Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Иеросхимонах Антоний (Булатович)

Моя мысль во Христе

О Деятельности (Энергии) Божества


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     1-I     1-II     1-III     1-IV     2-I     2-II     2-III     2-IV     2-V     2-VI     ...  
к следующей страницек следующей странице


Часть 1. Глава III
Об особых Деятельностях каждого Лица и об Их Именованиях

…Отец благоволи, Сын же вселися, и Дух Святый, осенив Тя, Отроковице, показа Богородицу.
(Ексапостиларий в четверток).


Различное именование Деятельности (Энергии) Божества Церковью

Различно именуется в церковных службах и в Писании Деятельность (Энергия) Пресвятой Троицы. Так, весьма часто слышим мы в церковных молитвах слово «Благоволение». Слышим весьма часто слово «Благословение», еще чаще слышим слово «Благодать»: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию». Все сие говорится о триединой Деятельности Святой Троицы, причем иногда этими именами именуется вообще Энергия Св. Троицы, действующая в людях, а иногда эти имена относятся к Деятельностям Ипостасей, причем «Благоволение» преимущественно относится к именованию Энергии Отца, именуя так Его инициативу в триединой Деятельности; и когда Церковь просит, чтобы Бог ниспослал на молящихся Свое «Благоволение», то, очевидно, тем самым просит о сообщении и даров Откровения Сына и даров Действия Духа Святого. «Благословение» можно отнести к Действию Слова в триединой Деятельности, и когда Церковь испрашивает молящимся от Бога «Благословения», то тем самым просит не только сообщения словесных даров Сына, но Благоволения Отчего и Даров Духа Святого.[4] «Благодать» можно отнести к Действию Духа Святого, и когда Церковь испрашивает от Бога Благодать Святого Духа, то тем самым испрашивает Благоволения Отчего и Откровения Сына, ибо Деятельность Трех Лиц Святой Троицы нераздельна, и где Благоволение Отца, там и Откровение и словесная Деятельность Сына, там и Действие Сил Духа Святого. Еще в молитвах мы часто встречаем слова: «Рука», «Перст», «Лице», «Очи», – этими именами не иное что именуется, но различная Деятельность Пресвятой Троицы. О сих именованиях и о сих Действиях свидетельствует тайноведец Св. Симеон Новый Богослов в своем 62 Богословском Слове, что и именования сии суть «Свет», и самые Действия, ими именуемые, суть «Свет» – то есть Бог и Деятельность Его.

Слышим мы еще весьма часто в Церкви слово «Мир». Слышим преподание сего «Мира» людям, причем слова: «Мир вам», – сопровождаются крестным знамением со сложением перстов иерея во Имя Иисуса Христа.

Деятельность Божия именуется также Миром

Словом «Мир» именуется также не иное что, но приобщаемая Деятельность Триединой Троицы. Сия Деятельность именуется также «Миром Божиим, превосходящим всяк ум». Говорится, например: «Мир и Благословение на людях Божиих». – «На земле мир, в человецех Благоволение». Слова «Благоволение» и «Мир» означают то же самое и могут относиться к особой Деятельности Отца в триедином Действии Святой Троицы. Примирение с человеком есть Действие Отца, ибо Сын является «Ходатаем Бога и человеков», а Дух Святый является Содетелем и Споспешником сего примирения. Но благоволение Божие именно и заключается в том, чтобы примирить справедливость Божию, требующую вечной кары, с человеком, ради искупительной жертвы Сына, как то говорится негде: «Мир имамы о Христе Иисусе».

Также и Господь именует Деятельность Божества «Миром»: «Мир Мой даю вам». Очевидно, что этим преподанием Господь преподал не только Свою Энергию, но по нераздельности оной с Энергией Отца и Святого Духа преподал Апостолам Дух Деятельности Божества. Также Господь и Апостолам заповедал преподавать «Мир», и сие преподание совершать словом, причем удостоверил, что сей «Мир» есть некая реальность, то есть нечто сущее, а не не сущее, – ибо сказал, что если кто достоин будет в том доме, которому преподадут Апостолы «Мир», то сей мир пребудет на достойном, а если не окажется достойного, то сей «Мир к вам возвратится». Как видите, сей «Мир» есть не только реальность, но есть еще и некая разумная сила, которая сама определяет, кто ее достоин и кто не достоин, и в случае недостоинства возвращается к пославшему мир Апостолу. Итак, что же иное здесь именуется словом «Мир», как не приобщаемая Деятельность Святой Троицы, которую Сын сообщал Глаголом Своим и, дав Свой Глагол Апостолам повелел и им в Его Глаголе сообщать Деятельность Божию людям.

Еще именуется Деятельность Божия Премудростию и Миром, и Силою. А также – Благодатью и Истиной

Встречаем мы и именование Господа Иисуса Христа словами: «Премудросте Божия, и Мире, и Сило» (8-я молитва ко Святому Причащению). Как видите, Господь Иисус Христос здесь именуется по Тройственному Действу Святой Троицы, ибо Он является Причастителем сей Энергии Божества в Святых Тайнах Своих, ибо чрез достойное причастие Святых Таин в человека вселяется триединый Дух Божий – Триединая причастимая Деятельность Святой Троицы, которая и именуется для Отца – Миром, для Сына – Премудростью, для Духа Святого – Силою. Еще слышим в Писании: «Благодать и Истина Иисусом Христом бысть». Истина есть приобщимая словесная Деятельность Сына и с ней неразлучна Деятельность Святого Духа – «Благодать». Подразумевается, что и первое, и второе сообщается человеку «о Благоволении» Отчем.

Еще именуется Деятельность Св. Троицы: «Держава», «Царство», «Сила», «Слава».   Еще именуется Деятельность Св. Троицы: Глаголы, Дух и Жизнь

Еще встречаем мы свидетельство Господне, в коем Он, удостоверяя Божество Своих словесных Действий-Глаголов, говорит: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть». Говоря, что Его слова суть и Дух, и Жизнь, Господь тем изъявляет совершенную неотделимость Деятельности Отца от Деятельности Сына и Духа Святого. Думается, что «Духом» именуется энергия Духа Святого, а «Жизнью» именуется Благоволение Отца, которое заключается в примирении Бога с человеком и даровании ему вечной жизни.

Еще именуется Деятельность Божия Водою Живою и Духом

Господь неоднократно именовал приобщимую Деятельность Божию «Водою Живою», а в беседе с Никодимом изъявил о приобщимой людям Деятельности Божества: «Дух, идеже хощет, дышит, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин. 3:8).

Трисвятая Триединая Троице, Триединая Воля, в Воле Отца благоизволяющая, Триединый Глагол, во Глаголе Сына глаголющая, Триединая Сила, в Силе Духа Святого действующая, Единое Существо и Триединое Действо (Энергия), помилуй нас!..

Что такое «Благоволение Отчее»?

Благоволение Отчее есть именование особой Деятельности Отца, как о том свидетельствует Сам Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих», – сие сказано было дважды.

Благоволение Отца, Истинный Глагол Сына и вседейственная Сила Духа Святого нераздельны суть и неизменно участвуют в каждом Действии: Отец – Благоволением, Сын – Глаголом, а Дух Святой – Силою. Таково триединое Действие или Энергия Божества. В церковных молитвах и в псалмах весьма часто встречается слово «Благоволение», употребляемое в смысле «Деятельности Божества». Так, например, в псалме, читаемом на часе 1-м, говорится: «яко оружием Благоволения венчал еси нас». Что значит таинственный смысл сих слов? Оружие Божие, которое действует в нас и против которого не в силах стоять силы демонские, есть сама Деятельность Божества, действующая в нас, по Благоволению Отца, Сына и Св. Духа, ибо без троичного Благоволения не бывает никакого Божественного Действия. Но «Благоволение Отца» есть начало для Благоволения Лиц двух других Ипостасей Святой Троицы, и таким образом, сие Благоволение Божие для людей является главизной того всесильного Оружия – Силы Божией, – которое подает нам Бог. Поэтому в другой молитве, например, тоже говорится (в конце изобразительных): «Всесвятая Троице, Единосущная Держава, {сиречь единосущная триединая Деятельность}, нераздельное Царство {то же, царствующая Деятельность}, всех благих вина {то есть тоже подразумевается – «вина» всех проявлений Силы Божией в человеках}, благоволи же о мне, грешном…» – «Благоволи, Отче», – и воцарится во мне триединая единосущная Держава! «Благоволи, Сыне!» – и воцарится во мне триединое «нераздельное Царство»! «Благоволи, Душе Святый!» – и исполнится душа моя всяких благодатных небесных дарований, и совершится то, о чем я прошу! – «Утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну: просвети мою мысль да выну славлю, хвалю, поклоняюся и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь!» – Так исповедуется, что прославление Божества Иисуса Христа и Деятельности Его есть одновременно прославление и Бога Отца, ибо в препрославленных Действиях Сына пребывает препрославленная Инициатива, то есть Произволение или Благоволение Отца.

Особая Деятельность Отца есть – благоизволять

«Се есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». – Эти слова были произнесены Отцом дважды, во время Богоявления на Иордане и на Фаворе, и открывают нам Божественную тайну о соотношении Деятельности каждого Лица Святой Троицы в триединой Деятельности Божества. Итак, как видите, Отец дважды свидетельствует Сам о Себе, что Ему принадлежит Благоизволение, и сие подтверждает неоднократно и Сын: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца». – Из этих слов мы убеждаемся что, хотя действие Святой Троицы есть единое, но Лица Святой Троицы не лишены каждое собственной воли, но единство хотения и воли трех Лиц Святой Троицы заключается в том, что Сын и Святой Дух присно и неизменно волят, дабы хотеть и благоизволять согласно с Отцом – Инициатором всякого Действия Божия, и сие не по принуждению или необходимости, но вследствие теснейшего союза всесовершеннейшей любви и единомыслия. Сын Божий, как всесовершеннейшая Личность, имеет Свою личную волю, но Его воля именно в том и заключается, чтобы творить волю Отчую. Такова же и воля совершенной Ипостаси Духа Святого. Таким образом, в Деятельности Божества Отцу принадлежит инициатива – начало всякого Действия Божия, – Благоволение.

Деятельность Духа Святого именуется иногда «Жизнь Вечная»

Вслед за приведенными выше словами Господь говорит: «Се же есть воля Пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день. Се же есть воля Пославшаго Мя Отца, да всяк, видяй Сына и веруяй в Него, имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день» (Ин. 6:39-40). Обратите внимание на последние слова: «имать живот вечный» и «воскрешу его Аз в последний день». Здесь изъявляется два различных по времени действия Сына Божия: одно в настоящем времени – а именно, дарование вечной жизни, а другое в будущем времени – воскресение в последний день. О приобретении жизни вечной сказано, что по Благоволению Отца всякий, кто примет с верою посланного Отцом Сына и восприимет Глаголы Его, получает – «имать» – уже здесь, на земле, жизнь вечную. Что же это за «Жизнь Вечная»? – Жизнью Вечной именует Господь Деятельность Святого Духа. Когда человек восприемлет с верою ниспосылаемое ему с неба «Благоволение», а с ним и Откровение Сына в словесной Энергии Его, то совместно с восприятием словесной Энергии Сына воспринимает и жизненную Энергию Духа Святого, которая и именуется Господом – «Жизнь Вечная». Жизнь Вечная есть приобщение человека Деятельности Святого Духа, ибо Дух Святой, вселяясь в человека, во-первых, воскрешает его умерщвленный грехом дух. Воскрешение же тела человеческого в последний день будет вторичным действием Божиим, в коем Сын Божий примет такое же непосредственное участие, как и в воскрешении духа человеческого. Как в воскрешении духа человеческого его удостаиваются люди по Глаголу Господню, так и в последний день по Глаголу Господню, который будет возвещен «трубой архангельской», восстанут мертвые из гробов силою Действия Духа Святого в Глаголе Сына по Благоволению Отца.

Глаголы Сына, в том числе и прежде реченные, пребывают Деятельностью Его

Итак, не ясны ли из сих евангельских слов три рода участия трех Лиц Святой Троицы в едином действии Божества? Отец благоизволяет, Сын глаголет, Дух Святой совершает. Это и еще удостоверяет Господь в той же главе вслед за приведенными нами текстами: «Дух есть, иже оживляет. Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть» (Ин. 6:63). «Духом» и «Жизнью» именует Господь Энергию Божества, тем удостоверяя нас в том, что и Глаголы Господни не суть простые слова человеческие, но Его словесная Деятельность, нераздельная от Деятельности Отца и Святого Духа. Обратите внимание еще и на то, что Господь не говорит о Глаголах Своих в настоящем времени: «глаголы, яже Аз глаголю вам», – но говорит о Глаголах Своих прошедшего времени: «Глаголы, яже Аз глаголах вам», – говорит, что эти Глаголы, которые Он говорил, и которые засеялись в памяти Апостолов, что они продолжают оставаться Деятельностью Божества: «Дух суть и Живот суть». – Это нас совершенно удостоверяет в том, что и поднесь все эти слова Господни, записанные в Евангелии, которые Он глаголал нам, Дух суть и Живот суть, суть сама Энергия Божества.

***

Особая Деятельность Отца есть – благоизволять. Но каково же Его благоизволение относительно людей? – Слыши, дщи, христианская душа, и виждь: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12:32). Итак, вот каково благоизволение Отца к людям: дабы Богу воцаряться в них. Слышишь и видишь ли, душа христианская, что произволяет о тебе Отец, что глаголет о тебе Сын, и что совершает Дух Святой! Бог ожидает от тебя лишь соизволения на сие твоего сердца, веры твоей мысли и стремления к Богу твоего чувства. О, как легко спасение для того, кто, благодатию Божией, верит в силу сего благоволения. (Записано 14 декабря 1913 г., одиннадцатая годовщина моего поступления в монашество).

Свидетельство о вольном подчинении Сыном Воли Своей Воле Отца

«Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит» (Ин. 5:20). Но что же именно благовлит творить Отец? – «Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, такожде и Сын ихже хощет живит…» – Этими словами свидетельствуется наличность воли и хотения у каждого Лица Святой Троицы. Отец – инициатор хотения, но и Сын также хощет того же, что Отец, то есть оживотворения человека Духом Святым. «Якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот именит в Себе». – Этими словами свидетельствуется, что Энергия Духа Святого, которая именуется «Живот», пребывает и в Отце, и в Сыне по дару Отца. «Не могу Аз о Себе творити ничесоже… Яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца». – Этими словами еще раз подтверждается, что хотя Сын и свободен в Своей воле и в Своем хотении, но Он Сам ищет творить лишь хотение и волю Отчую и Сам по Себе не начинает никакого Действия Божия, но по инициативе Отца.

О триединстве человеколюбия Божия

Не мним мы, будто нас различною любовью любят три Лица Святой Троицы; не мним мы, будто Сын Божий к нам снисходительнее Отца, а Отец строже Сына, или что Дух Святой безразличнее к нам и не так человеколюбив, как Отец и Сын, но исповедуем мы единую Деятельность, и следовательно, и единую любовь Триипостасной Троицы и «равностатную» силу в общем Действии всякого Лица Святой Троицы, а следовательно, и одинаковую силу любви каждого из трех Лиц к человеку. Отец любит нас так же одинаково, как и Сын, и Сын так же одинаково, как и Дух Святой. В сей триединой любви Отец выражает Свое участие в ней Своим благоволением к человеку – во еже миловать человека, открывать ему Истину Божественную и одарять Благодатными Дарами; Сын выражает Свое участие в человеколюбии Божием принесением Себя в жертву за человека Отцу и присным откровением человеку всякой Истины о Боге в Деятельности Откровения Своего; а Дух Святой выражает Свое участие в человеколюбии Божием присным непосредственным пестунством всякого человека в духовной жизни, таинственным сообщением человеку глаголов, открываемых Сыном, утешением в скорбях, укреплением в подвиге – одним словом, неизреченным всегдашним непосредственным промышлением и детовождением. Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе, Едине Человеколюбче! Но ни откровения Сыном человеку Божественной Истины не бывает когда-либо помимо Благоволения на сие Отца, ни Утешения и Благодати не бывает от Духа Святого помимо Благоволения Отца. Также и наоборот: не бывает когда и Благоволения Отца к человеку без того, чтобы сие Благоволение не сопровождалось бы для человека и Откровением Сына, и Благодатью Святого Духа.

Помазание Божие есть сообщение Богом особой Деятельности Св. Духа

Помазанником именуется Христос, помазанниками именуемся и мы все, христиане: «и вы помазание имате от Святаго и весте вся» (I Ин. 2:20). Помазанниками именуемся мы потому, что, примирившись с Богом чрез искупительную жертву Сына, мы сподобляемся ради призываемого нами Имени Господня особых даров Духа Святого, которые суть приобщаемая нам Энергия (Деятельность) Его. Помазанником именуется и Господь Иисус Христос, ибо и Он был помазан особою силою (Деятельностью) Духа Святого на дело искупительного служения Своего. Когда же был помазан? – От зачатия, зачинающееся человечество Христа помазалось Божеством ипостасного Слова, и Божество Христово было в Нем Помазанием Его, и был Христос и Помазанник, и Помазание, как то изъявляют святые Отцы. Поэтому и воспели Ангелы в ночь рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех Благоволение». Благоволило Божество Божие преискренне приобщиться во Христе человечеству. Однако, мы видим, что Божество во Христе в продолжение почти 30 лет не проявляло Себя никакими особыми действиями, присущими Божеству Его. Почему? – Потому что, хотя Иисус Христос и пребывал на земле в полноте Ипостасного Божества Своего, однако, Своей Божеской словесной Деятельности не обращал к людям, ибо не был еще помазан на то Благоволением Отца на проповедь, не был еще помазан и Благоволением Отца и на творение чудес, не было еще Благоволения Отца на Божеские Действия во Христе. Но вот заблагорассудил Отец, что настал час явления Сына миру, и сие Благоволение обнаружилось на Иордане в Глаголе Отчем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих»; обнаружилось тогда и особое помазание Христа Духом Святым, сошедшим на Него в виде голубя. Что же явилось очам Предтечи в виде голубином? Ипостась ли Святого Духа или Действие Его? – Как во Гласе Отца явилась слуху Предтечи не Сущность Отца, а Деятельность (Энергия) его, так и в образе голубя явилось Действие Духа Святого, а не Сущность Духа Святого, и сие было знамением Помазания Христа излиянием на Него по Благоволению Отца особых Сил Деятельности Духа Святого на последующие Его Божественные дела проповеди, чудотворения и искупительного страдания. И вот, из Иордана возвращается Иисус в «Духовной Силе в Галилею», то есть идет помазанный великим Благоволением Отца на творение сил Духом Святым и на откровение людям Божественной Истины. С того момента начались великие Божеские Действия Деятельности Божией на земле, о коих Сам Христос высказал Нафанаилу: «Отселе узрите небо отверстым и Ангелы Божии восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго» (Ин. 1:51). О каких же здесь свидетельствует Господь Ангелах, восходящих и нисходящих на Него, которых Апостолы имели увидеть во время Его земной жизни? Из Евангельских повествований мы как будто не видим дословного исполнения сих слов? – Это Господь говорит все о той же Энергии или Деятельности Божества. Именуя ее «Ангелами», то есть не сотворенными Ангелами, а, по прямому смыслу слова, Посланниками – Отчих волеизволений, Посланниками – Сил Духа Святого. И действительно, все дни земного служения Господня были днями беспрестанного схождения на Него Божественных Благоволений Отца и Божественных Сил Святого духа, которые снисходили «над Сына Человеческого», – а от Сына Человеческого беспрестанно восходили ко Отцу ходатайственные за людей Божественные Глаголы Его Божественных молитв – Его Божественное послание к Отцу в Глаголе.

***

Как мы различаем, но не разделяем Три Лица Святой Троицы, так мы различаем от существа Триединой Троицы Ее Триединую Деятельность, но отнюдь не отделяем ее от Существа Божия, посему и вправе и должны как про Существо Божие, так и про Энергию Божию говорить – «Бог». Вернее же говорить: «Сам Бог» – именно в смысле соприкосновения в Деятельности с Самим Богом. Ибо в Деятельности Божества не какое-либо иное Божество почитается, отдельное от Святой Троицы, но Сама Святая Троица в проявлении Деятельности Своей.

Именно ради того подобает Энергию Божию, являемую людям, именовать словом «Сам Бог», дабы тем яснее изъявлять исповедание неотделимости ее от Существа Божия.

«Благоволение» – говорится об Отце, «Благословение» – о Сыне, «Благоухание» – о Духе Святом.

Богородица именуется «Благоухания Честное Селение», ибо Она была «Вселением Духа Святаго».

Деятельность Свою Господь именует именем «Аз»

«Тогда уразумеете, яко Аз во Отце, и Отец во Мне, и Аз в вас». – Итак, разве нам неизвестно, что в нас Господь пребывает Деятельностью Своею: Духом Своим, Глаголами Своими, Благодатью Своею; Именем Своим, Силою Своею, Истиною Своею, но не Сущностью Своею приобщается нам, ибо сия Сущность не приобщима твари. Однако, Господь говорит о Деятельности Своей, что «Аз в вас». Итак, если Сам Господь словом «Аз» именует Деятельность Свою, кто возбранит нам именовать его Деятельность «Самим Богом» и «Истинным Богом»?


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     1-I     1-II     1-III     1-IV     2-I     2-II     2-III     2-IV     2-V     2-VI     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова