Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово тридцать третье
На день святого Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил безплотных
8 ноября 1907 года
Непрестанно прославляем Тебя, Христе, премудро соединившего небо с землею и составившего одну Церковь из Ангелов и человеков (Стихира на малой вечерни). |
Празднуем, дорогие братия, светлый праздник молниевидного Архангела Михаила и прочих небесных Сил безплотных.
История установления Церковию этого праздника длинна и мы не будем разсказывать ее, желающие знать ее, пусть прочитают о ней в церковной книге "Четьи-Минеи", а теперь побеседуем о духовном безчислевном мире Ангельском, о их свойствах, о их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому Ангельскому Собору и составившей одну Церковь из Ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в Небесном Отечестве, о чем и молим усердно Господа Бога, общего нашего Творца.
Святой Кирилл Александрийский говорит (см. Богословие Макария об Ангелах): если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, — носит на себе такое безчисленное множество людей и всяких существ, то во столько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?
Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, безсмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух — всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел Ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым (то есть они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, безсмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными гражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик Апостола Павла, восхищеннего Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение о мире ангельском, записал его и передал церкви (Дионисий Ареопагит о церковной иерархии).
Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти — каждый на три чина. Первые и световиднейшие Ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесною иерархиею, в соответствие земной иерархии или иерархии Церкви Православной.
Подивимся Божию всеблагому и премудрому промыслу, безмерной благости Его, предназначавшей нас к безконечному соводворению и блаженству вместе с Ангелами в будущем нашем Отечестве и составившей одну Церковь из Ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию. Чтобы удостоиться вечного сожития и блаженной жизни вместе с Ангелами на небе, должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви и всецелой преданности Богу, возвышенности помыслов, воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовию.
Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений, пророки и евангелисты, видели Ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячею любовию и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.
Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царствие вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с безчисленными соборами Ангелов.
Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это безконечное блаженство, которого да и сподобит Господь всех нас благодатию, щедротами и человеколюбием Своим, ходатайством Пречистой Богоматери и предстательством честных небесных Сил безплотных, особенно светозарных, молниевидных, Михаила и Гавриила и святых Ангелов, хранителей наших. Аминь.
к оглавлению