Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Моя мысль во Христе
О Деятельности (Энергии) Божества
к оглавлению
Часть 1. Глава IV
О Премудрости Божией
Свидетельство Божественного Откровения о свойствах Деятельности
Словесной Божества, которая именуется Премудростью Божией
В начале своей книги «Премудрость Соломона» премудрый
царь Соломон в благодатной книге своей изъявляет следующие свойства приобщимой
человеку Словесной Деятельности Божества, которая именуется им «Премудростию».
Так, во-первых, он изъявляет, что сия словесная Деятельность Божия приобщима
человеку и сообщается человеку в Глаголах Божественного Откровения: «Обретается
не искушающим Его, является же не неверующим Ему» (Прем. Сол. 1:2).
Обретается и является, очевидно, не Сущность Сущего человеку, но Деятельность
Сущего. Дальше царь Соломон именует
сию приобщимую твари Энергию Божества Святым Духом наказания {то есть
наставления} (см. там же ст. 5). Затем именует ее Человеколюбивым Духом
Премудрости, именуя здесь Премудростию Ипостасное Слово, а Духом Премудрости
словесную Деятельность Слова (см. там же ст. 6). Дальше говорится: «Дух
Господень исполни вселенную, и содержай вся разум имать гласа» (Прем. Сол. 1:7).
Первая половина предложения легко понятна что Дух Господень, который есть
Энергия Духа Святого, содержит всю вселенную державою силы своей, но вторая
часть предложения не сразу понятна; что значат слова: «Дух Господень, разум
имать гласа»? Не иное что значит, как то, что открыл нам Господь: «Дух Святый
от Моего приимет и возвестит вам». «Гласом» именуется Глагол Слова, то есть
Деятельность Слова, которая неразлучна от Деятельности Духа Святого, почему и
говорится, что Дух Духа Святого, исполняющий вселенную Силою и Благодатию
Своею, в себе носит и Глаголы Слова, которые восприемлет по Глаголу Господню от
Слова.
Дух Премудрости Приобщим человеку, как о том
свидетельствует Соломон: «помолихся, и дан быть мне разум, призвах, и прииде на
мя Дух Премудрости» (Прем. Сол. 7:8).
Эта приобщимая человеку Энергия словесная
Божества Дух Премудрости есть несозданная Энергия Божия. Сия сообщаемая
Богом Премудрость является для человека «Предводителем» премудрости
человеческой и «Исправителем» действий премудрых людей (см. 7:15). «Мне же даде
Бог глаголати по разумению и мнети достойне о подаваемых {то есть о подаваемых
дарах Премудрости}, яко Той и премудрости Предводитель есть, и премудрых
Исправитель. В руку Его и мы, и словеса наша, и всякий разум, и дел художество.
Сей бо даде мне о сущих познание неложное. Познати составление мира и действие
стихий…»
Затем изъявляется, что в премудрости
человеческой пребывает причастимая человеку Премудрость Божества, то есть
Словесная Энергия Его, о свойствах которой Царь Соломон изъявляет, глаголющим
его устами Духом Святым, следующее: «Есть бо в Той Дух Разума Свят» (7:22). Дух
Разума понимай в смысле Дух Слова, то есть Энергия Слова или Словесное
Действие Слова. Итак, в этих словах мы находим прямое свидетельство о приобщимой
словесной Деятельности Слова. Дальше Соломон именует Божественные свойства сей
Энергии Слова: «Единородный, многочастный, тонкий, благодвижный, светлый,
нескверный, ясный, невредительный, благолюбивый, остр, невозбранен,
благоделателен, человеколюбив,
известный, крепкий, беспечальный, всесильный, всевидящий и сквозе вся преходяй
духи разумичныя, чистыя, тончайшия» (7:22-23). Думаю, что для каждого ясно, что
здесь перечисляются не свойства сущности Слова, но свойства Энергии Его. Хотя
здесь среди именований Энергии Слова и встречается имя «Единородный», которое
принадлежит Ипостаси Слова, но это мы понимаем в том смысле, что сей Дух есть
словесная Деятельность Единородного Сына, почему, как принадлежащая
Единородному, и именуется Единородною. Дальше сия же Премудрость Слова
именуется «Многочастною» то есть всестороннею, объемлющею Собою все сущее во
всех мельчайших подробностях, ибо Она и определила все мельчайшие подробности
всякого создания. Далее сей Дух Премудрости именуется «Тонким» то есть невещественным,
тончайшим всех сотворенных духов и проходящим сквозь всякую тварь. Тонкий, ибо
вездесущий и невытесняемый никаким занятым пространством.
Дальше сей Дух Премудрости именуется
«Благодвижным» то есть движущимся или присно деющим все благое. Именуется
«Светлым» ибо Деятельность Божия есть, по изъявлению Святого Симеона Нового
Богослова, Свет, как происходящая несозданно от присносущного Света Бога. Далее
именуется «Нескверным», ибо беспорочен есть и Бог, и Деятельность Его; «Ясным»,
то есть прозрачным, ибо в прозрачной Премудрости Сына зрится присно Отец;
«Невредительным», то есть приобщимым и не опаляющим, но доступным всякому
словесному существу; «Благолюбивым», то есть отзывчивым на всякое Богоугодное
настроение души человеческой; «Острым», ибо слово Господне именуется Апостолами
«острейшим всякаго меча обоюдоостра», то есть тончайше различительным и
определительным для всех дел и помыслов и слов человеческих, в определении их
отношения к Богу. Именуется Дух Премудрости «Невозбранен», ибо для всех излил
Господь Свою Премудрость и в слух всех глаголал Свое слова, и в слух достойных,
и недостойных. Именуется «Благодетелен», то есть сущею Благою Деятельностью
Божией. Именуется «Человеколюбив», ибо человеколюбие есть сойство и Божества,
и Деятельности Его. Имя Премудрости «Человеколюбив», писанное в Библии с
большой буквы, есть синоним имени «Бог», которое и принадлежит Энергии
Божества. Именуется «Известный», то есть всеведущий; именуется «Крепкий,
Беспечальный, Всевидящий», как Сам Бог, ибо и Премудрость Божия, как Энергия
Божества, есть Бог, по природе обладая свойствами Божиими. Дух сей несозданный
Божий проходит, «сквозе проходяй духи разумичныя, чистыя, тончайшия», то есть
сия Премудрость Божия приобщается словесным созданиям духам ангельским,
которые тоже суть духи чистые тончайшие; но хотя Премудрость и проходит сквозе
эти духи, но не умаляется, не задерживается в них, но пребывает неизменной в
Себе. О сем Духе Божией Премудрости, то есть о сей Энергии словесной Божества,
которую излил Бог на словесных тварей Своих, свидетельствует Апостол: «Нам же
Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Божия
никтоже весть, точию Дух Божий {т. е. Энергия Его}. Мы же не духа мира сего
прияхом, но Духа, Иже от Бога {т. е. Энергию Его}, да вемы от Бога дарованная
нам (I Кор. 2:10-12). Этими словами: «ведать дарованная нам», Апостол
нам изъявляет Божество Благодатных Даров Божиих и увещевает ведать, что сии
дары созерцания и прочие дары суть Энергия Божества. Также Энергия Божества
суть и Божественные Глаголы апостольской проповеди, как то изъявляет Ап. Павел
в следующих за сим словах: «Яже и глаголем, не в наученных человеческия
премудрости словесех, но в наученных Духа Святаго: духовная духовным
сразсуждающе» (I Кор. 2:13).
Свидетельство Премудрого ветхозаветного
Богомудрого Соломона подтверждает и новозаветный Богоглагольник Апостол Павел,
а именно то, что Глаголы Откровения суть словесная Энергия Божества,
Премудрость Божества Глагол Ипостасного Слова: «Живо бо Слово Божие,
действенно и острейше паче всякаго меча обоюдоостра, и проходяще даже до
разделения души же и тела, членов же и мозгов, и судительно помышлениям и
мыслям сердечным. И несть тварь неявленна пред ним, вся же нага и объявлена
пред очима его. К нему же нам слово» (Евр. 4:12-13). последние слова: «К нему же нам слово», что значат? не то
ли, что сей словесной Деятельности Божества проповедники представляют в
служение свой глагол, свою словесную деятельность, дабы их устами глаголала
Премудрость Божия.
Но продолжаем определения свойств Премудрости
Энергии словесной Божества, записанных царем Соломоном: «Всякаго бо движения
подвижнейша есть Премудрость, достизает же и проницает сквозе всяческая, ради
своей чистоты» (Прем. Сол. 7:24). Смысл сего определения одинаков с смыслом
приведенного выше текста из послания к Евреям Апостола Павла.
«Пара бо есть Силы Божия и Излияние Вседержителя
Славы чистое» (Прем. Сол. 7:25). Этими замечательными словами совершенно
непреложно установляется, что Соломон говорит не о Ипостаси Слова, именуя
Премудростию, но говорит о «Паре Силы Божией» говорит не о Сущности
Вседержителя, но о Излиянии чистом Славы Его, то есть о Энергии Его, «сего
ради ничтоже оскверненно на ню нападает». И эти слова высокознаменательны.
Премудрость Божия Истина сияет и разлита кругом, и к ней прикасаются и
достойные, и недостойные ее, однако свойство сей Божественной Истины таково,
что хотя и соприкасается она и недостойным, и бывает и во устах недостойных,
обаче ничем оскверниться не может.
«Сияние бо есть Света присносущного» (Прем. Сол.
7:26). Этими замечательными словами еще раз совершенно определенно
удостоверяет Царь Соломон, что он ведет речь не о Ипостаси Слова, а о Энергии
Его словесной, которая и есть не сам неприступный Свет, но Сияние сего
Неприступного Света.
«И зерцало непорочно Божия Действия, и образ
благостыни Его» (Прем. Сол. 7:26). Этими словами свидетельствуется, что
словесная Деятельность Слова, которая в тесном смысле слова именуется здесь
Премудростию, является в совокупном триедином Действии Святой Троицы «Зерцалом»
непорочного Божьего Действия, то есть словесным определением изволения Отчего,
непорочного, всесовершенного, а также есть Образ Благостыни, то есть
определение того, что совершает Благостыня Божия или Дух Святой.
«Едина же сущи, всяческая может, и пребывающи в
Себе вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и
пророки устрояет» (Прем. Сол. 7:27). Этими словами, во-первых,
свидетельствуется единство Троического Действия, которое было различаемо по
отношению к Деятельности Отца и Сына и Святого Духа в предыдущем стихе, как то
мы только что видели; здесь же Энергия Божества именуется: «Едина же сущи».
Дальше свидетельствуется о вседейственности Энергии Божества, что она вся
устрояет, и она вся обновляет, пребывая неизменною и вечною, и проходит в души
достойных, то есть приобщается душам Святых и «пророки и други Божия устрояет».
«Досязает же от конца даже до конца крепко и
управляет вся благо»; «Бессмертие есть в сродстве Премудрости» (Прем. Сол.
7:17; 8:1). Не суть ли сии слова по смыслу тождественны со словами
Господними: «Глаголы, яже Аз глагола вам, Дух суть и Живот суть»? Итак, этими
словами свидетельствуется, что восприятие Глаголов Божиих в деятельность
человеческую есть приобщение человека Деятельности Божества и залог бессмертия
для человека.
«И в содружении ея услаждение благо» (Прем. Сол.
8:18).
«И благославие в приобщении словес ея» (8:18).
Итак, как видите, снова свидетельствуется о том, что Премудрость, то есть
Глаголы Слова и Откровение Слова, суть приобщимы человеку и составляют для
человека «благославие его».
Дальше в молитве своей, обращенной к Богу, Царь
Соломон свидетельствует Богооткровенными словами своими, что словесная
Деятельность Божия создала мир: «Боже отцев и Господи милости Твоея, сотворивый
вся Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивый человека» (Прем. Сол. 9:1-2).
Дальше Царь Соломон просит о том, чтобы Бог приобщил его Его словесной Энергии,
говоря: «Даждь мне Твоим Престолом Приседящую Премудрость и не отрини мене от
отрок Твоих» (Прем. Сол. 9:4).
«Отсутствующей Твоей Премудрости, ни во что же
вменится человек» (9:6). Итак, еще раз свидетельствуется, что приобщаемая
Премудрость Ипостасного Слова устрояет в мире всякую истину и всякое благо в
людях, и без сей словесной Деятельности Божией люди духовно жить не могут, и
никто из людей чего-либо доброго и хорошего сделать не может. Вспомним слова
Спасителя нашего: «Яко без Мене не можете творити ничесоже».
Вспомним и слова Св. муч. Иустина, что «Истина есть Бог» в смысле религиозно-нравственной
истины, искони присущей человечеству.
«И с Тобою Премудрость, ведущая дела Твоя»
(Прем. Сол. 9:9).
Опять свидетельство о различии участия Лиц в
общей Деятельности Божества. Премудрость, то есть Словесная Деятельность Слова
изъявляется ведущей «Дела», то есть Деятельность Духа Святого. И сия
Деятельность Слова неотделима от Деятельности Отца, ибо говорится, что она «с
Тобою». «И присутствующая тогда, егда мир творил еси», «и ведущая, что есть
угодно пред очима Твоима, и что право в заповедех Твоих» (9:9).
Опять яркое свидетельство о различии участия Лиц
Деятельностью Своею в общей Деятельности Божества. Видим мы здесь свидетельство
и о Делах Духа Святого, и о «заповедях», и о «угодном пред Очима» Отчими; и
видим свидетельство, что при Делах Духа Святого присутствует Глагол Слова, и
что сей Глагол Слова ведает благоугодное пред Очима Отчими. «Кто бо от человек
познает совет Божий, или кто помыслит, что хочет Бог? Помышления бо смертных
боязлива…» (Прем. Сол. 9:13-14). И паки свидетельство о том, что Глагол Слова
изъявляет Советы Божии.
«Волю же Твою кто познал, аще бо не Ты дал если
Премудрость и послал еси Духа Святаго Своего от высоты? И тако исправишася
стези сущих на земли, и яже Тебе угодна, научишася человецы и Премудростию
спасошася» (Прем. Сол. 13:17-19).
Новое свидетельство, еще ярче подтверждающее
сделанное нами выше различение различного участия Лиц Божества Деятельностью
Своей в общей триединой Деятельности Божества. Слышите ли, что здесь
различается и собственно Премудрость, как Деятельность Слова, которая ведает
Волю Отчую и открывает ее людям. И опять же свидетельствуется, что сие
Откровение в Глаголе Слова сообщается человекам: «яже Тебе угодна, научишася
человецы и Премудростию спасошася».
«Нетленный бо Дух Твой есть во всех. Темже
заблуждающих помалу обличаеши, и в нихже согрешают, воспоминая учиши, да
пременившеся от злобы веруют в Тя, Господи» (Прем. Сол. 12:1-2). Итак, еще раз
свидетельствуется о тайнодействии Деятельности Духа Святого вкупе с деятельностью
Откровения Слова, как сказал Господь: «Той от Моего приимет и возвестит вам».
«Возжелейте убо словес Моих: возлюбите и
накажитеся. Светла и неувядаема есть Премудрость, и удобно видится от любящих
ю, и обрящется от ищущих ю» (Прем. Сол. 6:11). Как видите, здесь, во-первых,
свидетельствуется, что под Премудростию Царь Соломон и не иное что
подразумевал, как Словесную Деятельность Ипостасного Слова, то есть Глаголы
Слова или Откровение Слова; затем свидетельствуется о Божестве сей Деятельности
Слова, ибо говорится, что Глаголы Слова суть неувядаемы, то есть бессмертны.
Дальше же говорится о приобщимости Глаголов Слова и о доступности их для
человека.
«Еже бо мыслити о Ней, разума есть совершенство»
(Прем. Сол. 6:15). Этими словами свидетельствуется о том, каким образом человек
может приобщаться Премудрости, то есть Деятельности словесной Слова, приемля
Глаголы Божественного Откровения в деятельную мысль свою.
«Яко достойных ея сама обходит ищущи, и на
стезях показуется им благоприятно, и во всем провидении сретает их» (Прем. Сол.
6:16).
Этими словами устанавливается единство и
неотделимость Деятельности Слова от Самого Слова. В Евангелии Господь
свидетельствует, что Он стоит у сердца и стучит, здесь же говорится, что
Премудрость сама обходит и ищет достойных. Итак, здесь является, как и в
Евангелии, единство наименования: в Евангелии Господь именует Свою
Деятельность, как увидим ниже, словом «Аз», здесь же отождествляется Ипостась
Слова с Деятельностью Его.
О том же, что сия словесная Энергия Божества,
именуемая «Премудростию», не есть какая-либо неприступная для людей и неведомая
людьми сила, но есть та Самая Премудрость Божия, откровенная нам в Писании,
Предании и в Глаголах Таинственных Откровений, есть та самая Сила Божия,
живущая в нас и посреди нас, о сем удостоверяет Царь Соломон следующими
словами: «Сего ради помолихся, и дан бысть мне разум: призвах, и прииде на мя
Дух Премудрости» (Прем. Сол. 7:7).
к оглавлению