тройственный Дух Божий, когда живет в духовном
чувстве человека, то руководит деятельностью и души, и тела человеческого.
Тройственный Дух Божий, когда вселяется в дух человека, то направляет и чувства
души человеческой к Богу. Наличность в душе человека тончайшего духовного
чувства Богообщения свидетельствует душе человеческой о бытии Божием и
удостоверяет душу человеческую в истинности Божества и Глаголов Его, и тем
побуждает душу человеческую побеждать естественное тяготению любви своей к себе
самой и ко всему плотскому и земному и направлять деятельность и душевную, и
телесную на Богоугождение, побуждает человека всем сердцем, всею душею, всею
мыслию, всею крепостию своею и веровать в Бога, и любить Бога, и надеяться на
Бога, побуждает человека поступать во всем кротко, воздержно, целомудренно,
терпеливо и т.п. Так душа человеческая, руководимая духом живого Богообщения,
побуждает и тело человеческое отвращаться ради Бога от удовлетворения похотей
своих, неугодных Богу, и сообразовать действия свои с волей Божией. И обратно,
наличность в душе человеческой Богообщения познается из дел его, по сказанному:
«Покажи веру твою из дел твоих» (Послание Иакова 2:18). «Вера без дел мертва
есть», ибо где живое Богообщение в вере, там по необходимости являются и дела.
Этот тройственный Дух Божий (Энергия Божия),
приобщаемый человеку, есть тот именно Дух, о коем Писание свидетельствует, что
Бог не сотворил Его, но из Самого Себя вдохнул в душу сотворенного человека.
Это есть тот животворящий человека Дух, которого Адам лишился по грехопадении,
и утрата сего Духа была той мгновенной духовной смертью, которая предварила и
телесную его смерть. Впрочем, Бог, по неизреченному милосердию Своему, не отнял
всеконечно Дух Свой от человека и по грехопадении, ради последующих слез и
покаяния Адамова, оставил душе человеческой некую малую способность
Божественного ощущения, оставил душе человеческой некое слабое сияние Света
Истины, некое ощущение в совести гласа велений и заповедей Своих, некое
приобщение благодатных даров Своих. О сем слабом приобщении человеку Духа Божия
в ветхозаветной Церкви и говорится в Евангелии Иоанна Богослова, что «Свет во
тьме светит, и тьма его не объят», то есть удостоверяется, что человек не
окончательно был лишен приобщения Света Энергии Божества по объятии его тьмою
греховною, и сей Свет продолжал слабо мерцать во тьме греховной и до пришествия
Спасителя. Сие слабое мерцание Света и поднесь мерцает в душах язычников, слабо
мерцает и в душах грешников-христиан, нарушающих заповеди Божии, но
окончательно отступивших от Бога.
В истинных же христианах, в живых членах Церкви Христовой ярким светом сияет
Свет сей, и живет в них Дух Богообщения, одаряющий их богатством благодатных
даров. О таковых сказано, что в них ныне «пребывают три сия: вера, надежда
и любы; больше же есть любы». Вера, как сказано, упразднится, и надежда исчезнет,
а любовь пребывает вовеки. Но что означают сии слова? Ужели чувство духа человеческого
в будущей жизни переродится, и тройственное чувство превратится в единственную
любовь? Но где же тогда в духе человеческом будет подобие тройственной Деятельности
Божества? Нет, это не то значит, но значит, что чувство духовной любви к Богу
достигнет своего апогея, способность человека любить Господа своего достигнет
для каждого спасенного крайней возможной для него степени; чувство же веры,
то есть способность созерцать Божественную истину, способность верою познавать
совершенства свойств Божиих превратится в видение; а надежда достичь единения
с Богом превратится в чувство удовлетворения достигнутой целью, превратится,
по словам Церкви, «в покой», как сказано: «в покой Божий внидем». Вселение
Духа Божьего в человека есть усыновление человека Богу.
Трехчастность и двухчастность живых существ
Итак, трехчастным сотворил Бог человека: в плотный телесный состав существа
человеческого вселил Бог тонкое существо души, а в тонкое существо души вселил
несозданный Дух Божественной Деятельности Своей. Дал Бог человеку тончайшее
духовное чувство «очи еже видети» Бога и «уши еже слышати» Бога. Дал Бог
уму человеческому способность сознательно познавать Его в Глаголах Его, дал
человеку свободу повиноваться или не повиноваться Глаголам Божиим и тем отличил
человека от прочих живых существ на земле, которые не имеют ни свободы воли,
ни дара слова и познания Глаголов Божиих, ни живущего в них Духа Божия, приобщенного
им. Итак, двухчастны суть все животные, кроме человека, ибо имеют в себе лишь
душу и тело, но не имеют в себе живущим Духа Божия.
О инстинкте, как способности слушаться гласа Божества
Впрочем, и душе каждого животного дана некая
тончайшая способность познавать волю и глас Божества. В сем удостоверяют нас
рыбы на озере Тивериадском, которые во множестве собрались к месту, где был
Спаситель. В сем удостоверяют нас и перепела в пустыне Аравийской, исполнившие
волю Божию и слетевшиеся к стану народа Израильского. Удостоверяют нас в сем и
перелетные птицы, которые летят в неведомые им страны, очевидно, руководимые
Духом Божества, глас Которого они воспринимают инстинктом своим, и, повинуясь
ему, творят то, что есть благо для них. Итак, Дух Божий промышляет и управляет
всякой живой тварью на земле, и бессловесная, ограниченная в свободе своей
тварь ощущает волю Божию инстинктом своим и повинуется ей. Сие удостоверяет и
Сам Господь, говоря о птицах, что Бог питает их, и о лилиях, что Бог одевает их,
и о птенцах врановых, что Бог питает их, то есть указывает их инстинкту, где
добывать себе пищу; наконец, Господь говорит в Евангелии, что без воли Отца
Небесного ни одна самая малая птица, продающаяся на рынке за ассарий, не бывает
уловлена.
Но хотя всякая тварь способна повиноваться относящейся до нее воле Божества
инстинктивным чувством своим и таким образом соприкасаться Энергии Божества,
но ни одна тварь не удостаивается приобщаться Божеству Деятельности Божией,
имея Ее живущей в себе, кроме словесных тварей Ангелов и человеков.
«Три на два и два на три» вражда мертвых духом против живых
духом
Когда человек умер духовно, то утратил способность внимать и разумевать Глаголы
Божии, созерцать свойства Божии одним словом, потерял человек «очи еже видети
и уши еже слышати» и уста, чтобы молиться Богу, и «исчезе дух» его, и остались
в человеке лишь душа и тело. В душу же его вместо покинувшего его Духа Божия
вселился дух диавола, дух злобы вместо духа любви, дух неверия вместо духа
веры, дух отчаяния вместо духа надежды. Покаяние Адама, как мы сказали, несколько
оживило мертвость духовную Адама, и сын его Авель, зачавшийся во дни покаянного
плача Адама, не лишен был Богоподобия и имел в себе Богоподобные духовные
качества имел в себе живущий в нем Дух Божий. В противоположность ему, в
Каине, который зачался во время грехопадения Адама, не было Духа Божия, но
жил дух вражий. И вот, с самого начала человеческого рода произошла ненависть
душевно-телесного человека против человека духовно-душевно-телесного. Так
с самого начала бытия людей в одном дому разделились «два на три и три на
два». Под словом «два» подразумевается плотской человек, Духа Божия в себе
не имущий, а под словом «три» подразумевается духовный человек, в коем Бог
живет Духом Своим. Так и Апостол говорит: есть человек духовный, и есть человек
душевный; и душевный человек, подразумеваемый под словом «два», искони ненавидел
человека духовного, подразумеваемого под словом «три». И борется, как говорит
Апостол, дух на плоть и плоть на дух. Первый плотской человек Каин, позавидовав
человеку Божиему Авелю, убил его. До крайней степени ненависти к Сыну Божиему
дошли плотски мудрствующие архиереи, книжники и фарисеи и тоже убили его,
и так до кончины века в «одном дому», т.е. в одном человечестве, будут разделяться
два на три и три на два.
Приобщение человеку Энергии Божией есть усыновление Богу,
а приобщение человеку энергии диавола есть усыновление диаволу
Когда человек согрешил, то духовною смертию мгновенно умер, и утратился в
нем дух веры, надежды и любви к Богу, померк в душе его Свет Истины, исчез
из души Дух Животен, замолк в душе Дух Сыноположения, вопиющий «Авва, Отче»,
и вселился в человека дух хлада, смертного бесчувствия души к Богу, дух
тьмы, ненавидения Света и Истины. Лишился человек сладкого, светлого, светоносного,
теплого и живоносного причастия Духу Божественной Детели Божества и приобщился
темному и мрачному и смертоносному духу энергии диавола. Приобщился человек
диаволу, восприняв, во-первых, глаголы его в словесно-мысленную деятельность
свою, восприняв волю диавола в произволительную деятельность свою, восприняв
чувства и силы диавола в ощутительно-совершительную деятельность свою. Итак,
человек, который до грехопадения был жилищем тройственной Деятельности Божества,
которая руководила тройственной деятельностью человеческой, по грехопадении
сделался жилищем тройственной деятельности диавола, которая оттоле и стала
руководить тройственной деятельностью человеческой, поработив себе волю человека.
Поскольку приобщение Духа Божия человеку делало человека Сыном Божиим и Богом
по благодати, постольку же и приобщение духа диавольского к духу человека
делало человека подобием диавола, лишало его подобия Божия и делало человека
«сыном диавола», как то изрек Сам Господь наш Иисус Христос в обличении Своем
к не веровавшим в Него Иудеям: «Вы отца вашего диавола есте и похоти отца
вашего хощете творити»; «Аз еже видех у Отца Моего глаголю: и вы убо еже видесте
у отца вашего, сие творите» (Ин. 8:38,44). Подобно тому, как Дух Божий, когда
вселяется в человека, то господствует и над душою его, побуждая ее плодоприносить
плоды веры, надежды и любви к Богу, так и дух диавольский, когда причащается
человеку, то принуждает душу человека плодоприносить плоды всяких грехов и
всяких страстей. Подобно тому как Дух Божий, воцаряясь в человеке, царствует
над душевными и телесными силами его, сообразно Себе направляя и слова, и
мысли, и чувства, и дела человека, так и наоборот: дух диавола, воцаряясь
через грех в человеке, начинает державно господствовать и над душою, и над
мыслию, и над словами, и над делами человека, направляя сообразно себе всю
деятельность человека и стараясь достигнуть всеконечного порабощения себе
человека.
к оглавлению
|
|